1 . Изобретение относится к приборо строению и машиностроению, в частнос ти к упруго-динамическим муфтам и может быть использовано во всех областях народного хозяйства для соединения валов с целью передачи крутящего момента в машинах и механизмах, а также компенсации несоосносте соединяемых валов и демпфирования возникаюи1их при этом колебаний и динамических нагрузок. Известна упруго-центробежная , содержащая ведущую и ведомую полумуфты, выполненные в виде ступиц с противоположно направленными хвостовиками, совместно образующими крес товину. Хвостовики снабжены прорезями для размещения соединительных звеньев,. выполненных в виде упругого кольца, соединяющего хвостовика полумуфт и центробежных масс, которые размещены на двух четвертях упругого кольца (посередине их) диаметргшьно противоположно между концами хвостовиков 1 . Недостатком этой конструкции явля етсй то, что она плохо компенсирует несоосности соединяемых валов, как радиальную, так угловую и осевую. а также часто виброизоляционные свойства муфты оказь1ваются недостаточными. Это ограничивает область применения муфты. Цель изобретения - существенное улучшение виброизоляционных и ком- . пенсируквдих характеристик муфты. Указанная цель достигается тем, что в упруго-центробежной муфте, содержащей ведущую и ведомую полумуфты в виде ступиц и соединительные звенья, С1;упица ведущей полумуфты выполнена с радиальными выступами, равномерно расположенн1 1ми по ее периферии, а ступица ведомой - с ободом, имёкздим равномерно расположенные по его окружности сквозные радиальные отверстия, при этом соединительные звенья выполнены в виде размещенных с возможностью поступательного перемесфения в отверстиях обода спиц с утолщениями на концах, обрат-денных к центру обода, другие концы которых подпружинены к наружной поверхности обода, и цилиндрических винтовых пружин, шарнирно закрепленных на у - олщения концов, спиц и на радиальных выступах ступи-J цы ведущей полумуфты.
На фиг. 1 изображена упруго-центробежная муфта, вид спереди с раз резом; на фиг. 2 - то же, вид сбоку
С местными вырывами, изображающими крепление цилиндрических винтовых пружин.
в данной конструкции ведущая по- - лумуфта выполнена в виде ступицы 1 с двумя радиальными выступами 2 и 3, имеющими отверстия и прорези. Ведомая полумуфта состоит из ступицы 4 с ободом 5, по окружности ко- торого выполнены радиальные отверстия. Полумуфты соединены цилиндрическими винтовыми пружинами б 7 (фиг.2), связанными с радиальными выступами 2, 3 ведущей полумуфты и iS Ч: подвижными спицами 8, 9 фиг.2, устанбвлёнными в радиальных отверстиях обода 5 с возможностью посту.нательного перемещения. Длякрепления цилиндрических винтовых пружин 20 , 7 предусмотрены четыре пружинодержателя 10 ( фиг. 2) , выполненные в виде цилиндрических тел, на поверхностях которых; имеются винтовые прорези глубиной Диаметра про- волоки пружины и наружным диаметром чуть больше внутреннего диаметра ци- линдрическйх винтовых пружин. На концах пружинодержателя 10 выполнены ушки с отверстиями. Спицы 8, 9 ведо- ; мой полумуфты с одного конца имеют .утолщение сегментной формы с проре- ,. : зьй и Огв ёрбтием для размещения и
рбеспечения поворота ушек пЕзужинбдержателей 10 при рабЪте муфты. Другой конец спиц 8, 9 имеет резьбу снавин- 35 Мённой гайкой 11, которай застопорейа для предотвращения ее Огранйчивания, При работе муфты. Ушки пружинодержателей10 сотвёрбтиямиразмещены в йрЬрёзях выступов 2, 3 с бтвёр)етиями 40 ступицы ведущей полумуфты и впрореэях спиц 8, 9 ведомой полумуфты. Соединение ушёк с выступами 2, 3 и спицами 8, 9 производится осями 12. Для смйгчёния ударов спиц 8 , 9 с . обод6м 5 ведомой полумуфты предусмот- |jertH амортизаторы S виде резиновой Йрокладки 13 на внутренней поверхности обода и цилиндрической винтовой пружиной 14 подпружинивающих спиц К наружной поверхности обода. О Сцелью передачи болВ11 й1х: Гру йщих моментов и уменьшения габаритов муфты, количество Цилиндрических винто-, вах йружин б, 7, соединяющих йедущую и веДомую полумуфты, может быть уве- 55 ЛИЧ6НО. Заодно увеличится количество
радиальных выступов ведущей полумуфты, отверстий на ободе и спйцведомой полумуфты.
Устройство работает следующим об- лл разом.«
В Статическом положении и при вращений без нагрузки расположение осей
радиальных выступов 2, 3 ведущей полумуфты и спиц 8, 9 ведомой полумуфт совпадают и угол oi между ними равен нулю. Под действием крутящего момента и при определенной частоте вращения ведущей полумуфты, в указанном направлении (фиг.2) цилиндрические винтовые пружины 6, 7 вытягиваются увеличивая угол (У .
При увеличении частоты вращения, цилиндрические винтовые пружины 6, 7 под действием центробежных сил утолщений спиц 8 и 9 вытянутся в противоположном направлении (крутящему моменту) тем самым уменьшая угол ОС 1 ..
При определенной нагрузке и частоте вращения, под действием сил упругости цилиндрических винтовых пружин 6,7с одной стороны и центробежных сил утолщений-спиц 8, 9 с другой устанавливается определенное динамическое равновесие, характеризуемое определенной величиной угла (У деформации муфты и соответствующими величинами положений спиц относительно центра вращения. Центробежная сила вносит элемент самонастройки (независимоть от оборотов) и гироскопическую связанность полумуфт.
Даннаяконструкция обеспечивает улучшение виброизоляционных и компенсирующих характеристик, а также избежание крутильных ударов при перегрузках, что даёт значительный экономический эффект..
h.
.Формула изобретения
Упруго-цемтробежная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты в виде ступиц и соединительные звенья, от личающ а я с я тем, что, с целью улучшения ее виброизоляционных и компенсирующих характеристик, ступица ведущей полумуфты выполнена с радиальными выступами, равномерно расположенными по ее пе-. риферии, а ступица ведомой - с ободом, имеющим равномерно расположенные по окружности сквозные радиальные отверстия, ири этом соединительные . звенья вйполнены в виде размещенных с возможностью поступательного перемещения в отверстиях обода спиц с утолщениями на концах, обращенных к центру обода , другие концы которых подпружинемы к наружной поверхности обода, и цилиндрических винтовых пружин шарнирно закрепленных на утолщениях концов спиц и на радиальных высту пах ступицы ведущей полумуфты.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР №252773, кл. F 16 D 43/14, 1967.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Упруго-центробежная муфта | 1979 |
|
SU853233A1 |
Упруго-центробежная муфта | 1983 |
|
SU1133440A1 |
Упругоцентробежная муфта | 1987 |
|
SU1418531A1 |
Упругоцентробежная муфта | 1987 |
|
SU1423840A1 |
Упругоцентробежная муфта | 1989 |
|
SU1661517A1 |
Упруго-центробежная муфта | 1978 |
|
SU781440A1 |
Упругоцентробежная муфта | 1989 |
|
SU1647174A1 |
Упругоцентробежная муфта | 1989 |
|
SU1647173A1 |
Предохранительная упругоцентробежная муфта | 1986 |
|
SU1355797A1 |
Упруго-центробежная муфта | 1978 |
|
SU700717A1 |
Авторы
Даты
1980-11-23—Публикация
1978-12-20—Подача