Изобретение относится к транcnopTHor-iy ка :;иностроени1с, в частности ксистемам рулевого управления транспортных средств.
Известен гидрораспределитель гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства, содержащий корпус с выполненными в нем реактивными камерами, в которых расположены плунжеры, золотник, размещенный в продольном отвер стиикорпуса в упорных подшипниках, установленных во втулке, имеющей возможность взаимодействия с упомянутыми плунжерами, и входной вал, кинематически связанный посредством резьбовой передачи с упомянутой втулкой и соединенный через торсион с рулевым валом, причем последний выполнен шлицевым, кинематически свзанным с упомянутой втулкой Т .
Недостатком данного гидрораспределителя является возможность радиального смещения шлицев втулки относительно шлицев рулевого вала. Так как радиальное смещение имеет место в процессе изготовления гидрораспределителя, это приводит к повышенным силам трения в резьбовом и шлидёвом соединениях и, следовательно, снижению чувсвительности распределителя.
Цель изобретения - улучшение точности работы путем повышения чувствительности усилителя рулевого управления.
Указанная цель достигается тем, что в гидрораспределителе гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства, содержащем корпус с выполненными в нем реактивными камерами, в которых ра положены плунжеры, золотник, размещенный в продольном отверстии корпуса в упорных подшипниках, установленных во втулке, имеющей возможность взаимодействия с упомянутыми плунжерами, и входной вал, кинематически связанный посредством резьбовой передачи с упомянутой втулкой и соединенный через торсион с рулевым валом, причем последНИИ ввдюлнен Шлицевым, кинематически связанным с упомянутой втулкой, кинематическая связь рулевого вала с втулкой выполнена в виде кулачково-дисковой муфты, наружные
;выступы которой располагаются в пазах, выполненных во втулке, а внутренние пазы муфты выполнены для взаимодействия со шлицами рулевого вала, причем ширина по крайней мере двух пазов муфты равна, а двух других пазов - больше ширины шлицев рулевого вала.
Кроме того, гидрораспределитель снабжен стопорным кольцом, установленным в осевом канале, выполненном
в упомянутой втулке, расположенной между стопорным кольцом и муфтой, причем последняя установлена в осевом канале втулки.
На фиг. 1 изображен гидрораспределитель , продольный разрез; на фиг, 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 1.
Гидрораспределитель содержит корпус 1 золотника с тремя кольцевыми расточками 2-4. Средняя расточка 3 соединена с каналом для подвода рабочей жидкости от гидронасоса, а крайние расточки 2 и 4 с каналами для отвода жидкости в гидробак. В реактивных камерах корпуса свободно с возможностью осевого перемещения размещены плунжеры 5. В центральном отверстии корпуса 1 установлен золотник б, закрепленный на упорных подшипниках 7 и 8 на втулке 9, расположенной концентрично золотнику б. Втулка 9 резьбой соединена с входным валом 10, закрепленным в крышке 11 на радиально-упорных подшипниках 12 Втулка 9 со стороны вала рулевого механизма имеет осевой канал 13, в который устанавливается муфта 14, наружнымивыступами 15 входящая в пазы 16.
Внутри муфты выполнены два паза 17, по ширине равные шлицам рулевого вала 18, и два паза 19, образукяцие боковой зазор 20 в соединении со шлицами рулевого вала. Муфта 14 с одной стороны взаимодействует с торцами 21 пазов 16 втулки 9, с другой - с проставкой 22, закрепленной стопорным кольцом 23. Между муфтой 14, втулкой 9 и рулевым ва;лом 18 выполнены радиальные зазоры 24 и 25
Входной вал 10 имеет шлицы и соединен с рулевым валом 18. Шлицевое соединение выполнено с зазором 26. Зазор выбирается из условия получения, полного хода золотника. Входной вал 10 и рулевой вал 18 соединены торсионом 27.
Внутренние кольца 28 и 29 подшипников опираются на торцы плунжеров Наружное кольцо 30 верхнего подшипника упирается в буртик втулки 9, а наружное кольцо 31 нижнего подшипника - в гайку 32, навернутую на резьбу втулки 9. В крышке 33 установлено комплексное уплотнение 34. Сверлениями 35 и 36 в корпусе 1 полости 37 и 38 гидрораспределителя соединены со сливом.
