1
Изобретение -относится к техническим средствам обучения и может быть использовано для индивидуализации процесса контроля знаний учащихся при машинном методе контроля в различных учебных заведениях.
Известны устройства 11J , повышающие эффективность обучения за счет осуществления адаптации устройства к индивидуальным способностям обучаемых. Процесс адаптации в данной системе заключсхется в выборе объема очерёдной порции учебного материала в зависимости от статического анализа правильности ответов на предъявленные конкретные тесты, однако в системе не обеспечиваетсяоптимизация процесса контроля знаний по временным затратам,что в конечном счете не способствует активизации учащихся при ответах на контрольные тесты.
Известны также устройства 2j ЗТ, содержащие формировательизображения, информационные табло, пульт испытуемого, пульт экспериментатора, блок программы, блок задания времени , распределитель, блок счетчиков, блок анализаj блок регистрации и контрольные табло. Эти устройства используются для оценки знаний учащихся по правильным ответам из нескольких предложенных посылок в пределах заданного времени. Недостатком их
5 является то, что они не позволяют автоматически дифференцировать время обдумывания ответов,
Наиболее близким ,к изобретению является устройство 4, обеспечивающее контроль знаний курсов при автоматической дифференциации времени обдумывания на вопрос и состоящее из блокаввода ответов, подключенного к блоку сравнения, соединенному с блоком представления информации, счетчиками правильных и неправильных ответов и через узел блокировки соединен с блоком печати и индикации, счетчики правильных и
20 неправильных ответов подключены к блоку печати, а также из блока задания времени , подключенного к распределителю и табло индикации, совместно связанных блока коммутации и блока управления, блок сравнения через распределитель подключен к счетчику неправильных ответов, блок печати соединен через блок управления с блоком представления информации, а блок коммутации подключен к считчику
правильных отв.етов и блоку представления информации.
Процесс автсадатической дифференциации времени обдумывания ответов в
данном устройстве состоит в том, ЧТО если время, вьщеленное для ответа на вопрос (а оно задается одинаковым для всех вопросов) бьшо использовано не полностью, то это неиспользованное время суммируется с йрёйёнём преледующего цикла.
Недостатком, данного устройства является то, что в нем не осуществляется адаптация процесса контроля по 1зремени, отведенному на ответ в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, степени и глубины освоения материала, контролируемого курса, так как простое накапливание времени за счет быстрых ответов учащихся, например, на простые вопросы, не приводит к повышению их активности при ответах на более сложные вопросы, что в конечном итоге приволит к неоправданному затягиванию процесса КОНТРОЛЯ знаний учащихся, а следовательно, и к снижению эффективности процесса их контроля. Из- ; в-естно, что при задании времени ,OTBe-i дённ1Эго на ответ, исходят из возможностей и способностей удовлетворительно подготовленного учащегося, и тем самым не стимулируется активность ио вводу ответов на вопросы хорошо й Йтлично подготовленных учащихся.
Целью изобретения является расширение дидактических возможностей уст ойства, что повышает эффективность роцесса контроля знаний путем его гдцаптации по времени, т.е. путем
осуществления процесса автоматического формирования времени , отведенйого на ответ, индивидуально для каждого учсвдегося, исходя из cTeifeHn и глубины знаний материала контролируемого курса и его индивидуальных возможностей.
Указанная цель достигается тем, что в устройство, содержащее блок ввода ответов, соединенный с блоком сравнения ответов, подключенным через блок задания времени к одному блоку индикации, через счетчик правильных ответов - к другому блоку йвдикации и блоку регистрации, через сЧетчИк неправильных ответов - к третьему блоку индикации и блоку регистрации, через блок управления - к блоку предъявления информации, соединенному с блоком сравнения ответов, блок задания времени подключен к счетчику неправильных ответов и блоку управления, соединенному с блоком регистрации , введен вычислитель коэффициёТТтОв изменения времени ответов, подключенный к блоку предъявления информации , блоку управления и блоку, задания времени.
