I
Изобретение касается конструКЬ;ии систем охлаждения роторных двигателей внутреннего сгорания с взаимодействующими зубчатыми роторами.
Известны роторные двигатели внутреннего5
сгорания с двумя взаимодействующими зубчатыми роторами, снабженными системой охлаждения зубьев, выполненной с радиальными питающимися и возвратными каналами в каждом зубе, связанными с осевыми подводящим и отводящим10 трубопроводами, размещенными в ступице ротора 11.
Недостатком известного двигателя является невысокая зффективность охлаждения зубьев ротора..15
Цель изобретения - повышение зффективности охлаждения.
Это достигается тем, что питающий и возврат-, ный каналы зубьев размещень коаксиально, а подводящий и otвoдящий трубопроводы - 20 ооосно, причем питающий канал предпочтительно образован трубкой, расположенной по оси возвратного канала. Внеццшй конец трубки, образующей радиальный питающий канал, выполнен с осевыми прорезями. Кроме того, радиальные 25
питающие и возвратные каналы могут быть расположены в ряд по продольной оси зуба.
На фиг. 1 изображена общая кинематическая схема предлагаемого двигателя; на фиг. 2 Поперечный .разрез одного из роторов по радиальным каналам системы охлаждения; на фиг. 3 - продольный разрез одного из роторов.
Роторный двигатель внутреннего сгорания содержит корпус 1 с рабочей камерой, образованной пересечением двух цилиндрических полостей 2 и 3 и закрытой с торцов боковыми крыщками (на чертежах не показаны). В рабочей камере на двух параллельных валах установлены взаимодействующие зубчатые роторы 4 и 5. В корпусе 1 выполнены каналы газообмена и установлена форсунка для впрыска легкого топлива. Свеча для воспламенения тошшвовоздушной смеси размещена в одном из роторов. Оба ротора (или один из них, например ротор 5) снабжены системой охлаждения зубьев, выполненной с радиальными питающими 6 и возвратными 7 каналами, размещенными коаксиально и связанными с осевыми подводящим 8 и отводящим 9 соосными трубопроводами, размещенными в ступице ротора. Питающий канал 6 образован
трубкой 10, расположенной по оси возвратного канала 7 и закрепленной в роторе 5. Внешинн трубки 10 выполнен с осевыми прорезями ll, предусмотренными для обеспечения циркуляции охлаждающей жидкости в системе, охлаждения. При большой осевой длине ротора 5 радиальные каналы 6 и 7 могут быть расположены в ряд по продольной оси зуба (см. фиг. 3) для выравнивания его температурного поля.
В процессе работы двигателя охлаждающая жидкость, например вода или масло, подаются от внешнего источника (на чертежах не показан) в осевой подводящий трубопровод 8 и через.отверстия в стенках этого трубопровода поступают в питающие канады 6 зубьев ротора 5. Пройдя осевые прорези 11 трубки 10, образующей питающий канал 6, охлаждающая жидкость по возвратному каналу 7 направляется в отводящий трубопровод 9, а оттуда через радиатор системы охлаждения (на чертежах не показан) поступает к внешнему источнику. В ходе циркуляции охлаждающая жидкость отбирает тепло от наружных наиболее нагретых зон зубьев роторов и нагревается, вследствие чего плотность жидкости, находящейся в возвратном канале 7, уменьшается по сравнению с плотностью жидкости в подводящем канале 6. Позтому и центробежные силы, воздействующие при вращении ротора на жидкость в каналах 6 и 7, также станут различными, что приводит к появлению дополнительного термосифонного эффекта, облегчающего циркуляцию охлаждающей жидкости и ее поступление из канала 6 в канал 7. Указанный эффект обеспечивает такое распределение охлаждающей жидкости, при котором большая часть жидкости
поступает к наиболее нагретым частям ротора и интенсивно охлаждает их, обеспечивая поддержание на различных участках ротора практически одинаковой температуры.
Формула изобретения
1.Роторный двигатель внутреннего сгорания с двумя взаимодействующими зубчатыми ротоами, снабженными системой охлаждения зубьев, выполненной с радиальными питающими и возвратными каналами в каждом зубе, связанными с осевыми подводящим и отводящим
трубопроводами, размещенными в ступице ротора, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения, питающий и возвратный каналы зубьев размещены коаксиально, а подводящий и отводящий
трубопроводы - соосно.,
2.Двигатель по п. 1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что питающий канал образован трубкой, расположенной по оси возвратного канала.
3.Двигатель по пп. 1 и 2, о т л и ч а юЩ и и с я тем, что внешний конец трубки,
образующей радиальный питающий канал, выполнен с осевыми прорезями.
4.Двигатель по пп. 1-3, отличающийся тем, что радиальные питающие
и возвратные каналы расположены в ряд по продольной оси зуба.
Источники инфорчации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент Франции № 1507681, кл. F 02 В, 1967.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1973 |
|
SU375861A1 |
Роторно-винтовая машина для рабочей среды | 1982 |
|
SU1322989A3 |
Роторный двигатель внутреннего сгорания | 1967 |
|
SU524537A3 |
СПОСОБ РЕГЕНЕРАТИВНОГО ТЕПЛООБМЕНА | 1994 |
|
RU2101620C1 |
Роторный двигатель внутреннего сгорания | 1972 |
|
SU565635A3 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ПОТОКА В РАСШИРИТЕЛЬНОМ УСТРОЙСТВЕ | 2005 |
|
RU2358114C2 |
РОТОРНАЯ МАШИНА | 1997 |
|
RU2114312C1 |
РОТОРНАЯ МАШИНА | 2000 |
|
RU2170835C1 |
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, СОДЕРЖАЩИЙ УЛУЧШЕННЫЕ СРЕДСТВА РЕГУЛИРОВАНИЯ РАСХОДА ПОТОКА ВОЗДУХА ОХЛАЖДЕНИЯ, ОТБИРАЕМОГО С ВЫХОДА КОМПРЕССОРА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2532479C2 |
ВИНТОВАЯ МАШИНА, СИСТЕМА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ И СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ | 2008 |
|
RU2453731C2 |
Авторы
Даты
1980-12-07—Публикация
1975-10-29—Подача