УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЗДАНИЯ МИКРОКЛИМАТА В САЛОНЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 1997 года по МПК B60H3/00 

Описание патента на изобретение RU2087333C1

Изобретение относится к системам кондиционирования воздуха, в частности, к способам и устройствам для создания комфортных условий в салоне транспортного средства, и может быть использовано в кабине крана, трактора, грейдера и других типов тихоходного транспортного средства в теплое время года.

Известны устройства, реализующие способ создания комфортных условий в салоне транспортного средства в теплое время года, включающий вентиляцию объема салона с забором воздуха салона и охлаждение объема салона с забором наружного воздуха до температуры, превышающей температуру воздуха в тени (на 2-10oC) (Г. Д. Лях, В.И. Смола. Кондиционирование воздуха в кабинах транспортных средств и кранов, с. 85-90, рис. 14).

Данный способ малоэффективен, поскольку при вентиляции перемещает потоки воздуха внутри салона, температура в котором зависит от степени разогрева солнечной радиации, а полученная в результате охлаждения наружным воздухом температура поддерживается во всем салоне, и в случае высокой температуры наружного воздуха в теплое время года температура охлажденного воздуха может быть недостаточной для создания комфортных условий для работы водителя.

Известно устройство кондиционирования (а.с. N 1177606, кл. F 24 F 5/00, 1985), содержащее воздухоподающий канал с фильтром на входе и расположенные в канале основной и дополнительный воздухоохладители и вентиляторы, причем основной вентилятор подсоединен к кондиционируемому объему, а дополнительный
к индивидуальному средству защиты потребителя. Воздухоохладители выполнены водоиспарительного типа с гигроскопической насадкой, дополнительный вентилятор снабжен сообщенным с атмосферой входным адсорбционным фильтром, между воздухоохладителями установлена влагонепроницаемая перегородка, основной вентилятор подсоединен к кондиционируемому объему через основной воздухоохладитель, дополнительный вентилятор к индивидуальным средствам защиты через дополнительный воздухоохладитель, а основной и дополнительный воздухоохладители снабжены соответственно резервуаром с оборотной водой и резервуаром автономного типа для смачивания насадки.

Для указанного устройства требуются дополнительные испарительные устройства и резервуары с испаряющейся жидкостью. Это влечет за собой усложнение конструкции установки.

Технической задачей настоящего изобретения является разделение наружного потока воздуха на два, один из которых направлен в зону головы водителя.

Поставленная задача решается тем, что в известном устройстве (а.с. N 1177606) для создания микроклимата, включающем корпус, крышку, фильтр, вентилятор, средство подвода сжатого воздуха, вихревую трубу и средство отвода теплого воздуха, коллектор выполнен с двумя рукавами, разделяющими наружный воздух на два потока, на одном из которых установлена вихревая труба и поворотное сопло, второй рукав коллектора снабжен поворотной решеткой и поворотной заслонкой, а крышка имеет возможность вертикального возвратно-поступательного перемещения для перехода из режима вентиляции салона в режим охлаждения салона.

Разделение наружного воздуха на два потока, в один из которых подают охлажденный в вихревой трубе воздух от компрессора позволяет обеспечить подачу части охлажденного воздуха в область головы водителя, а остальную часть на охлаждение объема салона, что, в свою очередь, обеспечивает создание необходимых комфортных условий для водителя и, тем самым, обеспечивает достижение цели изобретения.

Одновременно подача в часть потока наружного воздуха, охлажденного в вихревой трубе воздуха, дает возможность охладить воздух в области головы водителя до необходимой по санитарным нормам температуры, что также обеспечивает создание микроклимата для водителя.

Наличие вихревой трубы на одном из рукавов коллектора и поворотного сопла позволяет обеспечить дополнительное охлаждение наружного воздуха до требуемой температуры и направить его в виде струи в область головы водителя, что обеспечивает создание комфортных условий, согласно способу, для водителя (когда он сидит или стоит).

