Способ осушки жидких углеводородных топлив Советский патент 1980 года по МПК C10G33/04 

Описание патента на изобретение SU787450A1

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано при интенсификации процессов осушки топлив и улучшения их качества. Известен способ осушки жидких угле водородных топлив продувкой надтопли ного пространства наружньо. воздухом Недостатком такого способа является его низкая производительность, большой расход газа-осушителя, невысокая степень осушки, особенно при повышенной атмосферной влажности и температуре, невысокое качество продукта, являющееся следствием протека ния реакции окисления при обработке топлива воздухом, повышенная пожароопаснбсть и загрязнение воздушного бассейна отработанным в процессе осу ки воздухом в связи с нерентабельнос тью как его унифицирования, так и очистки перед выбросом в атмосферу. Наиболее близким к предложенному по сущности- и достигаемому результату является способ непрерывной абсорбционной осушки жидких углеводородов от эмульсионной воды противоточной продувкой их газом-осушителем азотом или воздухом, по которому угл водород, осушенный в первой колонне, , подается на доосушку во вторую. Газосушитель, использованный во второй колонне, подается в первую с предварительной осушкой либо без нее. Газосушитель после использования в процессе снова возвращается в процесс (на рециркуляцию) либо отводится с установки. Способ осуществляется при температурах от О до 60°С, технологических давлениях от 0,1 до 10 атм (предпочтительнее при 0,9-3,0 атм) и объемном соотношении газа к жидкому углеводороду от 0,5:1 до 20:1. Относительная влажность газа-осушителя 0-50% (предпочтительнее от О до30%). Этот способ более, чем в 10 раз превосходит по производительности указанный барботажный способ осушки топлив. Для его осуществления требуется более, чем в 30 раз меньшая производственная площадь и объем аппаратуры, а в случае использования азота вместо воздуха исключаются окислительные процессы, в связи с чем значительно повышается качество топлива 2 . Недостатками этого способа являются ограниченность (дефицитность) сырьевой базы газа-осушителя аз.ота, так как не все предприятия, производящие углеводородные топлива, имеют производства технического азота; зна чительный расход азота (в количества от 0,5 до 20 объемов осушаемого топлива) ; увеличение себестоимости товарной продукции (осушенного этим Ьпособом топлива) в связи с нерентабельностью его очистки и последующего транспортирования на иные технологические нужды. Цель изобретения - повышение эффективности процесса, а именно расширение сырьевой базы газа-осушите-ля и снижение расхода азота. Поставленная цель достигается тем что процесс осушки углеводородных To лив осуществляют при 75-100с с использованием в качестве осушителя во дородсодержащего газа каталитическог риформинга легких углеводородов с по следующей десорбцией полученного про дукта при остаточном давлении 600759 мм рт. ст. в присутствии азота, взятого в количестве 1-20% от объема топлива. Водородсодержащий газ вводят в ко личествах, соответствующих объемному соотношению газа к топливу от 5:1 до 20:1. Способ предпочтительнее осущес влять в массообменном аппарате, где качестве контактирующего устройства используют насадку, изготовленную из гофрированной проволочной сетки, свя занной, например, кулирной гладью (насадка Панченкова) или насадку Мультикнит (франция) и Зульцер (ФРГ) - все тканевого типа, свернутые в рулон элементы которой с диаметЕЮМ, равным внутреннему диаметру массообменного аппарата, устанавливаются в нем друг на друга. Способ осуществляется следующим образом. В массообменный аппарат, загружен ный гофрированной проволочной насадкой тканевого типа, высотой от 2 до 6 дигилетров аппарата, сверху на насадку подают обводненное (осушаемое) жидкое углеводородное топливо при 75-100°С (с использованием тепла пре дыдувщх технологических стадий, т.е. без специального нагрева осушаемого топлива). Снизу под насадку с нормальной температурой подают водородсодержащий газ процесса риформинга, имеющий, например, состав, об.% во;а(ород 83, метан 11,23, этан 2,8, првпан 1,59, бутаны 0,84, пентаны 0, и содержащий около 6,8 гр/100 м сероводорода. Этот газ можно подавать в ПЕиэцесс как с предварительной осуш кой от влаги, частичньам или полным удалением углеводородных компонентов и сероводорода, так и без такой подг товки. Газ после его использования в аппарате осушки направляют на капЛеотбой и иные известные технологиче кие цели (например, на сжигание в качестве топливного газа или на процесс гидроочистки топлива). Осушенное топливо с низа массообменного аппарата самотеком или принудительно (насосом), отводят в аппарат, где вакуум-насосом поддерживают остаточное давление 600-759 мм рт.