I
Изобретение относится к гидроавтоматике, касается устройств для управления потоком текучей среды и может найти применение на транспорте, в станкостроении, машиностроении и дру-5 гих отраслях .
Известно устройство для управления потоком текучей среды,содержащее корпус с двумя выходными каналами, подключенными через распределитель Ю к торцовому распределителю шестеренного насоса-дозатора внутреннего зацепления, ротор которого связан через зубчатую муфту, снабженную валом, и торсионный механизм - с входным j валом Ij.
Недостаток устройства - относительная сложность конструкции и недостаточная точность работы из-за наличия люфтов в соединениях торсионного ме- 20 ханизма с валом конструктивной сложности этого соединения и малой поверхности теплоотдачи торсионного механизма, что обуславливает его тепловую деформацию.25
Цель изобретения - повышение точности и упрощение конструкции устройства.
Для этого торсионный механизм выполнен в виде двух сложенных по кон- ЗО
цам вместе гибких пластин равной длины, снабженных по этим концам язычками, а на торце входного вала и вала муфты выполнены прорези и осевое сверление, в которых установлены,соответственно, концы пластин и язычки.
Кроме того, пластины выполнены криволинейными и обращены друг к другу вогнутыми поверхностями.
Н.а фиг. 1 схематически изображено предлагаемое устройство; на фиг. 2 - торсионный механизм; на фиг. 3 - гибкие пластины в плане; на фиг. 4 - то же, вид сбоку , на фиг. 5 разрез А-А на фиг. 3 (по концу торсионного механизма, входящему в прорезь вала муфты)Т на фиг. 6 - разрез Б-Б на фиг. 3 (по концу торсионного механизма, входящего в прорезь входного вала)-, на фиг. 7 - разрез Б-В на фиг. 3 (концевые участки торсионного механизма в нерабочем положении) увеличено; на фиг. 8 - устройство в зоне, прилегающей к месту соединения торсионного механизма с валом муфты, поперечный разрез (разрез Г-Г на фиг. 1}.
В корпусе 1 устройства выполнено два выходных канала 2 и 3, подключенные через распределитель, образованный втулкой 4 с проточками и корпусом 1, к торцовому распределителю 5 шестеренного насоса-дозатора б внутреннего зацепления. Последний имеет статор 7 с внутренним зубчатым венцом и ротор 8 с внешним зубчатым венцом, число зубьев которого на оди меньше, чем у статора 7. Ротор 8 свя зан через зубчатую муфту 9 снабженную валом 10, и. торсионный ме :анизм 11 с входным валом 12. В корпусе 1 выполнены входной канал 13, подключе ный к источнику давления рабочей жид кости, (не показан), и сливной канал 14,подключенный к. баку (не показан), В расточке втулки 4 выполнены шлицы 15,которые взаимодействуют со шлица ми 16 на конце вала 10 муфты 9. Вход ной вал 12 взаимодействует через шарик 17 со спиральной канавкой 18 на втулке 4. Торсионный механизм 11 выполнен в виде двух сложенных по концам вместе гибких пластин 19 и 20 ра ной длины, снабженных по этим концам язычками 21 и 22. На торце входного вала 12 и вала 10 муФты 9 выполнены, прорези 23 и 24. В торце входного вала 12 выполнено также осевое сверление 25. В прорезях 23 и 24 установ лены концы пластин 19 и 20, а язычки 21 и 22 размещены в сверлении 25. Пластины 19 и 20 выполнены криволинейными и обращены друг к другу вогнутыми поверхностями. На концах плас тин 19 и 20 выполнены выступы 26-29/ а на концах, входящих в прорес.ь 24 вала 10/ дополнительно выполнены вые ки 30-33/ входящие друг в друга для предотвргцдения смещения пластин 19 и 20. Выходные каналы 2 и 3 подключе ны к различным полостям исполнительного механизма/ например линейного гидродвигателя усилителя руля транспортного средства. При повороте входного вала 12 шарик 17 через спиральную канавку 18 воздействует на втулку 4/ смещая ее в осевом направлении в ту или иную сторону в зависимости от направления вращения входного вала 12. Одновременно происходит закручивание пластин 19 и 20 торсионного механизма 11 из-за сопротивления со стороны ротора 8 насоса-дозатора 6. Закручивание пластин 19 и 20 продолжается до тех пор/ пока в результате осевого смещения втулки 4 она не сообщит своими проточками насос-дозатор 6 с одним из выходных каналов 2 или 3.