Снабжение второго рукава коллектора поворотной решеткой позволяет изменить направление потока наружного воздуха и, тем самым, обеспечить оптимальные условия охлаждения салона.

Снабжение второго рукава поворотной заслонкой позволяет регулировать подачу воздуха в салон и, тем самым, обеспечить переходный режим работы устройства с режима вентиляции на режим охлаждения.

Выполнение крышки с возможностью вертикального возвратно-поступательного перемещения позволяет регулировать подачу наружного воздуха в режиме вентиляции и охлаждения.

Сравнение заявляемого технического решения с прототипом позволило установить соответствие его критерию "новизна". При изучении других технических решений, известных в данной области техники, признаки, отличающие заявляемое техническое решение от прототипа, не выявлены и поэтому они обеспечивают заявляемому техническому решению в целом соответствие критерию "существенные отличия".

На фиг. 1 приведена схема предпочтительного варианта исполнения устройства, вид сбоку, разрез; на фиг. 2 вид спереди на устройство; на фиг. 3 схема установки устройства в салоне транспортного средства.

Устройство 1 для создания микроклимата в салоне транспортного средства включает корпус 2, крышку 3, фильтр 4, вентилятор 5, средство с подвода сжатого воздуха, вихревую трубу 7 и средство отвода теплового воздуха 8. Устройство 1 содержит коллектор 9 с двумя рукавами 10, 11, на одном из которых 10, установлена вихревая труба 7 и поворотное сопло 12. Второй рукав 11 коллектора 9 снабжен поворотной решеткой 13 и поворотной заслонкой 14. Крышка 3 имеет возможность вертикального возвратно-поступательного перемещения для перехода из режима вентиляции салона в режим охлаждения салона.

Устройство работает следующим образом.

Включают вентилятор 5. В режиме вентиляции сопло 12 закрыто и воздух, охлажденный в вихревой трубе 7, поступает в салон с основным потоком. При открытой крышке 3 и закрытой заслонке 14 сопло 12 закрыто и поток воздуха в вихревой трубе 7 поступает в салон с основным потоком. При открытой крышке 3 и закрытой заслонке 14 сопло 12 открыто и поток охлажденного воздуха с частью охлажденного наружного воздуха поступает по направлению в область головы водителя. В зависимости от рабочего положения водителя (стоит он или сидит) направление струи воздуха регулируется поворотом сопла в салоне самолета. Вихревая труба 7 включается в работу водителем по мере необходимости, а отключается автоматически при снижении давления. В случае использования сжатого воздуха системы тормозов транспортного средства, подкачки колес (если средство содержит ходовую колесную часть), вихревая труба 7 отключается автоматически пневмоклапаном (на чертеже не показано) при снижении давления в пневмосети ниже допустимого и автоматически включается при достижении нормального давления в пневмосети. Поворотная заслонка 14 позволяет в режиме охлаждения наружным воздухом перекрыть забор воздуха в салон и наоборот и, тем самым, обеспечить переходный режим работы устройства 1 с режима охлаждения на режим вентиляции салона и наоборот, с режима вентиляции салона на режим охлаждения объема салона. При закрытой крышке 3 и открытой поворотной заслонке 14 осуществляется режим вентиляции салона. При открытой крышке 3 и закрытой поворотной заслонке 14 осуществляется режим охлаждения салона наружным воздухом.

Данное устройство не требует применения хладагента, исключает возможность его утечки в сложных условиях работы (в случае тихоходных транспортных средств), что обеспечивает экологическую чистоту, надежность устройства, а следовательно, его долговечность.

В случае использования сжатого воздуха пневмосети автомобиля не требуется дополнительного источника энергии для холодильной установки, как в обычном автомобиле. В качестве источника энергии холодильной установки используется воздух, который в обычных автомобилях сбрасывается из пневмосети при нормальном давлении в атмосферу.

