Изобретение относится к области электромашиностроения.
Суш,ествующие нодвижные взрывоненроницаемые уплотнения подшипниковых узлов электрических машин представляют собой в простейшем случае, часть враш;ающегося вала и неподвилсную подшипниковую крышку, образуюш,ие между собой щелевой взрывонепроннцаемый зазор, величина которого зависит от исполнения взрывобезопасной электрической машины в зависимости от среды, в которой она должна работать. Однако при весьма малых зазорах, допустимых для третьей и четвертой категорий взрывоопасных смесей, трудно, а часто и невозможно обеспечить стабильный равномерный зазор, так как суммарное проседание вала за счет радиального зазора в подшипниках, упругих деформаций вала от сил тяжести и одностороннего магнитного притяжения ротора, а также за счет тexнoлoги eских отклонений (допусков) при обработке деталей взрывоиепронипаемого соединения будет больше чем допустимый зазор между вращающимся валом и подшипниковой крышкой, результатом чего может быть затир вала о втулку егце при сборке двигателей.
Известные взрывонепроницаемые подшипниковые узлы с плавающими или сферическими самоустанавливающимнся втулками сложпы по конструкции, требуют высокой точностн изготовления и недостаточно надежны з экснлуатации.
Цель изобретения - получение простого и надежного взрывонепроницаемого подшипникового узла.
Для этого шелевой взрывонепроницаемый
зазор создается между насаженным на вал уплотнптельным кольцом и неподвижной цилиндрической втулкой, посаженной на установленный на валу дополнительный центрирующий НОД1ПИПНИК качения.
Па чертеже приведен предлагаемый узел.
Па вал 1 двигателя посажен опорный шариковый или роликовый подшипник 2, внешняя обойма которого входит в цилиндрическое отверстие подшипникового щита 3. Подшипииковая крышка 4 крепится болтами 5 к цилиндрической втулке 6, иосаженной на центрирующий подщцпник 7.
Взрывонепроницаемый щелевой зазор создается между посаженным на вал унлотнительным кольцом 8, наружный диаметр которого близок к наружному диаметру подшипника 7, и втулкой 6- Величина указанного зазора определяется в зависимости от исполнеПИЯ электродв игателя по взрьгвозащите
Втулка 6 вместе с подшипником 7 и кольцом 8 имеет возможность радиального смещения относительно нодшннннкового щита в нределах разности диаметров крепежных болтов и проходных отверстий для них в подшипниковом щите. Это позволяет втулке вместе с центрирующим подшипником и ступицей самопроизвольно под силой ротора ирипимать при сборке электродвигателя такое положение относительно иодшипникового щита, которое исключает основную нагрузку на центрирующий подшипник, что обеспечивает стабильность и равномерность взрывонепроницаемого зазора между вращающимся кольцом и неподвижной втулкой в процессе работы электродвигателя.
В качестве центрирующего подшипника может быть выбран шарикоподшипник легкой серии.
Изобретение позволяет выбирать минимальные величины щелевого взрывонепроницаемого зазора, так как на его изменение цри
сборке и работе оказывает влияние проседание наружного кольца центрирующего подшипника 7 за счет радиального зазора, допустимое отклонение наружного диаметра центрирующего подшипника ц допуск на биение наружной поверхности уплотнительного кольца 8. При этом биение поверхности кольца может быть сведепо до минимума, так как ее можно обрабатывать одновременно с обработкой игенки вала под центрирующий подшиппик.
Предмет изобретения
Взрывонепроницаемый подшипниковый узел электрической машииы с щелевым взрывонепроницаемым зазором, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, на валу установлен дополнительный центрирующий подшипник качения, на который насажона неподвижная втулка, образующая с вращающимся укреиленным на валу уилотнительным кольцом взрывонецроницаемый зазор
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Взрывонепроницаемое уплотнение вала электрической машины | 1973 |
|
SU486426A1 |
ВЗРЫВОНЕПРОНИЦАЕМОЕ УПЛОТНЕНИЕ ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ | 2003 |
|
RU2242075C1 |
ВЗРЫВОНЕПРОНИЦАЕМОЕ УПЛОТНЕНИЕ ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2004 |
|
RU2299510C2 |
ВЗРЫВОНЕПРОНИЦАЕМОЕ УПЛОТНЕНИЕ ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) | 2001 |
|
RU2226241C2 |
Бесконтактная синхронная электрическая машина | 1983 |
|
SU1120455A1 |
Взрывонепроницаемый подшипниковый узел электрической машины | 1984 |
|
SU1179481A1 |
Взрывонепроницаемый подшипниковый узел электрической машины | 1972 |
|
SU481103A2 |
Устройство для уплотнения вращающихсяВАлОВ | 1979 |
|
SU838229A1 |
Вертикальный электродвигатель | 1987 |
|
SU1603485A1 |
Подшипниковый узел электрической машины | 1988 |
|
SU1644305A1 |
б 7
7 6
Даты
1970-01-01—Публикация