Заданная доза рабочей жидкости поступает от источника давления через насос-дозатор б в одну из полостей гидродвигателя. При этом сопротивление ротора 8 падает и он начинает вращаться в сторону вращения входного вала 12. При остановке последнего в силу запа сенной пластинами 19 и 20 энергии уп ругой деформации ротор 8 продолжает вращаться в эту же сторону до исходного положения/ при котором пластины 19 и 20 находятся в не 1апряженном положении/ а втулка 4 за счет вращения относительно входного вала 12 возвращается шариком 17 в исходное осевое положение. Вращение втулки 4 обеспечивается взаимодействием ее шлицев 15 со шлицами 16 вала 10/ вращающегося совместно с ротором 8 и торсионным механизмом 11. Скольжение шлицов 15 по шлицам 16 допускает осевое перемещение втулки 4. Центрирование пластин 19 и 20 и предотвращение их сцепления со шлицами 15 достигается тем/ что один конец торсионного механизма 11 расположен в прорези 24 вала 10/ ось которой проходит через выступы шлицев 15 (фиг. 8), а язычки 21 и 22 другого конца находятся в центрирующем осевом сверлении 25. Выступы 26-29 обеспечивают прилегание концов пластин 19 и 20 к стенкам прорезей 23 и 24 и в то же время предотвращают взаимодействие внешних сторон пластин 19 и 20 с краями прорезей 23 и 24/ что повлекло бы возникновение концентраций напряжений в местах контакта. Пластины 19 и 20 имеют большую площадь теплоотдачи и интенсивно охлаждаются потоком рабочей жидкости, проходящей через расточку втулки 4. Кривизна пластин 19 и 20 обеспечивает их пружинность при стягивании и, тем самым/ надежное без зазоров прилегание выступов 26-29 к стенкам прорезей 23 и 24. За счет надежности прилегания выступов 26-29 к стенкам прорезей 23 и 24 обеспечивается устранение люфта в .начале скручивания торсионного механизма 11/ а большая относительная поверхность теплоотдачи исключает перегрев пластин 19 и 20 и их тепловую деформацию/ что вместе с устранением люфта повышает точность работы устройства. Простота форм пластин 19 и 20 и их технологичность обуславливают упрощение конструкции устройства. Формула изобретения 1. Устройство для управления потоком текучей среды, содержащее корпус с двумя выходными каналами/ подключенными через распределитель к торцовому распределителю шестеренного насоса-дозатора внутреннего зацепления/ ротор которого связан через зубчатую муфту/ снабженную валом/ и торсионный механизм - с входным валом/ отличающееся тем/ что/ с целью повышения точности работы и упрощения конструкции/ торсионный механизм выполнен в виде двух сложенных по концам вместе гибких
пластин равной длины, снабженных по этим концам язычками, а ria торце входного вала и вала муфты выполнены прорези и осевое сверление, в которых установлены, соответственно, концы пластин и язычки.
2. Устройство по п. 1, о т л ичающееся тем, что пластины
выполнены криволинейными и обращены друг к другу вогнутыми поверхностями.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США № 34i62543, кл. 60-52, опублик. 1969.
sy
Ч
/9
21
Т(
в
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для рулевого управления с гидростатическим сервоприводом | 1981 |
|
SU1122215A3 |
СИСТЕМА СМАЗКИ ЗУБЧАТОГО РЕДУКТОРА | 2011 |
|
RU2470165C1 |
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ПРИВОД СО СТРУЙНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ ДЛЯ ШАРОВЫХ КРАНОВ И РУЧНОЙ ДУБЛЕР | 2001 |
|
RU2213890C2 |
Гидрораспределитель гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства | 1982 |
|
SU1057357A1 |
РУЛЕВАЯ КОЛОНКА | 2019 |
|
RU2709056C1 |
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ | 2000 |
|
RU2248901C2 |
ГОЛОВКА РОТОРА С ТОРСИОННОЙ ВТУЛКОЙ И ОБТЕКАТЕЛЕМ ДЛЯ АВТОЖИРА С ПРЫЖКОВЫМ ВЗЛЕТОМ И ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПОСАДКОЙ | 2006 |
|
RU2313473C1 |
ИМПУЛЬСНЫЙ ВАРИАТОР | 1991 |
|
RU2068518C1 |
ОСЦИЛЛЯТОР ДЛЯ БУРИЛЬНОЙ КОЛОННЫ | 2019 |
|
RU2732322C1 |
Распределитель гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства | 1986 |
|
SU1323450A1 |
Авторы
Даты
1980-12-23—Публикация
1975-02-19—Подача