Спасательное устройство Советский патент 1980 года по МПК A62B1/14 

Описание патента на изобретение SU787045A1

1

Изобретение относится к спасательным средствам, а именно к передаижным спасательным средствам, применяемым для спасения людей при пожарах в высотных зданиях.

Известно спасительное устройство, содержащее трос, одним концом прикрепленный к объекту, а другим - к опоре на земле, и размещенный на тросе тормозной механизм.

При пожаре спасаемый человек надевает спасательный пояс и покидает горящее здание. Под действием веса человека бегунок скользит по спасательному тросу к земле. Для предотвращения удара человека о землю, либо о предмет, за который закреплен второй конец спасательного троса, второй бегунок с помощью тормозного троса поднимается вверх по спасательному тросу на некоторое расстояние от земли. Второй конец тормозного троса держат несколько человек. Самортизировав удар движущегося к земле человека после соприкосновения бегунков, люди, держащие тормозной трос, плавно опускают спасаемого человека на землю 1.

Однако по мере увеличения угла наклона .спасательного троса к земле тормозной путь второго бегунка уменьшается. Поэтому, чем выше расположение спасаемого человека, тем дальше от здания должен быть закреплен второй конец спасательного троса, в противном случае количество людей, занятых торможением, должно быть увеличено. Наконец, при большой высоте и при угле наклона спасательного троса к земле, равном 45-50°, эффективное торможение 10 становится невозможным даже при большом количестве людей, занятых торможением. Увеличивать угол наклона спасательного троса к земле приходится в том случае, когда имеются различного рода препятствия, делающие невозможным крепление второго

15 конца спасательного троса на достаточном расстоянии от горящего здания. Такими препятствиями могут быть здания, сооружения, водные преграды,ЛИНИИ электропередач, деревья н т. п.

20

Цель изобретения - расц|и|)ение функциональных возможностей и повышение надежности в работе.

Указанная цель достигается тем, что тормозной механизм выполнен в виде направляющего цилиндра с имеющей возможность скольжения по нему тормозной муфтой и прикрепленным к муфте ловителем, при этом направляющий цилиндр имеет на внешней поверхности винтовые канавки с уменьщающимся шагом, а тормозная муфта выполнена в виде цилиндра с лунками на внутренней поверхности и расположенными в них шариками для взаимодействия с канавками направляющего цилиндра.

Ловитель выполнен в виде втулки с бортовыми опорами.

Направляющий цилиндр закреплен на опоре щарнирно.

На фиг. 1 изображено устройство, общий вид; на фиг. 2 - узел 1 на фиг. 1; на фиг. 3 - направляющий цилиндр, вид спереди; на фиг. 4 - то же, фронтальный разрез; на фиг. 5 -- разрез А-А на фиг. 4; на фиг. 6 - тормозная муфта, фронтальный разрез; на фиг. 7 - разрез Б-Б на фиг. 6; на .фиг. 8 - ловитель, вид спереди; на фиг. 9 - схема работы устройства.

Спасательное устройство содержит корпус 1с поворотной опорой 2, лебедку 3, трос 4 и опорно-поворотный механизм 5.

Трос 4 одним концом прикреплен к объекту, а другим - к опоре на земле. На тросе

4размещен тормозной механизм, выполненный в виде направляющего цилиндра 6, по которому скользит тормозная муфта 7. К тормозной муфте 7 прикреплен ловитель 8. На свободном конце троса 4 закреплен карабин 9.

Опорно-поворотный механизм 5 имеет ролик 10, позволяющий тросу 4 менять направление в зависимости от угла наклона направляющего цилиндра 6 к земле и крестовину 11, цапфы которой закреплены в подщипниках 12, прикрепленных к опоре 2. Механизм

5служит опорой для направляющего цилиндра 6 и дает возможность менять угол его наклона к земле.

Направляющий цилиндр 6 совместно с тормозной муфтой 7 является тормозным механизмом спасательного устройства. Для предотвращения вращения вокруг своей оси направляющий цилиндр снабжен крестовиной 11. От ограничителя 13 до крестовины 11 на внешней поверхности направляющего цилиндра 6 имеются винтовые канавки с уменьшающимся шагом, причем начальный участок винтовых канавок - прямолинейный и параллельный оси направляющего цилиндра 6, плавно переходящий в винтовую линию. Ограничитель 13 ограничивает движение тормозной муфты 7 путем остановки щариков 14, движущихся по винтовым канавкам. Он может быть прикреплен к направляющему цилиндру 6 при помощи резьбового соединения.

