1
Изобретение относится к системе электроснабжения транспортных средств, в частности к генераторным установкам переменного тока на автомобилях с электрофакельным нагревателем (термостартом) - устройством обеспечения «холодного пуска двигателя, содержащим электростартер и другое электрооборудование.
Известны системы электроснабжения, для транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания, содержащие генератор переменного тока с обмоткой возбуждения, включенной в выходную цепь регулятора напряжения.
Наиболее близким техническим решением к изобретению является система электроснаб кения для транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания, содержащая генератор переменного тока с обмоткой возбуждения, включенной в выходную цепь регулятора напряжения и связанной с размыкающими контактами первого реле, подключенными через ходовой переключатель к положительному полюсу аккумуляторной батареи, который через ходовой переключатель соединен с обмоткой второго реле, через его замыкающие контакты и кнопочный включатель узла термостарта - с обмоткой первого реле и через ходовой переключатель - с обмоткой третьего реле, а замыкающие контакты второго реле и указанный кнопочный выключатель - с замыкающими контактами третьего реле, включенными в цепь факельных свечей узла термостарта.
Известные системы исключают возможность возбуждения генератора во время работы термостарта, что необходимо для предохранения от перегорания факельных свечей от напрял е ния генератора.
В такой системе реле с обмоткой и контактами рвет цепь обмотки возбуждения генератора при работе термостарта, а после пуска двигателя самовозОуледение генератора осуществляется нормально от аккумуляторной
батареи.
Однако для схемы с питанием цепи обмотки возбуждения от нулевой точки, что обеспечивает автоматическую защиту аккумуляторной батареи от разряда, отключение регулятора и
обмотки возбуждения на время пуска неприемлемо, так как не обеспечивается последующее самовозбуждение генератора в нужном диапазоне оборотов.
Цель изобретения - повышение надежности
системы обеспечением надежного начального возбуждения генератора с питанием цепи обмотки возбуждения от нулевой точки в системе факельного устройства (термостарта) при исключении возбуждения генератора во время
работы факельного устройства. Поставленная цель достигается тем, что один из выводов обмотки возбуждения генератора соединен с нулевым выводом его статорной обмотки, а между обмоткой возбуждения и размыкающими контактами первого реле включен резистор, точка соединения которого с указанными контактами подключена через доиолнительио введенный диод к обмотке первого реле. На чертеже иредставлеиа принциниальная схема системы электроснабжения. Система содержит статорную обмотку 1 генератора переменного тока с обмоткой возбуждения 2, включенной в выходную цепь регулятора напряжения 3. К статорной обмотке 1 подключен силовой выпрямитель 4. Система содержит также ходовой переключатель 5 с клеммами 6-9, подключенный к аккумуляторной батарее 10. Обмотка возбуждения связана с размыкающими контактами 11 первого реле и с обмоткой 12, а положительный полюс аккумуляторной батареи 10 соединен через ходовой переключатель 5 с обмоткой 13 второго реле, через замыкающие контакты 14 которого и кнопочный включатель 15 узла термостарта, включающего термореле 16 и факельные свечи 17, положительный полюс аккумуляторной батареи соединен с обмоткой 12 первого реле. Положительный полюс аккумуляторной батареи 10 через ходовой переключатель 5 соединен также с обмоткой 18 третьего реле, замыкающие контакты 19 которого через кнопочный включатель 15 соединены с замыкающими контактами 14 второго реле и включены в цень факельных свечей 17 узла термостарта. Система также содержит резистор 20, диод 21 в цепи обмотки возбуждения, а также контрольную лампу 22 и электромагнитный клапан 23. Резистор 20 служит для ограничения тока подпитки двенадцативольтовой аккумуляторной батареи. Величина тока выбирается таким образом, чтобы обеспечить надежное возбуждение генератора в нужном диапазоне оборотов. Диод 21 служит для исключения протекания тока в обмотку возбуледения 2 генератора при работе узла термостарта. Система работает следующим образом. При работе с узлом термостарта, когда включен ходовой переключатель 5 (когда клемма 6 соединяется одновременно с клеммами 7 и 8), от аккумуляторной батареи 10 через размыкающие контакты 11, диод 21 и обмотку 12 первого реле протекает ток. Одновременно ток протекает через резистор 20, обмотку возбуждения 2 генератора и входную цепь регулятора напряжения 3. Первое реле срабатывает, размыкая свои размыкающие контакты 11 и сразу же отключается, так как цепь обмотки 12 