Блок 2 отображения изучаемых параметров содержит следующие элементы индикации работы энергетического объекта: указатель давления масла; указатель уровня топлива; амперметр; тахометр для измерения частоты вращения вала двигателя; счетчик моточасов работы двигателя; элементы сигнализации нормальной работы генератора.
Блок 3 регистрации температуры жидкости и масла в двигателе содержит: указатели температуры систем охлаждения и смазки; резисторы - имитаторы датчиков температуры; коммутатор для подключения резисторов, например щаговый искатель, обмотка которого управляется реле времени для имитации разогрева двигателя после включения отопителя.
Блок 5 управления и контроля имитатора подогревателя содержит: выключатель 12 запальной свечи отопителя; контрольный элемент 13; переключатель 19 режима работы; сигнальную лампу 27 работы отопителя; реле 20 перегрева, диод 28.
Блок 6 ввода учебной информации в общем случае содержит элементы, имитирующие возможные неисправности при эксплуатации, например, выключатели в цепях питания для имитации срабатывания предохранителей при коротких замыканиях; включатель реле перегрева отопителя; переменные резисторы в цепи измерителя уровня топлива для имитации расхода топлива.
Блок 7 управления и контроля имитатора подогревателя впускного воздуха содержит: включатель калориметрической свечи накаливания или конструктивно объединенный двухпозиционный включатель свечи накаливания и стартера («откл - свеча - стартер); контрольную спираль для визуального контроля степени накала свечи в процессе запуска двигателя.
Логический блок 8 содержит: реле 16 включения имитатора свечи; реле 21 включения отопителя в частичном режиме, конденсатор 22.
Блок 9 реле времени содержит: реле 17 времени накала свечи; реле 23 времени совместной работы свечи и отопителя в частичном режиме; реле 25 времени загорания сигнальной лампы работы отопителя; выходные реле 18, 24, 26, обеспечивающие необходимую коммутацию цепей в тренажере.
Коммутатор 10 содержит реле 14 и 30,. контакты которых обеспечивают коммутацию в цепях контрольных спиралей 13, 32, а также в блоке 2.
Блок 11 резисторов содержит секции 15, 31 резисторов, обеспечивающих необходимый ток контрольных элементов 13 и 32 и зарядный ток амперметра.
Работает тренажер следующим образом.
При включении выключателя 12 запальной свечи отопителя ток, проходя через контрольный элемент 13, через нормально замкнутый контакт реле 14 коммутатора и через секцию 15 резисторов, накаливает контрольную спираль 13, являющуюся индикатором свечи накаливания, до яркокрасного цвета. При этом одновременно срабатывает реле 16 и своими контактами включает времязадающую схему 17, которая контролирует время накала запальной свечи. При достаточном времени работы свечи времязадающая схема 17 срабатывает и его выходное реле 18 замыкает свои контакты.
Следующим технологическим элементом запуска является включение электропривода топливного насоса и вентилятора. Надежность пуска подогревателя при отрицательных температурах обеспечивается путем обогащения рабочей смеси, что достигается уменьшением подачи воздуха в период пуска подогревателя, т. е.переводом электропривода вентилятора отопителя в режим малых оборотов (за счет применения двухскоростного электродвигателя или включения в цепь электродвигателя дополнительного сопротивления). Поэтому оператор должен включать переключатель 19 режима работы отопителя в положение
«1/2 (частичный режим работы).
Напряжение питания через предохранитель, переключатель 19 и нормально замкнутый контакт реле 20 перегрева поступает на реле 21 и конденсатор 22,
заряжая его. Реле 21 срабатывает и замыканием своих контактов подает -напряжение через замкнутые контакты реле 18 на времязадающую схему 23. Времязадающая схема 23 контролирует
необходимое для надежного воспламенения топлива время совместной работы запальной свечи и электропривода топливного насоса и вентилятора. При недостаточном времени включения запальной свечи реле
16 обесточит времязадающую схему 17, а выходное реле 18 обесточит времязадающую схему 23 раньще, чем сработает выходное реле 24, и дальнейший запуск отопителя будет невозможен. При достаточном
времени включения запальной свечи времязадающая схема 23 сработает и его выходное реле 24 своими контактами зашунтирует контакты реле 18, разрешая оператору выключить запальную свечу. Одновременно включается времязадающая схема 25 и блок 3 регистрации температуры охлаждающей жидкости и масла.
