Изобретение относится к. области транспортного машиностроения, преимущественно к производству транспор ных средств на гусеничном ходу. Известна бесшарнирная гусеница транспортного средства, содержш ая гибкие ленты, скрепленные поперечинами, грунтозацепы, закрепленные под гибкой лентой, и элементы зацепления 1}. Указанная гусеница имеет тот недостаток, что в ней отсутствуют эле менты, предотвращающие ее боковое скольжение, вследствие чего проходи мость транспортного средства, особенно на косогорах, ухудшается. Известна также бесшарнирная гусе ница, содержащая гибкие ленты, скре ленные поперечинами, образующими в средней части выступы в сторону гру та, грунтозацепы, закрепленные под гибкой лентой, и элементы зацепления с ведущими колесами транспортного средства 2 . Благддаря наличию в средней части поперечин выступов эта гусеница имеет более высокую проходимость по пересеченной местности. Однако из-за .нерасчлененности грунтозацепов прохо димость, особенно на тяжелых и вязких TpyjiTax, все же недостаточна. Целью изобретения является повышение проходимости транспортного средства и улучшение самоочищаемости гусеницы. Поставлейная цель достигается тем, что каждая поперечина выполнена из упругой пластины и установлена над гибкой лентой, элементы зацепления установлены в средней части каждой ленты, а грунтозацепы выполнены за одно целое с нею в виде выступов различной высоты и размещены рядами, которые образуют острый угол с продольной осью гусеницы, причем грунтозацепы большей высоты установлены ближе к продольной оси, а расстояние между осями поперечин- меньше, чем расстояние между осями выступов грунтозацепов одинаковой величины, а одноименные опорные точки грунтозацепов каждой ленты в поперечном ее сечении выполнены по кривой линии с выпуклостью последней в сторону ленты, а выступ в средней части поперечины сопря. жен с указанной кривой линией. На фиг. 1 показана бесшарнирная гусеница транспортного средства в поперечном разрезе; на фиг. 2 - вид А .на фиг. 1; на фиг. 3 - вид Б на фиг.1 Бесшарнирная гусеница транспортного средства содержит гибкие ленты 1, скрепленные поперечинами 2, имеющими асфальтоходные башмаки 3, грунтозацепы 4 и элементы 5 для зацепления с ведущими колесами транспортного средства. Каждая поперечина выполнена из упругой пластины, имеет расположенную в центре между ее.элементами 5 зацепления площадку б для опорных катков 7.транспортного средства. Элементы зацепления 5 расположены над средней частью каждой ленты 1. Грунтозацепы выполнены заодно целое с гибкими лентами в виде выступов 8-13 уменьшающихся по высоте к наружным краям гусеницы,и размещены рядами, которые образуют острый угол с продольной осью гусеницы. Каждая поперечина расположена над лентами и расстояние между осями 14 поперечин меньше, чем расстояние между ося ми 15 выступов грунтозацепов одинаковой высоты. В средней части каждая поперечина 2 образует выступ в сторо ну грунта. Одноименные опорные точки 16 выступов каждой ленты в поперечном ее сечении выполнены по кривой линии 17 с выпуклостью последней в сторону ленты, а выступ в средней части попе речины 2 сопряжен с кривой линией 17 Шаг поперечин меньше шага грунтозацепов. На чертежах показан модуль гусеницы из восьми шагов поперечин и четырех шагов грунтозацепов. Стыкуя такие модули на уширенных ковщевых поперечинах, можно получить бесшарнирную гусеницу необходимой длины. Работает гусеница следующим образом. При движении транспортного средства его ведущие колеса, взаимодействуя с элементами 5 зацепления, вращают гусеницы. Опорные катки 7 пе рекатываются по беговой дорожке гусе ницы, образованной площадками 6. При движении по жесткой поверхнос ти гусеница опирается на нее централ ными плоскими зонами асфальтоходных башмаков 3, что обеспечивает стабили зацию гусеницы, уменьшает ее перекос и вероятность спадания. Спаданию гусеницы препятствуют также наклонные участки поперечины охватывающие боковины опорных катков 7, и элементы 5 зацепления, располо