(54) СЦЕПНАЯ САМОЦЕНТРИРУЮЩАЯСЯ МУФТА Изобретение относится к машиностроению и может применяться для соединения валов при повышенных первоначальных осевых смещениях. Известны кулачковые сцепные муфты, содер жащие две полумуфты с зацепляющимися торцовыми кулачками (1 . Однако эти муфты могут применяться только для соединения соосных валов. Наиболее близка к предлагаемой по технической суццюсти и достигаемому эффекту сцепная самоцентрирующаяся муфта, содержаща ведущую полумуфту с внутренней и ведомую полумуфту с внешней центрирующими коническими поверхностями и торцовыми кулачками 2. Недостатком этой муфты является до, что она не может соединять валы при повышенньи несоосностях. Цель изобретехшя - расширение функщюналъных возможностей муфты путем соединени валов при повышенных несоосностях. Поставленная цель достигается тем, что привод муфты вьшодшея в виде ползуна, устаиовС ПРИВОДОМ легшого в направляющих с возможностью перемещения в трех взаимно перпендикулярных направлешмх, карданного вала с электродвигателем, и Ш1евмоцил1шдра, центрирующая коническая поверхность ведомой ползмуфты выполнена в виде составного конуса, одна из частей которого закреплена неподвижно на валу ведомой полумуфты, а другая установлена подвижно в осевом направлении и подпружинена относительно вала, при этом ведущая полумуфта соединена с карданным валом и смонтирована в ползуне с возможностью вращения, а ползун подпружинен отиосетельно направляющих, соединенных щарнирно с пневмоцйлиндром. На фиг. 1 схематически изображено устройство, общий вид; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 - устройство, осевой разрез при невключенной муфте; на фиг. 5 - разрез В-В Ла фиг. 1; на фиг. 6 - вид Г на фиг. 2. Предлагаемое устройство расположено на основании 1 и включает в себя электродвигатель 2, присоединенный к нему карданный - 3 ...,..„,«,,......,.-, вал 3, шлицевой вал 4, соедшшнный с карданным валом и ведущей полумуфтой 5, имеющей торцовые кулачки 6. Ведомая прлумуфта 7 неподвижно закреплена на валу 8 и имеет кулачки 9. На валу 8, перед полумуфтон 7 установлен центратор в .виде конуса, одна часть 10 Kotopbro подлруясинена пружинами 1 и может перемещаться в осевом направлении, а другая 12 закреплена неподвижно. Полумуфта 5 свободно установлена во вкладышах 13 ползуна 14, который расположен в направлягоиих 15 и имеет возможность перемещаться по в горизонтальном направлении. Направляющие 15 соединеньт между собой и о щтоко л 16 в единую жсстк)ю систему кронштейнами 17 и 18. Шток 16 свободно спдит в цилиндрической направляющей 19, неподвижно установлетгой на основанш .1, и имеет возможность поступательного движения в ней и поворота вокрут оси -Ю. К штоку 16 шарнирно нрисоедннен шгевмощип ндр 20, расположенный соосно со штокоь и закретшетЦга также шарнирно на ос нрван1Ш 1. С обеих сторон 14 присоедю ены к кглту неподвижно дЪз щтока 21, проходящие сквозь регулируемые упоры 22. На щтоках расположетл пружшгы 23. На крониггейне 17 закреплен неподвижно и параллельно штоку 1б ипок 24, охват11шаемый сверху и снизу двумя парами рошпсов 25, пepe feщaющи . но осям 26. Оси 26 и ролики 25 закреплены на вт лке- 27, свободно сидлщей на стерж не 28, закрепленном неподвижно на основании 1. Втулка 27 опирается напружину 29 посредством регулируемого jiiopa 30. Перед работой регулируемыми упорами 22 .и 30 ведущая устанавливается в среднёе ftonoJiceHHe, т.е. положешге, при котором перем.е;дй ощаяся (например, вместе с тележкой к остзлов.пешгая дтгя ос}1цествления зацепления ведомая полугч-гуфта 7 наиболее вероятно будет соосна с ней. , При работе пояумуфта под, действием пневмощшпадра 20, щтока 16 и соединеп 1ШХ с кронштейна 18, направляющих 15 и ползуна 14 напн ает перемещаться навстречу ведомой полу.5уфте7. При нёсоосности 1 ведущая полумуфта 5, скользя своей вн ггрегйтей. кошстеской по верхнрстъго по когосческим поверхностям 12 и 10 центратора, занимает соосное положение с ведомой полумуфтой. Это произойдет тогда. когда конические поверхности 10 центратора и ведущей полумуфты 5 будут контактировать между собой всей конической поверхностью и будет сохраняться зазор, Z. При дальнейщем продвижении ведущей полумуфты происходит зацепление между кулачками полумуфт. При выключении муфты пневмоцилиндр 20 оттягивает назад щток 16, направляющие 15 с кронщтейнами 17 и 18, нолзун 14 и ведущую нолумуфту 5, которая сначала выходит из зацепления своими кулачками 6 изкулачков 9 ведомой полумуфты 7. После этого попумуфта 5 и все остальные узлы и дета;ш под воздействием пружш 23 и 29 возвращаются в свои исходтате положения. Муфта позволяет соединять валы в условиях повышенной первоначальной несоосностн, например валов механизмов, расположенных на тележках конвейера с центральным приводом. Формула изобретения Сцепная самоцентрирующаяся муфта с приводом, содержащая ведущую полумуфту с внутренней и , ведомую полумуфту с внещней центрирующими крническилш поверхностями и торцовыми кулачками, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, она снабжена Приводом, выполненным в виде ползуна, установленного в направляющих. с возможностью перемещения в трех взаимно перпендикулярных направлеш1ях, карданного вала с электродвигателем, и пневмо1щлшщра, внецпшя цегприрующая конш)еская поверхность ведомой полумуфты выполнена в виде составного конуса, одна из частей которого закреплена неподвижно на валу ведомой полумуфты, а другая установлена подвижно восевом направлеШП1 и подпружга{ена относительно вала, при этом ведущая полумуфта соединена с карданным валом и смонтирована в ползуне с возможностью вращения, а ползун подпруяаиен относетельно направляющих, соединенных щарнирно с пневмощшиндром. йстощнки информащш, пршштые во внимание при зкспертизе 1.Поляков В. С., Барбаш И. Д. Муфты. Л., Машзпюстроение, 1973, с. 139, рис. 104,а. 2.Патент Великобританш N 1465716, кл. Г 16 О 11/00, 1977.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Муфта сцепления | 1978 |
|
SU727896A1 |
Тормозная втулка велосипеда | 1983 |
|
SU1189724A1 |
Сцепная кулачковая муфта | 1980 |
|
SU872849A1 |
Упругий вал | 1990 |
|
SU1788357A1 |
МУФТА ПРЕДЕЛЬНОГО МОМЕНТА | 1969 |
|
SU244825A1 |
Кулачковая муфта | 1982 |
|
SU1097839A1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ КАРДАННОГО ВАЛА | 1991 |
|
RU2036368C1 |
Сцепная муфта | 1981 |
|
SU979745A1 |
Предохранительная муфта | 1989 |
|
SU1739119A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1982 |
|
SU1059308A1 |
Авторы
Даты
1980-11-15—Публикация
1978-12-20—Подача