первого реле прерывается контактами 11, затем вновь срабатывает, т. е. первое реле работает в режиме «зуммера, но ток через зуммерящие контакты проходит, п величина его достаточна для создания рабочего потока возбуждения генератора. Двигатель еще не запущен, поэтому возбуждения генератора не происходит. Обмотка 13 второго реле также получает питание, и его замыкающие контакты 14 замыкаются. С замыканием кнопочного включателя 15 получает питание от аккумуляторной батареи через замкнутые контакты 14 обмотка 12 первого реле. Контакты 11 первого реле размыкаются, исключая возможность самовозбуждения генератора при работе узла термостарта, что необходимо но техническим требованиям к системе. Через резистор термореле 16 происходит подогрев факельных свечей 17. Когда свечи разогреваются до нужного значения, замыкается контакт термореле 16. Загорается контрольная лампа 22, сигнализирующая о готовности к пуску стартера. Одновременно срабатывает электромагнитный клапан 23 подачи топлива. Тогда ходовой переключатель 5 переводят в положение замыкания клеммы 9. При этом получает питание обмотка 18 третьего реле. Его замыкающие контакты 19 замыкаются, и через них на свечи подается повышенное напряжение. Происходит запуск стартера и двигателя. Размыкание кнопочного включателя 15 обесточивает обмотку 12 первого реле, размыкающие контакты 11 замыкаются, и в обмотку возбуждения 2 генератора протекает ток, обеспечивающий возбуждение генератора, так как двигатель запущен, ротор генератора вращается и напряжение на клеммах генератора растет. При достижении определенного напряжения между нулевой точкой генератора и общим «минусом («массой) ток через резистор 20, диод 21 и обмотку 12 первого реле возрастает до уровня, при котором первое реле срабатывает и постоянно удерживается во включениом состоянии. Таким образом, при работе генератора размыкающие контакты 11 разомкнуты и цепь подпитки отключена. Когда узел термостарта не работает, кнопочпый включатель 15 остается в разомкнутом состоянии. При положении на клемме 9 ходового переключателя 5 от аккумуляторной батареи 10 производят запуск стартера. Одновременно происходит возбуждение генератора через зуммерящие размыкающие контакты 11 и ограничивающий ток подпиточный резистор 20. При достижении определенного напряжения между нулевой точкой генератора и «минусом первое реле срабатывает и размыкает размыкающие контакты И, цепь подпитки отключается. Технико-экономическим эффектом изобретеия является обеспечение надежного началього возбуждения генератора, повыщение наежности электроснабжения, улучшение баанса электроэнергии. Формула изобретения Система электроснабжения для транспортых средств с двигателем внутреннего сгорания, содержащая генератор переменного тока с обмоткой возбуждения, включенной в выходную цепь регулятора папряження и связанной с размыкающими контактами первого реле, подключенными через ходовой переключатель к положительному полюсу аккумз-ляторной батареи, который через ходовой переключатель соединен с обмоткой второго реле, через замыкающие контакты второго реле и кнопочный включатель узла термостарта - с обмоткой первого реле и через ходовой переключатель - с обмоткой третьего реле, а замыкающие контакты второго реле н указанный кнопочный
включатель - с замыкающими контактами третьего реле, включенными в цепь факельных свечей узла термостарта, отличающаяся тем, что, с целью повыоюппя надежности системы, один из выводов обмотки возбуждения генератора соединен с нулевым выводом его статорной обмотки, а между обмоткой возбуждения и размыкающими контактами первого реле включен резистор, точка соединения которого с указанными контактами подключена через дополнительно введенный диод к обмотке иервого реле.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для облегчения пуска дизельного двигателя | 1973 |
|
SU580340A1 |
ГАЗО-ЭЛЕКТРОФАКЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2020 |
|
RU2763960C1 |
Пусковое устройство для дизельного двигателя | 1978 |
|
SU731024A1 |
Пусковое устройство для дизельного двигателя | 1982 |
|
SU1032206A1 |
Система электропитания | 1979 |
|
SU836723A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ | 2005 |
|
RU2297639C1 |
Устройство для автоматического регулирования заряда аккумуляторной батареи | 1973 |
|
SU458922A1 |
Устройство для электропитания автономных объектов | 1975 |
|
SU584421A1 |
Автоматическая система управления резервным дизель - электрическим агрегатом и его электронагревателем | 1989 |
|
SU1746047A1 |
АВАРИЙНЫЙ РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ УЛУЧШЕНИЕ ПУСКОВЫХ УСЛОВИЙ ДВИГАТЕЛЯ | 1995 |
|
RU2115219C1 |
Г Г
17 23
I JJ
Авторы
Даты
1977-09-30—Публикация
1975-12-12—Подача