Тормозная муфта 7 имеет заглушку 15, смазочный цилиндр 16, масленку 17, прокладку 18, тормозные цилиндры 19 и шарики 14. Заглушка 15 предназначена для передачи нагрузки на конечном этапе торможения при встрече тормозной муфты 7 с пружиной 20. Смазочный цилиндр 16 имеет осевое отверстие для скольжения по направляющему цилиндру 6 и от одного до нескольких радиальных сквозных отверстий для размещения масленки 17. Тормозной цилиндр 19 выполнен с осевым отверстием для скольжения по направляющему цилиндру 6 и

имеет лунки для размещения шариков 14. Тормозной цилиндр 19 может иметь только один ряд лунок в плоскости, перпендикулярной своей оси, хотя в ряду может быть от одной до нескольких лунок. Диаметр шариков 14 зависит от количества винтовых канавок, величины предполагаемой тормозной нагрузки и диаметра направляющего цилиндра 6. Тормозной цилиндр 19 имеет с одной стороны внутреннюю, а с другой - наружную резьбу одного и того же вида,

чтобы прикреплять к нему с обеих сторон смазочный цилиндр 16 и составлять тормозную муфту 7 из нескольких тормозных цилиндров; последние соединяются своими резьбовыми соединениями так, чтобы каждый тормозной цилиндр мог свободно ввинчиваться в соседний тормозной цилиндр, т. е. тормозные цилиндры ввинчиваются один в другой не до дна, а с обеих сторон оставляется некоторый запас свободного хода резьбы, который зависит от количества витков винтовых канавок вокруг направляющего цилиндра 6. Другой вариант соединения между собой тормозных цилиндров 19 заключается в установке между ними упорных щарикоподшипников или роликовых радиально-упорных конических подшипников.

Заглушка 15 и смазочный цилиндр 16 имеют резьбу такого же вида, как и тормозной цилиндр 19. Смазочный цилиндр 16 ввинчивается с обеих сторон тормозных цилиндров 19. Для предотвращения засорения резьц бы между тормозными цилиндрами 19 имеются мягкие прокладки 18, например из войлока или пористой резины.

Ловитель 8 ловит падающего спасаемого человека и плавно опускает его по направляющему цилиндру 6 к поворотной опоре 2.

5 Он имеет скользящую втулку 21, бортовые опоры 22, ударную плоскость 23, амортизатор 24 и защитный шланг 25. Скользящая втулка 21 имеет осевое отверстие для скольжения по направляющему цилиндру 6 и внутреннее резьбовое соединение, в которое ввинчивается резьбовое соединение смазочного цилиндра 16. Бортовые опоры 22 обеспечивают прочность ударной плоскости 23. Защитный шланг 25 представляет собой резиновый гофрированный шланг типа противогазового и служит для предотвращения трения тела человека о направляющий цилиндр 6 при движении ловителя 8 в процессе торможения. Для фиксации ловителя 8 в

боевой позиции при помощи шарикового фиксатора 26 скользящая втулка 21 имеет желобок 27.

Ловитель 8 может быть выполнен в виде втулки с бортовыми опорами.

Работа спасательного устройства заключается в следующем,

С помощью известных способов и средств людям, терпящим бедствие, передается спасательный трос 4 с карабином 9 и спасательные пояса с карабинами.

Карабин 9 закрепляется на прочную конструкцию здания, спасаемый человек надевает спасательный пояс, набрасывает карабин 9 спасательного пояса на трос 4 и покидает здание. К этому моменту спасательное, устройство установлено в нужной позиции, а трос 4 натянут. Карабин 9 спасаемого человека скользит по тросу 4 и приближается к ловителю 8, который ловит спасаемого человека и плавно опускает его по направляющему цилиндру 6 к поворотной опоре 2. Тормозная муфта 7 в начальный момент движения по направляющему цилиндру 6 (в месте прямолинейного участка винтовых канавок) практически не оказывает сопротивления движению ловителя 8. При плавном переходе прямолинейного участка канавок в винтовое направление тормозная муфта 7 плавно увеличивает сопротивление движению ловителя 8, обеспечивая таким образом допустимую, заранее рассчитанную перегрузку на человека. После гащения скорости спасаемого человека на конечном участке направляющего цилиндра 6 заглущка 15 опускается на пружину 20, спасаемый человек снимается с ловителя 8, который с помощью щеста (на фиг. 9 он показан рядом с оператором спасательного устройства) возвращается в боевую позицию, где закрепляется щариковым фиксатором 26.

