Изобретение относится к устрой- - ствам для разделения жидкостей в поле действия центробежных сил,а именно к центрифугам,и может быть использовано в автотракторной промышленности для очистки картерного масла в двигателях внутреннего сгорания.
Известны центрифуги с активным и внутренним реактивным приводом, в которых каналы реактивного привода выполнены тангенциальными (}.
Недостатком известных центрифуг является отсутствие возможности регулирования привода в зависимости от расхода жидкости и скорости вращения ротора, в результате чего при малых скоростях (до 10 м/с) истечет ния масла, крутящий момент, развиваемый реактивным приводом, крайне мал, а при больших скоростях истечения (более 14 м/9) значительно увеличиваются гидравлические потери в приводе, и частота вращения ротора как правило, превышает допустимые величины.
Частично указанные недостатки устранены в конструкции центрифуги, включающей ротор с колонкой, установленный на полой оси с тангенциальными каналги и для подвода и отвода
масла, и упругие пластины, размещенные в каналах для подвода масла 2 Эта центрифуга является наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому эффекту.
Однако такая центрифуга не позволяет регулировать проходное сечение тангенциальных каналов реактивного привода для отвода масла в зависимости от частоты вращения ротора центрифуги, что снижает эффективность ее работы, т.е. приводит к повышению гидравлических потерь и ухудшению качества масла за счет выпадения в осадок улучшающих его свойства присадок.
Целью изобретения является повьш ение его эффективности очистки масла.
Поставленная цель достигается тем, что в верхней части колонки выполнены сегментные пазы, в которых размещены дополнительные упругие пластины, прикрепленные одним концом в колонке и снабженные грузами на свободных концах, при этом свободные концы упругих пластин изогнуты так, что образуют 30 со стенкой колонки и тангенциальные.
каналы для прохода очищенного масла.
Грузы прелстацляют собой загну.тые на 180 края упругих пластин.
На фиг.1 показана представляемая цен.трифуга с внутренним реактивным приводом, общий вид; на фиг.2сечение А-А на фигЛ.
Центрифуга содержит ротор 1, установленный на полой оси 2, в которой выполнены каналы 3 для отвода масла на осадительной полости, ротора. В верхней части колонки 4 ротора выполнены сегментные пазы 5, в которьос размещены упругие пластины б, закрепленные одним концом на колонке 4, ротора, например, при помоши болтов 7. Свободные концы 8 упругих пластин снабжены грузами 9, образованнь 4и, например, загнутыми на 180® краями пластин. Свободные конщл 8 пластин отогнуты к наружи, а внешние и внутренние кромки стенок сегментных пазов 5 скруглены по радиусам, причем соотношение этих радиусов подбирается опытным путем с целью уменьшения гидравлических потерь на входе масла в тенгенциальные каналы 11, образованные стенками сегментных пазов колонки и свободными концами пластин 6. Отогнутые свободные концы пластин и скругленные кромки стенок пазов позволяют получить форму тангенциального канала 11 в продольном сечении в виде сопла Вентури, что способствует повышению КПД .привода.
При минимальных расходахмасла через ротор 1 и минимальной частоте его вращения свободный конец 8 упругой пластины 6 образует с наружной стенкой 10 сегментного паза 5 тангенциальный канал 11 с минимально возможной площадью проходного сечения,, позволяя поддерживать скорость Истечения масла и скоростной режим ротора в оптимальных пределах.
С увеличением расхода масла через ротор 1, вследствие возрастания гидравлического сопротивления тангенци-i ального канала 11,давления масла в полости ротора возрастает на большую величину, чем в каналах 3, вследствие чего свободный конец 8 пластин 6 отходит от колонки 4 ротора 1, увеличивая проходное сечение тангенциалного канала 11.
При увеличении частоты вращения ротора; 1 сверх допустимой,центробежная сила, действующая на груз У, преодолевает силу упругости пластины 6, и свободный конец 8 ее еще больше отходит от; колонки увеличив сечение канала 11, в результате чего уменьшается реактивный момент на приводе, а частота вращения ротора 1 начинает падать до тех пор, пока свободный конец 8 упругой пластины 6 не сместится к оск ротора, обеспечив поддержание частоты вращения в оптимальных пределах.
Указанною особенности конструкции позволяют без ущерба для качества очистки масла сократить потребное количество типоразмеров центрифуг, т.е.
использовать центрифугу одной размерности на двигателях со значительно различающимися расходами масла. По предварительньви расчетам такая центрифуга только в условиях Челябинского тракторного завода дает/ годовой экономический эффект не менее 40000 руб.
Формула изобретения
1.Центрифуга для очистки жидкости, преимущественно масла в двигателях внутреннего сгорания, включающая ротор с колонкой, установленный на полой оси с тангенциальными каналами для подвода и отвода масла и упругие пластины, размещенные в каналах для подвода масла, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности очистки масла, в верхней части колонки выполнены сегментные пазы, в которых размещены дополнительные упругие пластины., прикрепленные одним концом
0 в колонке и снабженные грузами на свободньсс концах, при этом свободные концы упругих пластин изогнуты так, что образуют со стенками колонки тангенциальные каналы для прос хода очищенного масла.
2.Центрифуга поп.1, отличающаяся тем, что грузы представляют собой загнутые на 180° края упругих пластин.
Источники информации.
принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР . . 272727, кл. В 04 В 3/00, 1970.
2.Авторское свидетельство СССР 2549026, кл. В 04 В 9/06, 1977
55 (прототип) .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Центрифуга для очистки жид-КОСТи | 1977 |
|
SU797779A1 |
Центрифуга для очистки жидкости | 1990 |
|
SU1743644A1 |
СИСТЕМНЫЙ МОДУЛЬ ШУТКОВА | 1995 |
|
RU2097100C1 |
Центрифуга для очистки масла | 1981 |
|
SU1028372A1 |
ЦЕНТРИФУГА ДЛЯ ОЧИСТКИ ЖИДКОСТИ | 1991 |
|
RU2033860C1 |
Центрифуга для очистки жидкости отМЕХАНичЕСКиХ пРиМЕСЕй | 1979 |
|
SU844063A1 |
ЦЕНТРИФУГА ДЛЯ ОЧИСТКИ ТЕХНИЧЕСКИХ МАСЕЛ | 2015 |
|
RU2604378C1 |
ЦЕНТРИФУГА С ВЕРХНИМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ ВИХРЕВОГО ГИДРОПРИВОДА И ОТКРЫТЫМ КОРПУСОМ | 2022 |
|
RU2786627C1 |
ЦЕНТРИФУГА ДЛЯ ОЧИСТКИ ТЕХНИЧЕСКИХ ЖИДКОСТЕЙ ОТ МЕХАНИЧЕСКИХ ПРИМЕСЕЙ И ВОДЫ | 2016 |
|
RU2628778C1 |
ПОЛНОПОТОЧНАЯ ЦЕНТРИФУГА С ВИХРЕВЫМ ПРИВОДОМ | 2019 |
|
RU2725791C1 |
Авторы
Даты
1980-10-30—Публикация
1978-06-28—Подача