При нейтральном положении золотника 6 рабочая жидкость от, гидронасоса поступает к средней расточке 3 через расточки 2 и 4 - на слив и через сверления в поясах корпуса к полости силового гид юцилиндра. При повороте вала 10 благодаря винтовому соединению втулка 9 стремит повернуться, грани пазов 16 воздействуют на выступы 15 муфты 14, а грани пазов 17 муфты 14 - на шлицы рулевого вала 18. Так как рулевой вал 18 в данном случае остается неподвижным, втулка 9 с муфтой 14 перемещается в осевом направлении, перемещая в осевом направлении и зкрепленный на втулке золотник б. В начальный момент смещения золотника б, когда давление в системе незначительно, усилие на ободе рулевого колеса в основном создается торсионом 27, котороый непосредственно воздействует на входной вал 10. Винтовое соединение при этом перемещает только золотник и практически не нагружается. При дальнейшем смещении золотника, величина которого ограничена зазором 26 в шлицевом соединении, прекращается доступ рабочей жидкости к одной из кольцевых расточек 2 ил 4, а также к одной из полостей силового гидроцилиндра. Рабочая жидкость от гидронасоса подается в соответствующую полость силового цилиндра, при этом противоположная полость цилиндра соединяется со сливом. Увеличение давления в системе и, следовательно, в реактивных камерах, обеспечивает увеличение усилия на ободе рулевого колса пропорционально увеличению момента сопротивления повороту. При снятии усилия с обода рулевого колеса торсион 27 и плунжеры 5 возвращают золотник в нейтральное положение. При неработающем гидронасосе или недостаточной эффективности гидроусилителя выбирается зазор 26 в шлицевом соединении входного вала 10 с рулевым валом 18 и усилие от рулевого колеса непо0 средственно передается по механическим связям, как в обычном рулевом управлении без усилителя. Радиальное смещение шлицев втулки 9 относительно шлицев вала 18 рулево5 го механизма компенсируется муфтой 14. Муфта 14 может смещаться вдоль выступов 15 в пазах 16 втулки 9 в одну и другую стороны на. величину радиального зазора 24, а также вдоль внутренних пазов 17 по шлицам вала 18 рулевого механизма на величину бокового зазора 20 и радиального зазора 25.
Все силы, прилагаемые к муфте 14, лежат в одной плоскости, что исключает ее перекос, уменьшает силы трения и повышает чувствительность распределителя. Это в значительной степени повышает точность управления автотранспортным сред0 ством.
Ожидаемый годовой экономический эффект от использования в конструкции автомобилей МАЗ-6422 распределителя составит 154944 руб.
20
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидрораспределитель гидравлического усилителя рулевого механизма транспортного средства | 1983 |
|
SU1081054A1 |
Распределитель гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства | 1977 |
|
SU931561A1 |
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО УСИЛИТЕЛЯ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2005 |
|
RU2291807C1 |
Распределитель гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства | 1982 |
|
SU1106717A1 |
Распределитель гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства | 1986 |
|
SU1323450A1 |
Рулевое управление трактора | 1984 |
|
SU1221002A1 |
Распределитель гидравлического уси-лиТЕля РулЕВОгО упРАВлЕНия TPAH-СпОРТНОгО СРЕдСТВА | 1979 |
|
SU816842A1 |
Распределитель гидравлического двухконтурного усилителя рулевого управления транспортного средства | 1989 |
|
SU1691204A1 |
Распределитель гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства | 1981 |
|
SU1004184A1 |
Гидроусилитель рулевого управления транспортного средства | 1990 |
|
SU1729878A1 |
1. ГИДРОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО УСИЛИТЕЛЯ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий корпус с выполненными в нем реактивными камерами, в которых расположены плунжеры, золотник, размещенный в продольном отверстии корпуса в упорных подшипниках, установленных во втулке, имеющей возможность взаимодействия с упомяну- . тыми плунжерами, и входной вал, кинематически связанный посредством резьбовой передачи с упомянутой втулкой и соединенный через торсион с рулевым валом, причем послед.НИИ выполнен шлицевым, кинематически связанным с упомянутой втулкой, отличающийся тем, что, с целью улучшения точности работы путем повышения чувсвительности усилителя рулевого управления, кинематическая связь рулевого вала с втулкой выполнена в виде кулачково-дисковой муфты, наружные выступы которой располагаются в-пазах, выполненных во втулке, а внутренние пазы муфты выполнены для .взаимодействия со шлицами рулевого вала, причем ширина по крайней мере двух пазов муфты равна, i а двух других пазов - больше ширины шлицев рулевого вала. СЛ 2. Гидрораспределитель по п. 1, отличающийс я тем, что С он снабжен стопорным кольцом, установленным в осевом канале, выполненном в упомянутой втулке, и проставкой, расположенной между стопорным кольцом и муфтой, причем последняя установлена в осевом канале втулки. Са 1 CAD СЛ
Б-Б
9
25
17
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
СПОСОБ ОЧИСТКИ СТОЧНЫХ ВОД ОТ НЕФТЕПРОДУКТОВ | 2011 |
|
RU2483028C1 |
Авторы
Даты
1983-11-30—Публикация
1982-10-18—Подача