Устройство для контроля знаний учащихся схематически изображено на чертеже исодержит блок 1 индикации , соединенный по входу с одним из выходов счетчика 2 правильных ответов , подключенного по входу к одному из выходов блока 3 сравнения ответов , соединенного по другому выходу через счетчик 4 неправильных ответов с блоком 1 индикации, по третьему выходу - с одним из входов блока 5 управления, nd четвертому выходу через блок б задания времени - с блоком 1 индикации, а по одному из входов - с выходом блока 7 ввода ответов, по другому входу - с одним
S из выходов блока 8 предъявления ин-. формации, подключенного через блок 5 управления к одному из выходов блока 9 регистрации, связанного по одному из входов с одним из
0 выходов счетчика 2 правильных ответов, по другому входу - с одним из выходов счетчика 4 неправильных ответов и по третьему входу - с одним из выходов блока 5 упе равления, который по другому выходу соединен с одним из входов вычислителя 10 коэффициентов изменения вре.мени ответов, подключенного по другому входу к одному из выходов бло-. ка t; задания времени и по третьему
входу - с одним из выходов блока 8
предъявления информации, а по выхо. ду - с одним из входов блока 6 задания времени , подключенного по одному из выходов с одним из входов
5 счетчика 4 неправильных отЬетов, а по другому - с одним из входов блока 5 управления.
Вычислитель 10 предназначен для анализа затрат времени учащихся при
0 ответах на предь цущий вопрос с целью определения вpeмeни отводимого на ответ конкретному учащемуся по предъявленному вопросу.
Из педагогической практики известf НО, что процесс индивидуальной коррекции первоначального времени, отводимого учащемуся на ответ по предъявляемому вопросу, находится в прямой зависимости от соотношения
П ;.
0 суммарного значения времени ti-.( ОТЬ.,
затраченного на правильные ответы
на п предъявленных вопросов и суммарf
ного значения времени Т11- от5 .
водимого на ответы.
Таким образом, процесс адаптации по времени Может быть представлен следующей математической зависимостью:
f .У. f.4 ,0ti.- ) 1
i4iHj,on где t; д„„ - значение времени, отведенного на ответ на i+1-ый вопрос; первоначальное значение времени, отводимо го на ответы на i+1-ы вопрос; время, затраченное учащимся на правильны ответ на i-ый вопрос; п - количество предъявлен ных вопросов. Вычислитель 10 выполнен в виде схемы, реализующей математическую . зависимость .и состоит из двух регистров суммы и арифметического устройства, осуществляющего операцию деления и умно жения .исходных значений (на чертеже не показаны). Причем, на первый регистр суммы вычислителя 10 с выхода блока б задания времени поступает к времени, затраченного учащимся на ответ, где он суммируется. В арифме тическое устройство вычислителя 10 поступает из блока 8 код времени который, если количество ,- предъявленных вопросов п меньше начального количества, обеспечивающего нужную достоверность результатов адаптации, без всяких преобразований передается в блок б для ограничения времени, отводимого на ответ, а также суммируется на другом регистре суммы. Если же количество предъявленных вопросов больше начального количества, то по сигналу блока 5 арифметическое устройство вычислителя 10 осуществляет соответствующие формуле (1) операции над полученным из блока 8 кодом -съяд- имеющимся на регистрах суммы вычислителя 10 кодов суммьт 1/1 ст.: и ь,,,. ,в результате чего полученное значение кода передается в блок б и суммируется н регистре суммы вычислителя 10. . Устройство для контроля знаний учащихся работает следующим образом При пуске устройства все блоки 1 приводятся в начальное состояние , регистры сумм вычислителя 10 обнуля ются. Учащийся вставляет в блок 9 личную карточку, после чего на выходе блока 5 появляется сигнал, по которому блок 8 производит выдачу учебной информации и передачу кода правильного ответа в блок 3,а значение кода исходного времени - в вычислитель 10, который суммирует его на своем регистре суммы и передает в блок б задания времени, кот рый начинает отсчитывать текущее время, отводимое на обдумывание ответа на вопрос, оставшееся эначёнйе которого индицируется.