(54) ИМПУЛЬСНО-ФРИКЦИОННЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Транспортное средство повышенной проходимости | 1978 |
|
SU768690A1 |
СПАСАТЕЛЬНАЯ ШЛЮПКА С ГИДРОВОЛНОВЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ | 2014 |
|
RU2604252C2 |
Импульсный фрикционный движитель для самоходных систем | 1961 |
|
SU151574A1 |
СПАСАТЕЛЬНАЯ ШЛЮПКА С ГИДРОВОЛНОВЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ | 2014 |
|
RU2603812C2 |
САМОХОДНОЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2005 |
|
RU2299295C2 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ТРОСОВЫМ ПРИВОДОМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ | 2015 |
|
RU2636243C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НАПРАВЛЕННЫХ МЕХАНИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ, СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ НАПРАВЛЕННЫХ МЕХАНИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ В ОДНОНАПРАВЛЕННОЕ ПРЕРЫВИСТОЕ ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ, СПОСОБ УПРАВЛЯЕМОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В ЗАДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ И УСТРОЙСТВА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭТИХ СПОСОБОВ | 2004 |
|
RU2280513C2 |
ДВУХКОЛЕЙНЫЙ ДВУХКОЛЕСНЫЙ ВЕЛОСИПЕД С ПЛАВАЮЩЕЙ КАБИНОЙ | 1995 |
|
RU2090429C1 |
ЭКРАНОЛЕТ, ЕГО ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЕ УСТРОЙСТВО И ПРИВОД СКЛАДЫВАНИЯ КРЫЛА | 1995 |
|
RU2099217C1 |
ПОДВЕСКА КАБИНЫ ТРАКТОРА | 2005 |
|
RU2293036C1 |
1
Изобретение относится к транспортной технике, а именно к движителям транспортных средств повышенной проходимости.
Известно транспортное средство с инерционно-импульсным движителем, содержащее опорное основание и генератор механических колебаний, главный вектор которого направлен под углом к опорному грунту 1 .
Недостаток этого транспортного средства состоит в том, что остов машины вместе с полезным грузом должен колебаться с частотой генератора механических колебаний.
Указанный недостаток в большой мере устранен в другом известном транспортном средстве, остов которого опирается на- колеса и отделен от движителя упругим элементом, а движитель содержит привод и массы, колеблюш.иеся под углом к опорному основанию 2.
Недостатком этого движителя является наличие большой пассивной массы, вследствие чего он имеет небольшой КПД.
Наиболее близким к изобретению по технической суш.ности и достигаемому результату является импульсно-фрикционный движитель транспортного средства, содержащий связанное упруги.м элементом с корпусом транспортного средства опорное основание с шарнирно присоединенной под углом к нему качающейся вилкой, на концах плеч которой установлен дебаланс, соединенный .с приводом вращения, причем привод дебалансной массы установлен на корпусе транспортного средства и соединен с ней посредством гибкого валика 3.
Недостатком данного движителя является то, что вилка совершает качания в плос10кости, перпендикулярной вертикальной плоскости перемещения транспортного средства, что вызывает неустойчивость движителя из-за поперечного смещения опорной плиты. Кроме того, момент трения в оси дебаланса )5 смещает угол качания вилки в сторону вращения дебаланса, в результате чего амплитудный вектор центробежной силы оказывается смещенным из вертикальной плоскости движения транспортного средства, а это снижает КПД.
20
Цель изобретения - повышение устойчивости на опорном грунте и КПД.
Поставленная цель достигается тем, что в импульсно-фрикционном движителе, содержащем связанное упругим элементом
с корпусом транспортного средства опорное основание с присоединенной под углом к нему шарниром качающейся вилкой, на концах плеч которой установлен дебаланс, соединенный с приводом вращения, ось указанного шарнира расположена горизонтально перпендикулярно продольной оси транспортного средства, а вилка снабжена упругим (фиксатором угла ее наклона к опорному основанию.
Кроме того, упругий фиксатор вилки связан с приводом его поворота из кабины водителя.
На фиг. 1 представлена принципиальная схема импульсно-фрикционного движителя; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.