ст. Топливо, поступая в верхнюю часть этого аппарата, попадает на слой контактирующего устройства аналогичного имеющемуся в массообменном аппарате, но высота которого составляет 90270 мм. В этом аппарате происходит десорбция из топлива абсорбированного им водородсодержащего газа. Одновременно для исключения некондиционности осушенного топлива по температуре вспышки (которая из-за абсорбированного водородсодержащего газа может понизиться) , туда снизу подают азот в количестве 1-20% от объема топлива, подвергаемого осушке. Осушенное топливо (кондиционное) с низа этого аппарата отводят с установки на последующие известные технологические операции. Газы десорбции сверху отводят в иасадочный каплеотбойник, где происходит отделение воды и унесенных углеводородов от газа, после чего с верха каплеотбойника газы поступают на прием вакуум-насоса, которым направляют для сжигания горючих компонентов в технологическую печь. Отбойную жидкость из каплеотбойника дренируют через дренаж в линию промышленной канализации или направляют на другие известные операции. Пример 1. На проточной установке пилотного типа с внутренним диаметром аппарата осушки, равным 69 мм, высотой 1500 мм и внутренним диаметром аппарата десорбции следов водородсодержащего газа из топлива, равным также 69 мм при высоте 1000 1им, высоте слоя насадки 270 мм (Около 3 диаметрюв аппарата) и плотности гофрированной проволочной насадки тканевого типа 400 кг/м, производят осушку дизельного топлива, полученного после стадии защелачивания и водной промывки, минуя стадию отстоя от воды. Температура прозрачности дизельного топлива, подаваемого на осушку, равна . Процесс осуществляют при следующих технологических параметрах: количество подаваемого на осушку дизельного топлива 48 количество водородсодержсццего газа, подаваемого на осушку. 960 объемное соотношение газа и топлива 20:1; температура дизельного топлива на входе в аппарат осушки (температура процесса осушки) 73-77 и 97-100 С; температура водородсодержащего газа на входе в аппарат осушки 18f25 c; остаточное давление в аппарате десорбции водородсодержащего газа из осушенного дизельного топлива 750-759 мм рт. ст.; количество азота, поданного в аппарат десорбции водородсодержащего газа из осушенного дизельного топлива, 8,89,8 (20% от объема дйзтоплива Эффективность обработки дизельног (топлива водородсодержащим газом оцен &ают по изменению следующих физико имических характеристик, являющихся критериальнЕлми для процессов осушки жидких углеводородов- химически неактивными газами: температуре прозрачности, температуре вспьники, кислотности, фильтруемости и содержанию фактических смол. Все прочие характе ристики качества дизельного топлива остгиотся неизменными (так как способ осуществляется в некаталитических и умеренных технологических параметрах) . Пример 2. На установке, характеристики которой даны в примере 1, осуществляют осушку дизельного то лива, идентичного по качеству описанному в примере 1. Процесс проводя при следующих технологических параметрах: количество подаваемого на осушку дизельного топлива 48 дм/ч; количество водородсодержащего газа, подаваемого на осушку, 960 ндм/ч; объемное соотношение газа и топлива 20:1; температура дизельного топлива на входе в аппарат осушки 92-95 С; температура водородсодержащего газа на входе в аппарат осушки 18-25 С; остаточное давление в аппарате десорбции водородсодержащего газа из осушенного дизельного топлива 600 2 мм рт.ст.; количество азота, подаваемого в аппарат десорбции водородсодержащего газа из осушенного дизельного топлива, 0,5 (около 1% от объема дизельного топлива) Пример 3. На установке, характеристики которой даны в примере 1, осуществляют осушку дизельного топлива, идентичного по качеству использованному в примерах 1 и 2. Процесс производят при следующих технологических параметрах: количество подаваемого на осушку дизельного топлива 48 дм /ч; количество водородсодержащего газа, подаваемого на осушку 240 ндм ч; объемное соотношение газа и топлива 5:1; температура дизельного топлива на входе в аппарат осушки 92-95 С; температура водородсодержащего газа на входе в аппарат осушки 18-25 с; остаточное давление в аппарате десорбции водородсодержащего газа из осушенного дизельного топлива 75712 мм рт. ст. Данные изменения критериальных физико-химических характеристик (изменения качества) дизельного топлива приведены в таблице.

