Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в быстроходных силовых установках для соединения валов машин и механизмов.
Цель изобретения - увеличение компенсирующих возможностей при всех видах несоосностей осей соединяемых валов, Повышение надежности и долговечности.
На фиг. 1 изображена упругоцентробеж- ная муфта, общий вид; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.З - разрез Б-Б на фиг.2; на фиг.4 - узел крепления соединительного звена, вариант выполнения; на фиг.5 - разрез В-В на фиг.4; на фиг.6 - разрез Г-Г на фиг.4(крепление соединительного звена нереверсивного типа); на фиг.7 - разрез Д-Д на фиг,4 (реверсивный тип); на фиг.8 - упругоцентробежная муфта, вариант выполнения; на фиг.9 - разрез Е-Е на фиг.8,
Упругоцентробежная муфта состоит из ведущей 1 и ведомой 2 полумуфт, представляющих собой ступицы с диаметрально противоположно расположенными хвостовиками 3 и 4. Хвостовики 3 одной полумуфты расположены по отношению к хвостовикам 4 другой полумуфты под прямым углом. На концах хвостовиков 3 и 4 обеих полумуфт с помощью разрезных осей 5 с пазами, выполненными на взаимообращенных поверхностях их частей, и втулок 6 шарнирно закреплено упругое соединительное звено 7 в виде пружинных кольцевых четвертей. Концы кольцевых четвертей имеют выемки, которые входят в пазы осей
с о
ел
Jk
vl
5(фиг.З), Оси 5 одними концами с втулками
6шарнирно установлены в хвостовиках 3 и 4 полумуфт, а другими - в кронштейны 8, установленные на хвостовиках. На кольцевых четвертях по центру их симметрии могут быть закреплены центробежные грузы 9, увеличивающие несущую способность муфты. При этом сквозные пазы на взаимообращенных поверхностях частей (разрезных) осей 5 выполнены с выпуклым дном.
На фиг. -4, 5 и 8 показано расположение .диаметрально противоположно расположенных пар кольцевых четвертей звена 7, смещенных в радиальном направлении одна относительно другой на расстояние значительно большее, чем толщина кольцевой четверти (фиг.1). В этом случае в каждой разрезной оси закреплено по одному концу соответствующей ей кольцевой четверти, а на хвостовиках с кронштейнами установлено по две разрезные оси 5. В данном случае передаваемый крутящий момент в разные стороны разный. Такой вариант расположения целесообразно применять в реверсируемом оборудовании, где передаваемый крутящий момент имеет разную величину при рабочем и холостом ходу.
На фиг.6 показан вариант выполнения замкового соединения концов кольцевых четвертей с осями 5, когда на концах четвертей выполнены лыски, на выступы которых упираются разрезные оси 5. В этом случае работают только две четверти соединительного звена на сжатие.
На фиг.7 показан случай, когда работают зсе четыре кольцевые четверти соединительного звена., так как их концы имеют выемки и упираются в пазах относительно осей 5 с двух сторон.
Муфта работает следующим образом.
В статическом положении и при вращении без нагрузки общая ось хвостовиков 3 ведущей полумуфты перпендикулярна к общей оси хвостовиков 4 ведомой полумуфты и угол а 90°, а упругое соединительное звено 7 представляет собой окружность. При вращении в указанном направлении (фиг.1) под действием крутящего момента ведущая полумуфта повернется относительно ведомой, при этом угол а увеличивается за счет упругих.свойств звена 7, и грузы 9 приблизятся к оси вращения. При увеличении частоты вращения под действием центробежных сил распределенной массы упругого соединительного звена 7 и грузов 9 упругое звено будет восстанавливаться в прежнее положение, удаляясь от оси
4
вращения и приближаясь к форме окружности. Угол «уменьшается.
При радиальных и крутильных смещениях осей полумуфт относительно друг друга упругое звено 7 будет деформироваться, но шарнирное его закрепление дает возможность прозороту осей 5 и разгрузит контактные напряжения.