Движитель включает вилку 1, которая посредством шарнира 2 прикреплена к опорному основанию (плите) 3, и дебаланс 4, поворотно установленный на концах плеч 5 вилки 1. Ось 6 шарнира 2 и дебала11СНЬ|к вал 7 расположены перпендикулярно плоскости перемещений движителя. Угловое положение вилки 1 относительно плиты 3 фиксировано упругим элемептом двустороннего действия, который выполнен в виде двух охватывающих шарнир 2 пружин 8 и 9 кручения с противоположно направленной навивкой. Каждая пружина имеет симметричную фор.му с выступом 10 посередине. Пружина предварительно напряжена, концы ее опираются на плечи 5 вилки I, а выступ 10 - на выступ 11 плиты 3. Жесткость упругого элемента подобрана из условия предотвратить «увод вилки .моментом трения, действую цим в опорах дебалансного вала. Выступ 11 размещен на цилиндрической направляющей 12 с пазом 13 и фиксируется на ней, например, гайкой 14. Опорная плита 3 движителя связана с остовом 15 транспортного средства упругим элементом 16.
Привод дебаланса 4 установлен на остове 15 и связан с валом 7 посредством гибкого или карданного вала (не показан).
Устройство работает следующим образом.
Двигатель приводит во вращение дебаланс 4. Действующая при этом вдоль вилки знакопеременная сила в одном периоде воспринимается грунтом, а в другом - передается посредством упругого элемента 16 остову 15 в виде тягового усилия.
В первый период цикла опорная плита 3 неподвижна, во второй - она совершает скачкообразное движение в направлении перемещения транспортного средства. Остов 15 воспринимает толкающие воздействия плиты 3 через упругий элемент 16, благодаря чему транспортное средство перемещается непрерывно, а его большая масса в значительной степени гасит колебания движителя.
Вращение дебаланса 4 порождает качания вилки в плоскости движения. Угловая
амплитуда качаний приближенно равна удвоенно.му oтнouJeнию радиуса инерции дебаланса к межосевой длине вилки, поэтому правильны.м подбором межосевой дины можно угол качания свести к малой величине,
соизмеримой с разбросом числовых характеристик угла трения. Оптимальный угол наклона вилки 1, при котором предотвращается скольжение опорной плиты 3 в направлении, обратном движению транспортного средства, и развивается наибольщая скорость, устанавливают поворотом подвижного выступа 10.
Значительный поворот выступа 10 изменяет режим движения транспортного средства, а именно: вертикальное положение
вилки способствует торможению, а наклон ее в противоположную сторону обеспечивает резкое торможение и обратный ход. Регулирование угла наклона вилки в связи с меняющимися свойствами, грунта или переменой режима движения .можно производить из кабины транспортного средства воздействие.м на выступ 10, напри.мер, гидропривода.
Применение данного изобрете1;ия позволяет исключить поперечное смещение опор5 ной плиты, что повышает устойчивость движителя п сов.местно с исправлением эффекта сдвига направления главного выхода от продольной плоскости позволяет увеличить КПД до 17/о, а фиксация положения вилки управляемы.м упругим элементом позволяет
0 просты .ми средствами регулировать скорость и режи.м движения транспортного средства.
Формула изобретения
51- Импульсно-фрикционный движитель
транспортного средства, содержащий свя3aHfioe упругим элементом с корпусо.м транспортного средства опорное основание с присоединенной под углом к нему шарниром качающейся вилкой, на концах плеч кото3 рой установлен дебаланс, соединенный с приводом вращения, отличающийся тем, что, с целью повышения устойчивости на опорно.м грунте и коэффициента полезного действия, ось указанного шарнира располо, жена горизонтально перпендикулярно продольной оси транспортного средства, а вилка снабжена упругим фиксатором угла ее наклона к опорному основанию.
0 приводом его поворота из кабины водителя.
Источники информации, нринятые во внимание при экспертизе
№ 768960, кл. В 62 D 57/00, 1978 (прототи п). , ,/. J /J 0 Фиг.1 iz
-.
Фиг,.2.
Авторы
Даты
1983-02-23—Публикация
1981-10-05—Подача