Похожие патенты SU787450A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БУТИЛКАУЧУКА 1995
  • Щербань Г.Т.
  • Шияпов Р.Т.
  • Шамсутдинов В.Г.
  • Якушев Ю.Н.
  • Хатмуллин Ю.С.
RU2091402C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВОДОРОДА ИЗ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ 2009
  • Астановский Дмитрий Львович
  • Астановский Лев Залманович
RU2394754C1
СПОСОБ ОСУШКИ И ОЧИСТКИ ПРИРОДНЫХ ГАЗОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2012
  • Курочкин Андрей Владиславович
RU2497573C1
СПОСОБ ГЛУБОКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТЕЗАВОДСКОГО УГЛЕВОДОРОДНОГО ГАЗА 2012
  • Мнушкин Игорь Анатольевич
RU2502717C1
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ИЗВЛЕЧЕНИЯ ЦЕННЫХ ПРИМЕСЕЙ ИЗ ПРИРОДНОГО ГЕЛИЙСОДЕРЖАЩЕГО УГЛЕВОДОРОДНОГО ГАЗА С ПОВЫШЕННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ АЗОТА 2014
  • Мнушкин Игорь Анатольевич
RU2597081C2
СПОСОБ ГИДРОГЕНИЗАЦИОННОЙ ОБРАБОТКИ НЕФТЯНОГО СЫРЬЯ 2015
  • Астановский Дмитрий Львович
  • Астановский Лев Залманович
RU2593262C1
Способ регенерации адсорбента 2017
  • Селезнев Александр Юрьевич
RU2657342C1
Способ производства водорода 2022
RU2791358C1
Способ регенерации молекулярных сит 1969
  • Шмук Ю.А.
  • Свирская К.И.
  • Тимковский Е.И.
SU362633A1
ГАЗОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ И ГАЗОХИМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 2014
  • Мнушкин Игорь Анатольевич
RU2570795C1

Реферат патента 1980 года Способ осушки жидких углеводородных топлив

Формула изобретения SU 787 450 A1

Полученные при осушке дизельныз теплив данные по качеству соотаетствуют требованиям на экспортное дизельное топливо (высшая категория качест- 60 ва) марки ДЛЭ ТУ 38 001162-78, а по сравнению с дизельным топливом, осушенньси барботированием его воздухом, Кислотность снижается от 35 до 100%, коэффициент фильтруемости увеличиваг 6S

тся от 40 до 80% содержание фактических смол снижается от 29 до 37%. Кроме того, предложенный способ позволяет исключить стадию отстоя дизельного топлива после щелочной и водной обработки и снизить затраты щелочи. Способ приемлем для осушки любых дизельных и реактивных топлив, а также нефти. Формула изобретения Способ осушки жидких углеводородных топлив путем продувки их газомосушителем, при повышенной температу ре, отличающийся тем, чт с целью повышения эффективности процесса, его осуществляют при 75-100°С с использованием в качестве осушителя водородсодержащего газа каталитического риформинга легких углеводородов с последующей десорбцией полученного продукта при остаточном давлении 600-759 мм рт. ст. в присутст78 ВИИ азота,.взятого в количестве 1-20% от объема топлива. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Сб. 3-я Научно-техническая конференция по проблемам Эксплуатационные свойства авиационных топлив смазочных материалов и технических жидкостей. Тезисы докладов. Киев, 1973, с. 95-96. 2.Патент Великобритании 1442110, кл. С 5 Е, опублик. 1976 (прототип).

SU 787 450 A1

Авторы

Беридзе Георгий Юсупович

Борисов Вячеслав Дмитриевич

Гвенцадзе Элгуджа Васильевич

Джинчарадзе Иосиф Хасанович

Кульбашный Георгий Николаевич

Малышев Валентин Всеволодович

Панченков Георгий Митрофанович

Саттаров Марат Шатнурович

Даты

1980-12-15Публикация

1979-01-08Подача