(54) ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
1
Изобретение относится к транспортной технике, и, :в частносги к движителям транспортных средств высокой проходимости.
Известен движитель, содержащий эластичные вертикальные стойки, прик|репленньге к ходовой раме, на «которой наклонно установлен генератор механических (колебаний .
Недостатком этого дв ижителя является Использование только лишь одной половины цикла колеблющихся масс генератора, и связанный с этим чрезвычайно низкий
КПД.
Другой известный движитель, который наиболее близок к изобретению по технической сущности и достигаемому результату, содержит опорные лыжи с горизонтальными направляющими, в которых на свободных роликах установлены вертикальные стойки ходовой рамы, имеющей механизм возвратно-поступательного перемещения лыж, причем ходовая рама содержит также опоры, расположенные между лыжами и механизм верти1кального подъема 2.
Существенными недостатками последнего движителя являются повышенные энергозатраты на передвижение полезного груза, а также низкая путевая скорость. Это объясняется тем, что в процессе движения
транспортного средства его масса при смене опор на лыжи и обратно сове|рщает вертикальные колебания, а также тем, что каждое горизонтальное перемещение этой
Б массы совершается с остановками.
Цель изобретения - уменьшение энергозатрат и увеличение скорости движения по опорной поверхности.
Это достигается тем, что каждая стойка установлена в вертикальных направляющих на упругом элементе и снабжена связанным кинематической связью с механизмом возвратно-поступательного перемещения лыж генератором механических коле15 баний, синхронных перемещениям лыж.
На чертеже схематически изображен продольный разрез движителя.
Движитель состоит из ходовой рамы /, которая сво1ими вертикальными стойками
20 2, имеющими на концах свободные ролики 3, опирается на лыжи 4, имеющие горизонтальные направляющие 5. На раме 1 установлен меканизм 6 возвратно-поступательного перемещения лыж 4, который вы25полнен, например, в виде кривошнпно-коромыслопо механизма, соединенного с зубчатым сектором 7, зацепленным с зубчатой рейкой 8, установленной на штанге 9. шарнирно соединенной своими концами 10
30 и // с направляющими 5 лыж 4.
Каждая стойка 2 установлена в вертикальных направляющих 12 рамы /ив верхней части опирается на упругий элемент 13, выполненный, например, в виде цилиндрической пружины. На каждой стойке 2 установлен генератор механических колебаний, вылолиеННый, нал-р.имер, в виде пары дебалансов 14, вращающихся в вертикальной плоскости и создающих вертикальное знакопеременное усилие с частотой, равной частоте леремещення опорных льпк /. Для этого дебалансы 14 посредством кинематической связи, например зубчатой (на чертеже не показана) соединены с кривошипом механизма 6 с передаточным числом //. Для возможности передачи вращения дебалансам 14, размещенным в корпусе генератора механических колебаний, вышеуказанная кинематическая связь включает в себя муфту 15 со свободным осевым перемещеН|Ием ее полумуфт, например зубчатую.
При вращении каждой пары дебалансов .14 возникает вертикальная инерционная сила, изменяющаяся по синусоидальному закону. Эта сила приложена непосредственно к стойкам Я В течение первого иолуцнкла, когда инерционная сила, развиваемая дебалансами, направлена вниз, давление мащпны на грунт увеличивается и одновременно зубчатый сектор 7, обкатываясь по зубчатой рейке 8 перемещает раму / впе|ред вместе с стойками 2 относительно лыж 4, так как сила сопротивления при движении ра1мы / со стойками 2 на опорных роликах 3 относительно направляющих 5 значительно мепьще, чем сила сопротивления при движении прижатых к грунту лыж 4.
В течение второго полуцикла инерционная сила, развиваемая дебалансами 14, снимает давление веса мащины на грунт и зубчатый 7 проталкивает зубчатую рейку 8, а вместе с нею и направляющие 5 с лЬ1жами 4 вперед, относительно П(родблжающих двигаться по ипердии вперед рамы 1 со стойками 2, так как масса транспортного средства, связанная с рамой / и стойками 2, значительно больше массы лыж 4 с направляющими 5.
Таким образом, в каждом цикле движения, только у лыж 4 с направляющими 5 скорость падает до нуля, а так как их масса, как правило, в, несколько раз меньше массы остальной части машины, то и работа, затрачиваемая на разгон лыж в каждом цикле, не является определяющей, так же как ,и работа, затрачиваемая на вывешивание машины дебалансами, ввиду незначительности высоты вывешивания. В данном движителе высота вывешивания машины конструктивно не связана с клиренсом транспортного средства.
Применение изобретения позволяет значительно сократить энергозатраты на передвижение полезного груза и обеспечить повышенную быстроходность по пересеченной местности и мягким грунтам.
Фор.мула изобретения
Движитель транспортного средства, содержащий опорные лыжи с горизонтальными направляющими, в которых на роликах установлены вертикальные стойки .ходовой рамы, имеющей механизм возвратно-поступательного перемещения лыж, отличающийся тем, что, с целью уменьшения энергозатрат и увеличения скорости движения по опорной поверхности, каждая стойка установлена в вертикальных направляющих . на упругом элементе и снабжена связанным кинематической связью с механиз|мом возвратно-поступательного перемещения лыж генератором механических колебаний, синхронных перемещениям лыж.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1.Патент Великобритании № 1140954, кл. F 2 XII, 1969.
2.Патент Великобритании № 1221383. кл. Е 1 F,1971.
I
I, i
h
v
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Движитель водного транспорта | 2019 |
|
RU2712356C1 |
АВТОМОБИЛЬ | 1996 |
|
RU2114754C1 |
ШАГАЮЩИЙ ДВИЖИТЕЛЬ ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ | 2010 |
|
RU2435693C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НАПРАВЛЕННЫХ МЕХАНИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ, СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ НАПРАВЛЕННЫХ МЕХАНИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ В ОДНОНАПРАВЛЕННОЕ ПРЕРЫВИСТОЕ ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ, СПОСОБ УПРАВЛЯЕМОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В ЗАДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ И УСТРОЙСТВА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭТИХ СПОСОБОВ | 2004 |
|
RU2280513C2 |
ИНЕРЦИОННЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 1994 |
|
RU2097600C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1996 |
|
RU2116925C1 |
КОЛЁСНО-ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ИНВАЛИДА | 2013 |
|
RU2542220C1 |
ПЛАВУЧЕ-ШАГАЮЩИЙ ДОННЫЙ АППАРАТ | 2001 |
|
RU2214940C2 |
Инерционно-пульсирующий движитель | 1982 |
|
SU1022856A1 |
ИМПУЛЬСНО-ИНЕРЦИОННЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ (ИИД) И АГРЕГАТИРОВАННЫЙ ИМПУЛЬСНО-ИНЕРЦИОННЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ (АИИД) ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2010 |
|
RU2455187C1 |
Авторы
Даты
1980-04-30—Публикация
1977-06-15—Подача