Похожие патенты RU2087333C1

название год авторы номер документа
Устройство для подачи воздуха в салон транспортного средства 1983
  • Мезин Владимир Павлович
  • Хохряков Владимир Петрович
  • Хохряков Борис Николаевич
SU1144899A1
Система отопления и вентиляции транспортного средства 1979
  • Хохряков Владимир Петрович
  • Цукуров Михаил Алексеевич
SU937240A1
УСТРОЙСТВО ОЧИСТКИ ОТ ЗАПОТЕВАНИЯ ВЕТРОВОГО И БОКОВЫХ СТЕКОЛ АВТОМОБИЛЯ 2022
  • Игнатьев Василий Васильевич
RU2798070C1
СПОСОБ И СИСТЕМА НОРМАЛИЗАЦИИ МИКРОКЛИМАТА 2006
  • Сайкин Сергей Андреевич
  • Сайкин Андрей Михайлович
RU2345909C2
СИСТЕМА ЛОКАЛЬНОГО КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ САЛОНА АВТОМОБИЛЯ 1998
  • Костенко В.И.
  • Гладких Л.М.
  • Изупак Э.А.
  • Никифоров В.Е.
  • Пащин А.И.
  • Прокопенко И.Ф.
  • Рыбкин Б.И.
  • Саутов В.Н.
  • Сперанская И.В.
  • Чмырев В.М.
RU2142371C1
Отопительно-вентиляционное устройство для транспортного средства 1980
  • Смирнов Владимир Анатольевич
  • Грымов Вячеслав Иванович
  • Бартенев Сергей Леонидович
  • Сердюк Евгений Александрович
SU962037A1
Отопительно-вентиляционное устройство для салона транспортного средства 1983
  • Мезин Владимир Павлович
  • Хохряков Владимир Петрович
  • Хохряков Борис Николаевич
  • Осколков Игорь Михайлович
SU1136971A1
Устройство для обработки воздуха в кабине транспортного средства 1985
  • Хохряков Владимир Петрович
  • Кузнецов Владимир Владимирович
  • Крамаренко Максим Анатольевич
SU1344631A1
СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА САЛОНА ВЕРТОЛЕТА 2002
  • Харламов Б.В.
  • Аронин М.Ю.
  • Беликов Ю.И.
RU2223203C1
АЭРОДРОМНЫЙ КОНДИЦИОНЕР 2008
  • Емельянов Анатолий Леонович
  • Блинов Вадим Борисович
  • Скрипкин Валерий Викторович
RU2410293C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 087 333 C1

Реферат патента 1997 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЗДАНИЯ МИКРОКЛИМАТА В САЛОНЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Использование: в системах кондиционирования воздуха, транспортных средств, а именно, кранов, тракторов грейдеров. Сущность изобретения: устройство содержит вентиляционный люк, воздуховод с фильтром и вентилятором, воздухоохладитель, коллектор для подачи охлажденного воздуха и средство отвода теплового воздуха, коллектор разделен на два рукава, воздухоохладитель выполнен в виде вихревой трубы, сообщенной с источником сжатого воздуха, второй рукав снабжен поворотной решеткой и поворотной заслонкой, первый рукав коллектора направлен в область головы водителя. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 087 333 C1

Устройство для создания микроклимата в салоне транспортного средства в теплое время года, содержащее вентиляционный люк, воздуховод с фильтром, воздухоохладитель, коллектор для подачи охлажденного воздуха и средство теплого воздуха, отличающееся тем, что оно снабжено источником сжатого воздуха, а коллектор разделен на два рукава, в первом из которых установлен воздухоохладитель, выполненный в виде вихревой трубы, сообщенной с источником сжатого воздуха, и поворотное сопло, а второй рукав снабжен поворотной решеткой и поворотной заслонкой для перехода из режима вентиляции салона в режим охлаждения, причем первый рукав коллектора направлен в область головы водителя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2087333C1

Система кондиционирования воздуха для транспортного средства 1984
  • Вальдман Григорий Самуилович
  • Лавочник Абрам Иосифович
  • Киданов Виктор Константинович
SU1177606A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

RU 2 087 333 C1

Авторы

Хлынин А.С.

Даты

1997-08-20Публикация

1994-06-28Подача