1
Изобретение относится к трансттортной технике, а более точно к транспортным средствам повышенной проходимости в условиях пересеченной местности.
Известно транспортное средство повышенной проходимости, содержащее установленный на опоре остов и генератор механических колебаний, суммарный вектор сил которого расположен под углом к опорному основанию 1.
Недостатком такого транспортного средства является то, что генератор механических колебаний жестко связан с остовом, в результате чего тратится много бесполезной энергии на колебание всего транспортного средства.
Наиболее близким к данному изобретению по технической сущности и достигаемому результату является другое известное транспортное средство повышенной проходимости, содержащее установленный на опорах остов, соединенный посредством упругого элемента с расположенным на поверхности грунта инерционно-импульсным толкателем, имеющим соединенный с приводом вращения генератор механических колебаний, результирующий вектор сил которого расположен под углом к опорному основанию толкателя 2.
Последнее транспортное средство двигается плавно, без колебаний и его КПД значительно выше, однако на корпусе толкателя установлен привод вращения генератора
5 механических колебаний, что в значительной мере увеличивает пассивную массу толкателя, а следовательно уменьшает амплитуду колебаний, что приводит к снижению скорости и тягового усилия. Кроме того,
10 генератор механических колебаний выполнен в виде двух соединенных парой зубчатых колес дебалансоБ, что во-первых, достаточно сложно, а во-вторых, в силу специфических недостатков зубчатых передач
115 ограничивает число оборотов дебалансов, а следовательно, частоту действия неуравновешенных сил, т. е. тяговое усилие.
Цель изобретения - повышение тяговой силы и скорости путем уменьщения
20 пассивной массы толкателя.
Поставленная цель достигается тем, что привод вращения установлен на остове и соединен с генератором механических колебаний посредством гибкого валика. Кроме того генератор механических колебаний выполнен в виде щарнирно прикрепленной к корпусу толкателя вилки, на концах плеч которой поворотно установлен дебаланс,
)30 соединенный с гибким валиком.
Изобретение иллюстрируется чертежом, на котором схематически показан инерционно-импульсный толкатель с взаимодействующим с ннм транспортным средством.
Транспортное средство состоит из остова 1, который установлен на любых известный опорах, например колесах, гусеницах. Остов 1 посредством упругого элемента 2 соединен с расположенными на поверхности грунта инерционно-импульсным толкателем 3, имеющим генератор 4 механических колебаний, суммарный вектор сил ±F которого расположен под углом а к опорному основанию 5 толкателя 3.
Генератор 4 механических колебаний состоит из вилки 6, которая посредством шарнира 7 прикреплена к корпусу 8 толкателя 3, и дебаланса 9, который поворотно установлен на концах плеч 10 вилки 6. Вращение дебалаиса 9 осуществляется любым известным приводом 11 вращения, который установлен на остове 1 транспортного средства и при помощи гибкого валика 12 соединен с валом 13 дебаланса 9.
Для предотвращения скольжения толкателя 3 в направлении, обратном движению транспортного средства, угол а выбран в соответствии со следующим соотнощением:
g-|x-sin р cos (а -р) - ,
где
р - угол трения покоя между опорным основанием 5 толкателя 3 и грунтом; ILI - отнОщение полной массы толкателя к
массе дебаланса;
0) - угловая скорость вращения дебалаиса; г - радиус инерции массы дебаланса.
При движении транспортного средства пускают привод 11 вращения, который посредством гибкого валика 12 приводит во вращение дебаланс 9. Возникающая при этом знакопеременная сила ±F в одном периоде воспринимается грунтом, а - в другом, через упругий элемент, передается остову 1 транспортного средства в виде тягового усилия. Во время активного периода упругий элемент 2 накапливает энергию а во время пассивного - отдает ее остову транспортного средства. В результате транспортное средство перемещается плавно, а его большая масса гасит колебания. Поскольку толкатель 3 не имеет большой пассивной массы, а генератор 4 механических колебаний не имеет зубчатых передач, представляется возможным значительно повысить скорость вращения
дебаланса, в результате возрастает КПД и тяговое усилие. Во время работы генератора механических колебаний возникают качания его вилки 6, однако при правильном соотношении масс дебалаиса и вилки толкатель совершает движение по прямой, а инерционные силы качаиия вилки в Виду незначительной величины ее массы не имеют существенного значения. Правильно подобранный угол наклона суммарного вектора ±F предотвращает обратное скольжение по грунту толкателя 3, однако для лучшего сцепления его с грунтом возможно применение любых известных грунтозацеиов одностороннего действия на основании 5.. , . Применение данного изобретения позволяет с большой технической простотой значительно повысить тяговую силу толкателя, повысить КПД, упростить конструкцию и увеличить скорость транспортного средства. Заводские испытания укрупненной модели показали, что транспортная тележка, оснащенная нредложенным толкателем, двигалась по пересеченной местности со скоростью 12 км/час при тяговом усилии 50 кг.
Формула изобретения
1.Транспортное средство новышенной проходимости, содержащее установленный на опорах остов, соединенный посредством упругого элемента с расположенным на поверхности грунта инерционно-импульсным толкателем, имеющим соединенный с приводом вращения генератор механических колебаний, результирующий вектор сил которого расположен под углом к опорному основанию толкателя, отличающееся тем, что, с целью повышения тяговой силы и скорости путем уменьшения пассивиой массы толкателя, привод вращения установлен на остове л соединен с генератором механических колебаний носредством гибкого валика.
2.Транспортное средство поп. 1, отличающееся тем, что генератор механических колебаний выполнен в виде шарнирно прикрепленной к корпусу толкателя вилки, на концах плеч которой поворотно установлен дебалаис, соединенный с гибким валиком.
Источники информации, -. принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 81109, кл. В 06В 1/16, 1949.
2.Патент США № 3365012, кл. 180-4, 1966 (прототип).
//
Авторы
Даты
1980-10-07—Публикация
1978-05-31—Подача