При соответствующей крутящей нагруз0 ке и соответствующей частоте вращения устанавливается определенное динамическое равновесие, характеризуемое как углом деформации a, так и соответствующей деформацией упругого соединительного звена 7.
ЬПри крутильном возмущении ведущей
или ведомой полумуфт центробежные грузы 9 совершают колебания в радиальном направлении и в определенных условиях крутильные колебания могут быть
0 локализованы в одной из полумуфт (ведущей или ведомой). Муфта может обеспечить динамическое гашение крутильных колебаний со следящей настройкой в широком частотном диапазоне. При расцентровке валов в продольном и радиальном направлениях и при угловом смещении пружинные кольцевые четверти звена 7 изгибаются, а шарнирное крепление их концов в разрезных осях 5 обеспечивает их разгрузку и пе0 редачу крутящего момента со значительным уменьшением давлений ка опоры соединяемых валов.
Формула изобретения Упругоцентробежная муфта, содержа5 щая две полумуфты, каждая из которых выполнена в виде ступицы с диаметрально противоположно расположенными хвостовиками, соединенными упругим соединительным звэном, составленным из
0 поужинных кольцевых четвертей, причем лары диаметрально противоположных четвертей размещены со смещением в радиальном направлении одна относительно другой, о т л и ч аю щ а я с я тем, что, с целью
5 увеличения компенсирующих возможностей при всех видах несоосностей осей соединяемых валов, повышения надежности и долговечности, она снабжена разрезными осями и прикрепленными к торцам хвосто0 виков кронштейнами, на взаимообращенных поверхностях частей осей выполнены сквозные пазы с выпуклым дном, концы пружинных кольцевых четвертей размещены в пазах и зафиксированы от смещения в окружном направлении посредством замкового соединения, разрезные оси установлены с возможностью поворота одними концами в кронштейнах, а другими - в хвостовиках полумуфт.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Упруго-центробежная муфта | 1981 |
|
SU979746A1 |
Упругоцентробежная муфта | 1987 |
|
SU1467272A1 |
Упругоцентробежная муфта | 1989 |
|
SU1663264A2 |
Упруго-центробежная муфта | 1979 |
|
SU838144A1 |
Упругоцентробежная муфта | 1986 |
|
SU1383032A1 |
Упругоцентробежная муфта | 1989 |
|
SU1647174A1 |
Упругоцентробежная муфта | 1989 |
|
SU1647173A1 |
Упругоцентробежная муфта | 1986 |
|
SU1375880A1 |
Упругоцентробежная муфта | 1980 |
|
SU926401A1 |
Упругоцентробежная муфта | 1988 |
|
SU1532748A1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в быстроходных силовых установках для соединения валов машин и механизмов. Цель изобретения - увеличение компенсирующих возможностей при всех видах несоосностей осей соединяемых валов, повышение надежности и долговечности. На концах хвостовиков 3 и 4 с кронштейнами 8 полумуфт 1 и 2 с помощью разрезных осей 5, имеющих на взаимообращенных поверхностях сквозные пазы с выпуклым дном, шарнирно закреплены пружинные кольцевые четверти соединительного звена 7. Пары диаметрально противоположно расположенных пружинных кольцевых четвертей размещены со смещением в радиальном направлении, а их концы зафиксированы от смещения в окружном направлении в сквозных пазах разрезных осей 5 посредством замкового соединения. При расцентровке валов и угловом смещении пружинные кольцевые четверти изгибаются. Шарнирное крепление их концов в разрезных осях 5 обеспечивает их разгрузку и передачу крутящего момента с уменьшенным давлением на опоры соединяемых валов. 9 ил.
Риг.З
МЗ 7 8
%ш
Фиг. 6
3-8
Фиг.7
8
5
4
3
Упругоцентробежная муфта | 1986 |
|
SU1383032A1 |
Авторы
Даты
1991-07-07—Публикация
1989-07-11—Подача