При соприкосновении спасаемого человека с ловителем 8 происходит удар,обусловленный инерцией покоя ловителя 8. Сила удара зависит от скорости движения спасаемого человека, его массы и массы ловителя. Поэтому ловителю 8 предъявляется требование минимума массы. Силу удара человека о ловитель 8 можно ограничить до приемлемого значения путем подбора соответствующего материала и его толщины для амортизатора 24.

Плавный переход винтовых канавок из прямолинейного в криволинейное винтовое с последующим уменьщением шага приводит к плавному увеличению нагрузки на человека, вызываемой гащением скорости его движения. Подбирая соответствующим образом длину направляющего цилиндра 6 и степень уменьщения щага винтовых канавок, начиная с прямолинейного участка от ограничителя 13, можно обеспечить допустимую для человека перегрузку практически для любой высоты, с которой планируется спасать людей. Наличие ловителя 8, направляющего цилиндра 6, тормозной муфты 7, направляющих канавок на цилиндре 6, опоро но-поворотного механизма 5 и поворотной опоры 2 делает возможным осуществление спасательных операций при любом угле наклона спасательного троса 4 к земле. Торможение спасаемого человека при этом происходит автоматически, надежно и без участия человека. После установки спасательного устройства в боевую позицию и закрепления троса 4 на здании, спасательную операцию может выполнять один человек, независимо от угла наклона спасательного троса к земле, высоты здания и массы спасаемого человека.

Формула изобретения

5 1. Спасательное устройство, содержащее трос, одним концом прикрепленный к объекту, а другим - к опоре на земле, и размещенный на тросе тормозной механизм отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и повышения надежности в работе, тормозной механизм выполнен в виде направляющего цилиндра с имеющей возможность скольжения по нему тормозной муфтой и прикрепленным к муфте ловителем, при этом направляющий J цилиндр имеет на внешней поверхности винтовые канавки с уменьшающимся щагом, а тормозная муфта выполнена в виде цилиндра с лунками на внутренней поверхности и расположенными в них шариками для взаимодействия с к авками направляющео го цилиндра.

2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что ловитель выполнен в виде втулки с бортовыми опорами.

3.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что направляющий цилиндр закреплен на опоре шарнирно.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент Франции № 2035664 0 кл. А 62 В 1/00, 1971.

Похожие патенты SU787045A1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ СО ЗДАНИЙ БОЛЬШОЙ ЭТАЖНОСТИ 2005
  • Майсов Иван Александрович
RU2297863C1
Спасательное устройство 1980
  • Харисов Гаяз Харисович
  • Сущинский Владимир Леонидович
  • Воинов Адольф Николаевич
  • Маркузон Иосиф Александрович
SU912174A2
Спасательное устройство 1984
  • Харисов Гаяз Харисович
  • Повзик Яков Семенович
SU1194427A1
Спасательное устройство 1985
  • Рязанцев Андрей Алексеевич
SU1269783A2
СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС 2006
  • Майсов Иван Александрович
RU2304991C1
СПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО 1998
  • Дрожжин Ю.С.
RU2145506C1
Спасательное устройство 1980
  • Харисов Гаяз Харисович
  • Повзик Яков Семенович
SU931194A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ 2006
  • Майсов Иван Александрович
RU2314134C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ, СПУСКАЮЩИХСЯ ПО ТРОСУ С МНОГОЭТАЖНОГО ЗДАНИЯ 2006
  • Майсов Иван Александрович
RU2311212C1
КОМПЛЕКС ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ ИЗ ЗДАНИЙ БОЛЬШОЙ ВЫСОТНОСТИ 2006
  • Майсов Иван Александрович
RU2306964C1

Иллюстрации к изобретению SU 787 045 A1

Реферат патента 1980 года Спасательное устройство

Формула изобретения SU 787 045 A1

f/

/

I/ Z/

// y // /////// /////

W//////////// hj-ФиеЛ

В

фие-5

Z1

фае.в

SU 787 045 A1

Авторы

Харисов Гаяз Харисович

Сущинский Владимир Леонидович

Воинов Адольф Николаевич

Маркузон Иосиф Александрович

Даты

1980-12-15Публикация

1979-01-08Подача