Изобретение относится к транспорт ным средствам, снабженным двигателем внутреннего сгорания и кабиной, оборудованной системой кондиционировани воздуха, в частности к сельскохозяйс венным тракторам, и может быть испол зовано на автомобилях, комбайнах, строительно-дорожных машинах и други самоходных средствах. ( Цель изобретения - улучшение эксплуатационных качеств транспортного средства путем повышения эффективности и надежности работы воздухоохладителя и двигателя внутреннего сгорания за счет оптимизации их взаи модействия.® На фиг. 1 схематически изображено устройство транспортного средства, вид сбоку; на фиг. 2 - сечение на фиг. 1; на фиг. 3 - узел I на фиг. 1; на фиг. 4 - узел И на фиг„ Транспортное средство содержит двигатель 1 внутреннего сгорания, воздухозаборник газовоздушной системы которого оборудован воздушным фильтром 2, а выпускная труба 3 снаб жена эжектором 4, к узкой части кото рого подведена отсосная трубка 5. Кабина 6 оператора оборудована водоиспарительным воздухоохладителем 7{ снабженным теплообменником 8 разделенным влагонепроницаемыми пере городками 9 на чередующиеся каналы 10 и 11. Каналы 10 слуяшт для прохождения основного потока воздуха. Каналы 11, стенки которых облицованы гигроскопическими пластинами 12, служат для прохождения увлажняемого вспомогательного потока воздуха и орошаются водой. Теплообменник 8 установлен в поддоне 13, связанном дренажным трубопроводом 14 с водяным баком 15, кото рый снабжен насосом 16, сообщенным нагнетательным трубопроводом 17 с си темой орошения (не показана) каналов 11. Входная часть каналов 11 вспомогательного потока воздуха и каналов 10 основного потока воздуха сообщена через фильтр 18 с атмосферой. Вькодная часть каналов 10 основ ного потока воздуха сообщена с венти лятором 19, подающим воздух в кабину 6 через воздухораспределительные дефлекторы 20. Выходная часть кансшов 11 вспомогательного потока воздуха соединена воздуховодом 21 с воздушным фильтром 2 двигателя Г. Как показано на фиг. 1 в качестве воздуховода может быть использована полая стойка каркаса кабины. Воздуховод 21 сообщен также трубопроводом 22 с отсосной трубкой 5 эжектора 4. Трубопровод 22 оборудован управляемой заслонкой 23, управление которой может быть вьшолнено, например, в виде тяги 24, соединяющей .ее .кинематически с подвижной крышкой 25 выпускной трубы 3, установленной на ее выходе. Воздуховод 21 на участке между фильтром 2 двигателя 1 и трубопроводом 22 сообщен с атмосферой с помощью подпружиненного клапана 26, вьшолненного5 например, в виде крышки, установленной на оси 27 в окне 28 в стенке воздуховода 21 и прижимающейся к этому окну с помощью пружины 29. Устройство работает следующим образом. При включении насоса 16 вода из бака 15 по нагнетательному трубопроводу 17 поступает на орошение гигроскопических пластин 12 каналов 11 вспо- могательного потока воздуха, стекает затем в поддон 13 и оттуда по дренажному трубопроводу 14 возвращается в бак 15. При включении двигателя 1 в его фильтре 2 и воздуховоде 21 создается разрежение. Выхлопные газы, выходя из выпускной трубы, открывают крышку 25, которая через тягу 24 вызывает поворот заслонки 23 в трубопроводе 22, в котором при этом в результате соответствующей работы эжектора 4 создается разрежение. За счет разрежеНИИ в воздуховоде 21 и трубопровода 2 атмосферный очищенный от пыли в фильтре 18 воздух поступает в каналы 11 вспомогательного потока, вы-зывая испарительное охлаждение пластин 12 и перегородок 9 теплообменника. При включении вентилятора 19 очищенный от пыли атмосферный воздух проходит через каналы 10, где охлаждается, поступая затем через вентиля- тор 19 и дефлекторы 20 в кабину.. Согласование взаимной работы воздухоохладителя и двигателя внутреннего сгорания происходит следующим образом. Если транспортное средство, напри-мер, трактор оборудован двигателем небольшой мощности и ему при полной 31 загрузке для обеспечения нормального процесса сгорания топлива требуется воздуха столько же или меньше, чем это необходимо для оптимальной подачи в каналы вспомогательного потока теплообменника воздухоохладителя, клапан 26 постоянно находится в поло женин, закрывающем окно 28 (показано сплошной линией). При полной загрузке двигателя внутреннего сгорания крьшка 25 выпускной трубы полностью открыта (показано сплошной линией) под действием потока выхлопных газов При этом заслонка 23 (показано сплоШ ной линией) перекрывает трубопровод 22 и воздух из каналов 11 вспомо гательного потока поступает в основ ном в двигатель внутреннего сгорания. При