Предлагаемая муфта свободного хода (Д1СХ) состоит из наружной обоймы 1, внутри которой на подшипниках 2 (ими могут быть иглы, ролики, специальные подшипники качения или скольжения) размещается внутреиняя обойма 3.
Нажимное кольцо 4 имеет с обеих торцевых сторон торцевые скошенные кулачки и размеш;ается подвижно на шлицах внутренней обоймы 3.
Два фланца 5 имеют рабочие поверхности, армированные фрикционными накладками, или комплект фрикционных дисков и соединены с наружной обоймой 1.
Два заклинивающих элемента 6, выполненньте в виде колец с плоскими рабочими поверхностями со стороны фланцев 5 и имеющие соответствующие скощенные кулачки со стороны нажимного кольца 4.
Иглы 7 могут размещаться между торцевыми скощенными кулачками нажимного 4 и заклинивающих 6 колец в пазах, расположенных по радиусу.
Две отжимные пружины 8 могут устанавливаться между нажимным 4 и закли нивающим 6 кольцами.
Внутренняя обойма 3 жестко насаживается на вал первичного двигателя и является ведущим звеном, а наруншая обойма 1 жестко связана с валом генератора и является ведомым звеном. При использовании отжимных пружин 8 наружная обойма 1 может служить в качестве ведущего звена, а внутренняя обойма 3-в качестве ведомого. Отжимные пружины 8 выбирают зазоры и прижимают рабочие поверхности заклинивающих колец 6 к рабочим поверхностям фланцев 5. Угол скольжения сводится к минимуму, и муфта ра ботает независимо от того, какая обойма является ведущей - внутренняя 3 или наружная 1.
При приложении крутящего момента соответствующего знака со стороны первичного двигателя к ведущему звену МСХ, например к внутренней обойме 3 в направлении против движения часовой стрелки, нажимное кольцо 4, поворачиваясь вместе с внутренней обоймой 3, торцевыми скощенными кулачками нажимает на торцевые скощенные кулачки заклинивающих колец 6. При этом заклинивающие кольца 6 своими плоскими рабочими поверхностями прижимаются к плоским рабочим поверхностям фланцев 5. Происходит заклинивание муфты. Крутящий момент передается от ведущего звена обоймы 3 к флаицам 5, и, следовательно, к соединенному с ними ведомому звену - наружной обойме 1 и рабочему механизму- генератору. Заклинивание МСХ происходит за счет того, что силы трения между торцами кулачков меньше, чем суммарная сила трения между плоскими рабочими
поверхностями заклинивающих колец 6 и фланцев 5.
Как только прекратится приложение крутящего .момента от первичного. двигателя к ведущему звену - обойме ,3, наружная обойма 1 под действием запасенной кинетической энергии маховых масс ведомого механизма продолжает вращаться в прежнем направлении, вращая фланЦЬ1 5 и заклинивающие кольцд 6. Торцевые кулачки заклинивающих колец 6 заходят в широкую часть пространства между торцевыми кулачками заклинивающих 6 и нажимного 4 колец, отходят от фланцев 5,
и между фланцами 5 и заклинивающими кольцами 6 образуется пространство. Муфта расклинивается. Теперь относительная частота вращения ведущего и ведомого звеньев МСХ может быть как угодно велика, так как рабочие поверхности заклинивающих элементов почти не имеют контакта и поэтому при свободном ходе практически не изнашиваются.
Применение предлагаемой муфты свободного хода позволит расширить использование валогенераторных установок в су довых электростанциях.
Встраивание предлагаемой муфты свободного хода в судовые дизель-генераторные агрегаты позволит разукрупнить установленную мощность дизель-генераторов на основе их параллельной работы, повысить коэффициент загрузки дизель-генераторов и работать в режиме наименьшего
удельного расхода топлива.
Формула изобретения
1. Клиновая муфта свободного хода,
содержащая наружную и внутреннюю обоймы, с торцевыми кулачками, заклинивающий элемент в виде кольца с торцевыми кулачками и отжимную пружину, отличающаяся тем, что, с целью увеличения нагрузочной способностн за счег повыщения допустимой частоты относительного вращения заклинивающих элементов при свободном ходе муфты, она выполнена с дополнительными заклинивающими элементами, причем рабочие поверхности заклинивающих элементов и наружной обоймы выполнены плоскими, при этом плоскости поверхности наружной обоймы снабжены фрикционными накладками, кольцо внутренней обоймы подвижно относительно обоймы в осевом направлении, а внутренняя обойма размещена в наружной, снабженной подщипниками.
2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью повыщения КПД и упрощения технологии изготовления, между торцевыми кулачками внутренней обоймы и заклинивающих элементов размещены
иглы, а наружная обойма с рабочими
плоскими поверхностями выполнена с разъемом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР
№ 209155, кл. F 16D 41/07, 20.01.67.
2. Пилипенко М. Н. Механизмы свободного хода. М., здание «Машиностроение, 19.66, с. 158 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2019441C1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1986 |
|
SU1390457A2 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1989 |
|
SU1762018A1 |
Предохранительная фрикционная муфта М.П.Шишкарева | 1982 |
|
SU1055915A1 |
МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА | 1990 |
|
RU2011053C1 |
Стенд для испытания муфт | 1990 |
|
SU1763925A1 |
ЦЕНТРОБЕЖНОЕ СЦЕПЛЕНИЕ ДЛЯ САМОДВИЖУЩИХСЯ МАШИН С ДВИГАТЕЛЕМ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1965 |
|
SU167437A1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 1971 |
|
SU419652A1 |
Фрикционная предохранительная муфта повышенной точности срабатывания | 1980 |
|
SU894240A1 |
Фрикционная предохранительнаяМуфТА | 1979 |
|
SU815338A1 |
/i-A
Авторы
Даты
1980-10-07—Публикация
1978-06-30—Подача