на табло блока 1. После ввода ответа учсццегося с попощью блока 7 код введенного ответа поступает в блок 3, которь1й выдает результат ответа либо в счетчик 2 и блок 1, либо в счетчик 4 и блок 1. При правильном ответе код значения ioTb- поступает на соответствующий регистр суммы вычислитёля 10, При неправильном ответе с выхода блока б на соответствующий регистр суммы вычислителя10 пцступает код значения времени, отведенного на ответ по данному вопросу. Кроме того, на выходе блока 3 появляется сигнал, поступающий в блок 5, по которому блок 8 производит выдачу очередной учебной информации. Если же при ответе на текущий вопрос время-, выделенное для ответа, истекло, то блок б передает соответ-. ствующий сигнал в счетчик 4, а код значения времени, затраченного на ответ, поступает на соответствующий регистр суммы вычислителя 10 и, крбме того, сигнал в, блок 5, по которому блок 8 производит выдачу очередной учебной информации. Когда же количество предъявленных учащемуся вопросов больше либо равно началЫному их количеству, то при очередной выдаче учащемуся учебной информации на выходе блока 5 появляется сигнал,, по которому в вычислителе 10 осуществляется процесс определения времени, необходимого для ответа по предъявленному вопросу, данному учащемуся, и цикл повторяется. Когда же количество предъявленных вопросов равно необходимому их количеству, на выходе блока 5 появляется сигнал, по которому блок 9 в личной карточке печатает сдал - пе сдал (либо значение оценки) в зависимости от количества правильных и неправильных ответов, поступающих из счетчиков 2 и 4, и личная карточка учащегося удаляется из блока 9, а устройство устанавливается в исходное положение. Использование предлагаемого устройства позволит осуществить адаптивный по времени контроль знаний учащихся в зависимости от степени и глубины знаний конкретным учащимся материала контролируемого курса и его индивидуальных возможностей.. Изобретение позв-оляет .увеличить пропускную способность устройства и стимуляцию у учащихся процесса принятия решения при ответах на контрольные вопросы. Формула изобретения Устройство для контроля знаний учащихся, содержащее блок ввода Ответов, соединенный с блоком сравнения ответов, подключенным через блсЖ задания времени к одному блоку индикации, через счетчик правильных ответов - к другому блоку индикации я блоку регистрации, через счетчик неправильных ответов - к третьему блоку индикации и блоку регистрации, через блок управления - к блоку предъявления информации, соединенному с блоком сравнения ответов, блок задания времени подключен к счетчику неправильных ответов и блоку управления, соединенному с блоком регистрации, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактически возможностей устройства, оно содержи
вычислитель ,,4е9ффициентОв изменения времени ответов,.подключенный к блоку предъявления информации, блоку управления и блоку задания времени.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельствр СССР 517038, кл. G 09 В 7/02, 1976.
2.Авторское свидетельство СССР 435554, кл, G 09 В 7/00, 1974.
3.Авторское
свидетельство СССР 09 В 7/02, 1975. 488246, кл. G
4.Авторское свидетельство СССР 452030, кл. G 09 В 7/02, 1975
(прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Обучающее устройство | 1978 |
|
SU809314A2 |
Устройство для контроля знаний учащихся | 1978 |
|
SU698036A1 |
Устройство для обучения и контроля знаний учащихся | 1981 |
|
SU1012316A1 |
Устройство для контроля знаний учащихся | 1978 |
|
SU765864A1 |
Экзаменатор | 1973 |
|
SU452030A1 |
Устройство для контроля знаний учащихся | 1977 |
|
SU732972A1 |
Обучающее устройство | 1983 |
|
SU1112388A2 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1981 |
|
SU991478A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1983 |
|
SU1111192A1 |
Устройство для контроля знаний учащихся | 1978 |
|
SU698035A1 |
Авторы
Даты
1980-11-15—Публикация
1978-11-23—Подача