Блок 3, изменяя величину омических сопротивлений в цепях указателей температуры, размещенных в блоке представления изучаемых параметров, имитирует нарастание температуры охлаждающей жидкости и масла двигателя в процессе работы отопителя. Времязадающая схема
25 настроена на время начала устойчивого
горения рабочей смеси в отопителе и имитирует работу указателя горения. При срабатывании времязадающей схемы 25 включается выходное реле 26 и своими контактами включает сигнальную лампу 27 работы отопителя.
После определенного инструкцией по эксплуатации времени работы отопителя в частичном режиме переключатель 19 переводится в положение «1 (полный режим работы), при этом реле 21 запитывается через другую пару нормально замкнутых контактов реле перегрева 20 и через свои замкнутые контакты. Отключения реле 21 в момент переброса контактов переключателя 19 не происходит, так как ранее заряженный конденсатор 22 в этот момент питает обмотку реле 21. .Запуск отопителя при первоначальной установке переключателя 19 в положение «1 невозможен, так как диод 28 в этом случае запирается, и реле 21 не срабатывает.
При длительной работе отопителя возможен его перегрев. Имитация перегрева отопителя производится замыканием инструктором-преподавателем установленного в блоке 6 ввода учебной информации выключателя, имитирующего перегрев отопителя. При этом замыкается цепь реле 20 перегрева, реле срабатывает и своими нормально замкнутыми контактами разрывает цепь питания реле 21, а в реле перегрева 20 освобождается красная кнопка. Последующий запуск отопителя возможен только досле устранения причины перегрева и принудительного возврата красной кнопки в первоначальное фиксируемое положение после охлаждения отопителя.
При включении включателя 29 свечи накаливания для подогрева воздуха в выпускном коллекторе двигателя срабатывает реле 14 и подключает секцию 15 резисторов через нормально замкнутые контакты
реле 30 параллельно к второй секции 31 резисторов, при этом через контрольную спираль 32 протекает ток, накаливая ее до ярко-красного цвета. При переводе включателя 29 свечи накаливания и стартера в положение стартерного запуска запуск двигателя будет облегчен. После запуска двигателя и набора минимально устойчивых оборотов срабатывает пороговый блок 4, на
0 выходе которого реле 30 переключает свои контакты и подключает к амперметру, установленному в блоке 2 отображения
изучаемых параметров, секцию 31 резисторов, при этом амперметр имитирует ток
5 заряда аккумуляторных батарей после запуска двигателя.
Формула изобретения
Тренажер для обучения операторов энер0 гетического объекта, содержащий блок ввода учебной информации, соединенный с уз. лом имитации изучаемых параметров, который связан с пороговым блоком, и блок регистрации температуры, отличающий5 с я тем, что, с целью увеличения эффективности тренажа, он имеет узел имитации подогревателей, логический блок, блок реле времени и узел коммутации резисторов, при этом блок ввода учебной информации и
0 узел имитации изучаемых параметров соединены с узлом имитации подогревателей, который подключен к узлу коммутации резисторов и логическому блоку, который связан через блок реле времени
5 с узлом имитации подогревателей, а узел имитации изучаемых параметров соединен с узлом коммутац1(и резисторов и через блок регистрации температуры с блоком реле времени.
0 Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 586486, кл. G 09В 9/04, 1974.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер оператора энергетического объекта | 1983 |
|
SU1136202A2 |
Тренажер оператора энергетического объекта | 1976 |
|
SU604022A1 |
Устройство для обучения трактористов | 1977 |
|
SU678501A1 |
Схема стартерного запуска двигателя внутреннего сгорания | 1980 |
|
SU903581A1 |
Тренажер оператора энергетического объекта | 1978 |
|
SU752457A1 |
Система электроснабжения для транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания | 1975 |
|
SU574350A1 |
Тренажер оператора энергетического объекта | 1990 |
|
SU1764073A1 |
Устройство для оценки реакции водителя на повреждение транспортного средства | 1990 |
|
SU1783570A1 |
Система автоматического управления автомобильным отопителем | 1990 |
|
SU1692873A1 |
Устройство для подогрева двигателя внутреннего сгорания | 1981 |
|
SU985395A1 |
Авторы
Даты
1981-01-07—Публикация
1978-11-13—Подача