Изобретение относится к электромашиностроению/ в частности к подшип никовым узлам электрических машин. Известен подаиипниковый узел элект рической машины, содержащий подшипник и подшипниковый щит, в котором снижение жесткости cиcтe вJ аксиально фиксации ротора достигается подпружиниванием ротора в подшипниковом щите с применением П.ЦРСКИХ или тарельчатых кольцевых пружин II. Такая пружина одним концом защемляется в корпусе подшипникового щита, а дру гим концом подвижно соединена с валом ротора, и за счет упругого плеча имеет хорошую податливость даже при значительных динамических нагрузках Конструкция имеет существенные недостатки. Осевая игра ротора ограничиваетс только пружиной и в случае превышения допустимой величины аксиального смещения ротора или, например, при выходе пружины из строя создается аварийная ситуация - затиры в подши никовом узле. Надежность узла значительно снижается из-за наличия постоянного тре ния в соединении неподвижной пружины и вращакнцегося вала, через которое передается осевая нагрузка. Известен также подшипниковый узел электрической машины, содержащий шарикоподшипник, служащий для восприятия осевых нагрузок, кольцевую обойму, установленную с одной стороны наружного кольца шарикоподшипника, подшипниковый щит и крышку 2 . Аксиальная подвижность шарикоподшипника в пределах установленного осевого зазора при помощи обоймы га рантирует несоприкосновение и отсутствие затиров в местах сопряжения вращающихся и неподвижных частей подшипников узла, что особенно важно для взрывобезопасных электрических машин. Однако такое решение задачи аксиальной фиксации ротора эффективно при значительных осевых воздействиях со стороны механизма на электродвигатель и не дает существенного снижения коэффициента динамичности системы аксиальной фиксации ротора, что является основным недостатком этой конструкции. Из известных конструкций наиболее близкой к изобретению является вторая.
Цель изобретения - повьдиение надежности подшипникового узла при воздействии на ротор электрической машины осевых динамических нагрузок. Указанная цель достигается тем, что узел снабжен дополнительной кольцевой обоймой, установленной с противоположной стороны наружного кольца, обе обоймы выполнен с упругими радиальными кольцевыми плечами, размещенными со стороны торцов шарикоподшипника, подшипниковый щит и крышка сопряжены с обоймами с образованием зазоров и имеют выступы, упирающиеся в плечи обоим, причем обоймы могут быть выполнены составг ными, а их упругие плечи - из отдельных кольцевых пластин.
На фиг. 1 представлен подшипниковый узел, продольный разрез; на фиг. 2 и 3 - продольные разрезы части узла с составными обоймами.
Подшипниковый узел содержит шарикоподшипник 1, служащий для восприятия осевых нагрузок, встроенный в кольцевые обоймы 2 и 3 с натягом, установленные с обеих сторон наружного кольца 4, имеющего радиальную и осевую свободы. Обоймы 2 и 3 выполнены с упругими радиальными кольцевыми плечами 5 и 6, размещенньами со стороны торцов шарикоподшипника. Подшипниковый щит 7 и крьшка 8 сопряжены с обоймами 2 и 3 с образованием зазоров 9, 10 и имеют выступы 11 и 12, упирающиеся в плечи 5 и 6 обойм. Для предотвргицения проворота наружного кольца 4 шарикоподшипника 1 обойма 2 имеет со щитом 7 взаимные выступ 13 и паз 14. Величина осевых зазоров 9 и 10 выбирается несколько меньше величины осевых зазоров 15 и 16 в уплотнениях подшипникового узла, что исключает возможность затиров. Для увеличения плеч 5 и 6, определяющих упругость систеNBJ, обоймы 2 и 3 можно выполнять сотавны.ми с большим размером диаметра поднимая место соединения плеча с обоймой на больший диаметр. Для удобства монтажа и демонтажа обоймы 2, 3 могут соединяться друг с друго болтами 17, которые одновременно слжат в качестве выступа. Для улучше.ния динамических и демпфирующих свойств кольцевые плечи 5 и 6 выполняют составньочи из отдельных кольце-; вых пластин 18-20.
При действии на вал ротора электрической машины осевых знакопеременных динамических нагрузок со стороны приводного агрегата последние передаются на шарикоподшипник 1, связанный с подшипниковым щитом 7 и крышкой 8, через упругие кольцевые плечи 5 и 6, которые действуют как амортизаторы, значительно снижая воздействия, передающиеся от механизма на шарикоподшипник. Осевое смещение ротора при упругом его колебании на плечах 5, 6 ограничено обоймами 2 и 3 в пределах осевых зазоров 9 и 10.
5 Выполнение обойм, в которых размещен шарикоподшипник с упругими плечами, опирающимися в шит и крышку, защищает шарикоподачипиик от воздействия осевых нагрузок и повышает
0 надежность подшипникового узла.
Формула изобретения 1. Подшипниковый узел электрической машины, содержащий шарикоподшипник , служащий для восприятия осевых нагрузок, кольцевую обойму, установленную с одной стороны наружного кольца шарикоподшипника, подшипниковый щит и крьвику, отличающийся тем, что,с целью повышения надежности, он снабжен дополнительной кольцевой обоймой, установленной с противоположной стороны наружного кольца , обе обоймы выполнены с упругими радиальными кольцевыми плечами, размещенными со стороны торцов шарикоподшипника, подшипниковый щит и крьшка сопряжены с обоймами с образованием зазоров и имеют выступы, упирающиеся в плечи обойм. 2. Узел по п. 1, отличающийся тем, что, обойьы выполнены составными, причем их упругие
плечи выполнены из отдельных кольцевых пластин.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР 0 509949, кл. Н 02 К 5/16, 1974.
2.Каталог Электродвигатели типа NRG, фирмы ALSTHOM франция.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТОРЦОВАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АСИНХРОННАЯ МАШИНА | 1998 |
|
RU2140700C1 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1991 |
|
RU2024160C1 |
ВЗРЫВОНЕПРОНИЦАЕМЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1970 |
|
SU266030A1 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ ОПОРА КАЧЕНИЯ | 2007 |
|
RU2360156C2 |
Электродвигатель со встроенным тормозом | 1982 |
|
SU1117781A1 |
Подшипниковый узел электрической машины с горизонтальным валом | 1980 |
|
SU866655A1 |
Устройство для испытаний подшипниковых опор электрических машин | 1990 |
|
SU1735972A1 |
Стенд для испытаний подшипниковых узлов электрических машин | 1980 |
|
SU928534A1 |
Электрическая машина | 1980 |
|
SU909760A1 |
Электромашина | 2016 |
|
RU2610449C1 |
to
Ю
Авторы
Даты
1980-12-30—Публикация
1978-12-21—Подача