женные по краям гусеницы. Такое рас положение элементов 5 исключает перекос гусеницы на ведущих и направляющих колесах. При движении по деформируемому грунту, гусеница погружается в него Яри этом за счет формы, размеров и взаиморасположения выступов 8-13, концентрация напряжений в грунте сн xaisTCH от центральной зоны гусеницы к ее краям. Такое выполнение грунто зацепов приводит к улучшению сцепных качеств (повышению проходимости) гусеницы с грунтом благодаря тому,что грунтозацепы внедряются в грунт, уплотненный наружными поверхностями гибких лент 1. Это приводит к снижению разрушающего воздействия на.грунт, а также к уменьшению нагревания грунта гусеницей при повороте транспортного средства. Такое взаимодействие гусеницы с грунтом улучшает проходимость и маневренность транспортного средства и позволяет снизить энергозатраты на передвижение. При этом расположение поперечин, выполненных из упругих пластин, над лентами не приводит к образованию зон концентрации напряжений в грунте, позволяет получить гладкие поверхности лент 1 на участках между выступами 8-13 и снижает прилипание к ним грунта. Самоочищению гусеницы от налипшего грунта способствует периодическое изменение длины наружной поверхности гибких лент 1 при их изгибе на ведущих и направляющих колесах. Самоочищаемость гусеницы и повыше- ние сцепных качеств гусеницы при ее буксовании(частичном и полном)обеспечивается также благодаря расположению выступов 8-13 под углом к оси каждой из лент, которые расходятся от центра гусеницы к ее периферии, образуя угол, вершина которого направлена в сторону действия силы тяги. При этом происходит частичное увеличение силы тяги, а также улучшается боковая устойчивость транспортного средства за счет наличия боковой реакции на выступах, образующих грунтозацепы, которые расположены наискось к наружным краям гусеницы. Формула изобретения 1. Бесшарнирная гусеница транспортного средства, содержащая гибкие ленты, скрепленные поперечинами, образующими в средней части выступы в сторону грунта, грунтозацепы, закрепленные под гибкой лентой, и элементы зацепления с ведущими колесами транспортного средства, отличающаяся тем, что, с целью повышения проходимости транспортного средства и улучшения самоочищаемости гусеницы, каждая поперечина выполнена из упругой пластины и установлена над гибкой лентой, элементы зацепления установлены в средней части каадой ленты, а грунтозацепы выполнены за одно целое с нею в виде выступов различной высоты и размещены рядами, которые образуют острый угол с продольной осью гусеницы, причем грунтозацепы большей высоты установлены ближе к продольной оси последней, а расстояние между осями поперечин меньше, чем расстояние
между осями выступов грунтозацепов одинаковой величины.
2. Бесшарнирная гусеница по п.1, отличающаяся тем, что одноименные опорные точки выступов каждой ленты в поперечном ее сечении выполнены по кривой линии, с выпуклостью последней в сторону ленты, а выступ в средней части поперечины сопряжен с указанной кривой линией.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР
№ 424758, кл, В 62 D 55/24, 10.12.71.
2.Патент США 3148920,кл.305-35, опублик. 12.12.61.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГУСЕНИЦА БЕСШАРНИРНАЯ РЕЗИНОАРМИРОВАННАЯ УБОРОЧНОЙ МАШИНЫ | 2009 |
|
RU2403165C1 |
Бесшарнирная гусеница транспортного средства | 1977 |
|
SU629113A1 |
ДВИЖИТЕЛЬ ГУСЕНИЧНЫЙ | 2012 |
|
RU2511192C1 |
ЭЛАСТИЧНАЯ ГУСЕНИЦА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2010 |
|
RU2446975C1 |
Бесшарнирная гусеница транспортногоСРЕдСТВА | 1979 |
|
SU839823A1 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2007 |
|
RU2340501C1 |
Бесшарнирная гусеница транспортного средства | 1983 |
|
SU1087405A1 |
БЕСШАРНИРНАЯ ГУСЕНИЦА | 2000 |
|
RU2191130C2 |
Эластичная гусеница транспортного средства | 2017 |
|
RU2647410C1 |
Эластичная гусеница транспортного средства | 2016 |
|
RU2644845C1 |
Авторы
Даты
1980-10-15—Публикация
1978-11-22—Подача