снижении загрузки двигателя внутреннего сгорания и уменьшения при этом количества выхлопных газов и воздуха, поступающего в двигатель, крышка 25 опускается, а заслон ка 23 открывает трубопровод 22 (положения крьшки 25 и заслонки 23 показаны пунктирными линиями), Вслед ствие этого воздух из воздухоохпадителя поступает как в двигатель, так и в трубопровод 22 и, таким обра зон, его количество в каналах 11 вспомогательного потока сохраняется практически постоянным. Если двигатель потребляет воздуха больше, чем требуется воздухоохладителю, в воздуховоде 21 около воздушного фильтра 2 создается двига телам повышенное разрежение. Вследст 564 вне этого клапан 26 открывается, преодолев действие пружины 29, и дополнительное необходимое количество воздуха поступает в двигатель чере-з окно 28 из атмосферы. Положение клапана 26 при полной загрузке двигателя показано штрих-пунктирной, а при частичной - пунктирной линиями. Положения заслонки 23 при указанных положениях клапана 26 аналогичны предыдущему случаю. Таким образом, и при применении более мощного двигателя при переменных режимах его работы количество воздуха в каналах вспомогательного потока теплообменника воздухоохладителя сохраняется практически постоянным. При этом такое оптимальное взаимодействие двигателя внутреннего сгорания и воздухоохладителя кабины происходит автоматически. В результате оптимизации взаимодействия воздухоохладителя с двигателем внутреннего сгорания независиМО от его первоначальной мбщности и изменения загрузки повьш1ается эффективность и надежность работы как воздухоохладителя с точки зрения обеспечения нормального микроклимата в кабине, так и -двигателя внутреннего сгорания, что улучшает эксплуатационные качества транспортного средства в целом и способствует улучше- нию условий труда оператора. Изобретение можно использовать при разработке систем кондиционирования универсально-пропашного трактора,
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Транспортное средство | 1988 |
|
SU1521617A1 |
Кондиционер для транспортного средства | 1986 |
|
SU1523404A1 |
Способ обработки воздуха дляТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА и уСТАНОВКАдля ОСущЕСТВлЕНия СпОСОбА | 1979 |
|
SU821236A1 |
ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БЛОК ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2601826C1 |
Система кондиционирования воздухадля ТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА | 1978 |
|
SU799972A1 |
Устройство для вентиляции кабины транспортного средства | 1985 |
|
SU1299840A2 |
Система кондиционирования воздуха для транспортного средства | 1981 |
|
SU1017523A1 |
ОТОПИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ КАБИН ТРАНСПОРТНЫХСРЕДСТВ | 1968 |
|
SU232041A1 |
Воздухоочиститель двигателя внутреннего сгорания | 2016 |
|
RU2614314C1 |
ГАЗОСТРУЙНБШ ВАКУУМНЫЙ АППАРАТ | 1970 |
|
SU270169A1 |
1. ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, содержащее двигатель внутреннего сгорания, в воздухозаборнике газовоздушной системы которого установлен воздушный фильтр, а вьшускная труба выполнена с эжектором, к узкой части которого подведена отсосная трубка, и кабину оператора, оборудованную водоиспарительным воздухоохладителем с теплообменником, разделенным влагонепроницаемыми перегородками на чередующиеся каналы для прохождения вспомогательного увлажняемого потока воздуха, входная часть которых сообщена с атмосферой, а выходная часть соединена воздуховодом с газовоздушной системой двигателя внутреннего Ьгорания, и каналы основного потока воздуха, сообщенные с кабиной и . с вентилятором, отличающеес я тем, что,с целью улучшения его эксплуатационных качеств путем повышения эффективности и надежности работы воздухоохладителя и двигателя внутреннего сгорания за счет оптимизаций их. взаимодействия, оно снабжено оборудованным управляемой заслонкой трубопроводом, подсоединенным одним концом к указанному воздуховоду на его участке между фильтром двигателя и воздухоохладителем кабиi ны, А другим концом - к отсосной трубке эжектора, причем упомянутый воздуховод на участке между фильтром двигателя и указанным трубопроводом сообщен с атмосферой подпружиненным .клапаном. 2. Средство по п. 1, отличающ е е с я тем, что управление указанч ной заслонкой трубопровода выполнено в виде тяги, соединяющей ее кинемаtc ч р1 тически с установленной на выходе вьшускной трубы подвижной крышкой. С5
Транспортное средство | 1978 |
|
SU854764A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1985-08-15—Публикация
1984-07-18—Подача