1
Изобретение относится к электромашиностроению и касается усовершенствования системы смазки подшипниковых узлов крупных электрических машин.
Известна конструкция подшипникового узла крупной электрической машины, в которой подшипниковый узел содержит два подшипника: роликовый для восприятия радиальной нагрузки и шариковый , посаженный в подшипни- : ко&ый щит с радиальным зазором, для восприятия чисто осевой нагрузки. При этом оба подшипника обслуживаются одной маслосбрасыванвдей шайбой, установленной между подшипниками flJ
Б электрических машинах основным
видом нагрузки является радиальная нагрузка, и размеры роликового подшипника, особенно в крупных машинах, всегда больше размеров шарикового подшипника. Соответственно размеры маслосбрасываквдей шайбы (ее наружный диаметр) должны быть для роликового подшипника больше, а для шарикового меньше. В данной конструкции,имеющей общую маслосбрасываквдую шайбу, такое требование невыполнимо, поэтому наружный диаметр шайбы усредняют
.между большим значением, требующимся для роликового подшипника, и мень,шим, - требующимся для шарикового подшипника. Такое усреднение является существенным недостатком в системе смазки подшипникового узла, так как количество отводимой смазки от роликового подшипника меньше требуемого, а от шарикового - больше требуемого.
Известен также подшипниковый узел электрической машины, содержащий установленные на валу ротора два подшипника качения разных размеров и
15 подшипниковую крьпику между ними, в кольцевом углублении которой расположена с осевым зазором маслосбрасывающая шайба 2 .
Это устройство позволяет устранить указанный недостаток благодаря тому, что применяют шариковый подшипник заведомо больших размеров, чем требуется из условий надежности работы узла. Практически это достигается тем, что шариковый подшипник с наружным диаметром близким к диаметру роликового подшипника устанавливается на подсадную втулку,посаженную на вал на одном диаметре с роликовым
30 подшипником.
Однако при этом усложняется конструкция узла, а различие в размерах подшипников хотя и уменьшается, но полностью устранено быть не может.
Целью изобретения является упрощение конструкции подшипникового узла электрической машины.
Указанная цель достигается тем, что шайба имеет два участка разного диаметра, причем торцовая поверхность участка большего диаметра обращена к подшипнику большего размера, а торцовая поверхность участка меньшего диаметра - к подшипнику меньшего размера. Шайба может иметь кольцевой паз, выполненный на боковой поверхности участка меньшего диайетра, прилегающей к поверхности участка большего диаметра.
Шайба также может быть выполнена составной, из двух частей, разделенных между собой радиальной щелью.
На фиг. 1 представлен подшипниковый узел злектрической машины, продольный разрез; на фиг. 2 - маслосбрасывающая шайба с кольцевым пазом на боковой поверхности; на фиг. 3 составная маслосбрасывакхдая шайба.
Подшипниковый узел содержит роликовый 1 и шариковый 2 подшипники качения, установленные на валу 3 ротора электрической машины. Между подшипниками установлена маслосбрасывающая шайба 4, расположенная в кольцевом углублении подшипниковой крьалки 5 с осевым зазором 6.
Шайба 4 имеет два участка 7 и 8 разного наружного диаметра. При этом торцовая поверхность участка 7 большего наружного диаметра обращена к подшипнику 1 большего размера, а торцовая поверхность участка 8 меньшего наружного диаметра обращена к подшипнику 2 меньшего размера.
С целью исключения возможности перетекания смазки с торцовой поверхности меньше диаметра через ступенчатый переход на поверхность большего диаметра шайба может иметь кольцевой паз 9, выполненный на боковой поверхности участка меньшего диаметра, непосредственно прилегающей к поверхности участка большего диамета. Шайба может быть выполнена сосавной, из двух частей 10 и 11 разных диаметров, между которыми выполнена радиальная щель 12.
При вращении ротора торцовые поверхности участков 7 и 8 маслосбрасывающей шайбы 4 обслуживают соответственно роликовой 1 и шариковой 2 подшипники. При этом интенсирность сброса смазки из каждого подшипника регулируется величиной наружного
диаметра торцовых поверхностей участков 7 и 8.
Эффективность описанного устройства заключается в улучшении системы смазки подшипникового узла и упрощения его конструкции.
Формула изобретения
1. Подшипниковый узел электрической машины, содержащий установленные на валу ротора два подшипника качения разных размеров и подшипниковую крышку между ними, в кольцевом углублении которой расположена с осевым зазором маслосбрасывающая шайба, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции,шайба имеет два участка разного диаметра, причем торцовая поверхность участка .
0 большего диаметра обращена к подшипнику большего размера, а торцовая поверхность участка меньшего диаметра - к подшипнику меньшего размера.
2.Узел электрической машины по S п. 1, отличающийся тем,
что шайба имеет кольцевой па, выполненный на боковой поверхности участка меньшего диаметра, прилегающей к поверхности участка большего Q диаметра.
3.Узел по п. 1,отличающ и и с я тем, что шайба выполнена составной, из двух частей, разделенных между собой радиальной щелью.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Электродвигатель NRG фирмы Alstnom, Франция, 1970.
2.Авторское свидетельство ЧССР 162487, кл. 21 d47, 1976.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Подшипниковый узел электрической машины | 1987 |
|
SU1607048A2 |
Электрическая машина с горизонтальным валом | 1981 |
|
SU961051A1 |
ДИСКОВАЯ ШАРОШКА | 2002 |
|
RU2239059C2 |
МАХОВИКОВАЯ СИСТЕМА НАКОПЛЕНИЯ ЭНЕРГИИ | 2002 |
|
RU2291541C2 |
Тяговый электродвигатель транспортного средства | 1987 |
|
SU1457076A1 |
ОДНОПОТОЧНЫЙ ЧЕТЫРЕХСТУПЕНЧАТЫЙ ТУРБОМОЛЕКУЛЯРНЫЙ НАСОС | 2014 |
|
RU2560133C1 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ | 1969 |
|
SU246975A1 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ КОНВЕЙЕРНОЙ ТЕЛЕЖКИ | 2006 |
|
RU2299130C1 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2268412C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС С БЕЗЗАЗОРНЫМ КРЕПЛЕНИЕМ РАБОЧЕГО КОЛЕСА И ТОРЦОВЫХ УПЛОТНЕНИЙ К ВАЛУ РОТОРА И СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК НАСОСА | 2011 |
|
RU2487272C1 |
Авторы
Даты
1980-12-30—Публикация
1979-02-19—Подача