Предметом изобретения является конструкция клавиатурно-грифового мануала для элекромузьгкальных инструментов.
В известных одноголосых электромузыкальных инструментах элементом управления высотой тона служит гриф, представляющий toбой различной формы и конструкции электрические сопротивлени-я, Включенные в генераторную схему инструмента и управляющие частотой принятого в схеме генератора. В принципе такой гриф имеет проволочное или мастичное сопротивление, покрытое сверху контактной эластичной поверхностью, помощи которой исполнитель изменения этого сопротивления в различных его точках по длине изменяет частоту, а следовательно, и высоту тона инструмента.
Такой гриф представляет собой ул ьтр а X р ОМ ат И1Ч еско а у стр о и ств о, позволяющее изменять частоту генератора в пределах 1меньших, чем полутон двенадцати ступенной темперации.
Однако практика показала, что желательно в одном и том же инструменте иметь одновременно
ультра хроматически и, «етемперированный гриф и темперированную клавиатуру.
Опыт музыкальной эксплоатации показал, что применение такого комбинированного мануала намного сокращает сроки овладения инструментом для музыканта-исполнителя и расширяет художественно-исполнительские возможности инструмента.
На фиг. 1 и 2 показано устройство клавиатурно-грифового мануала.
В отличие от нормальной фортепианной :клавиатуры А (фиг. 1), где (белые клавиши , расположенные в порядке диатонической гаммы, находятся ниже черных, выступают вперед и расположены в другой относительно черных горизонтальной плоскости, предлагаемая клавиатура располагается в одной горизонтальной (ПЛОСКОСТИ и в Порядке хроматической гаммы.
Общая октавная мензура клавиатуры Б (фиг. 1) равна или более таковой для фортепианной клавиатуры.
Неравномерность интервалов между продольными осями клавишей
493
клавиатуры А устраняется применением одинаковых по размеру клавишей клавиатуры Б.
Таким образом, общий октавный размер обеих клавиатур может быть одинаковым.
Предлагаемая хроматимеская клавиатура употребляется в совокупно, сти t грифом и Служит ОДновременно виэуально-слуховой шкалою для исполнителя на «слепом нетемперированном грифе.
В клавиатуре Б, у которой все клавиши одинаковы по размерам, необходимо сохранить обшепринятое дветное соотношение клавишей. Для этой цели клавиши У (фиг. I), аналогичны черным (до диез, ре диез, фа диез, соль диез, ля диез) и имеют на Л- длины черный и на /2 длины белый цвет.
Клавиши 2, образующие диатоническую гамму (до, ре, ми, фа, соль, ля, си), белого цвета.
Для более точной ориентировки исполнителя предлагается, выбрав опорный клавиш, соответствующую, например, ноте до, окрасить ее в какой-либо другой цвет, предпочтительно в зеленый, как наименее раз1дра жающи.й 1сетчатк у глаза.
Для больц1его удобства исполнения (это очень .важно при уменьшенной против фортепианной шириг не каждой клавиши), поверхность каждого клавиша -выполняется полукруглой формы по ширине.
Такое сечение клавиша при условии прогиба его яе более 2-3 мм по торцу позволяет развивать большую беглость при, исполнении любых пассажей.
Одновременно полукруглая поверхность клавиш позволяет легко глиссандировать, т. е. одним и тем же пальцем переходить на близлежащие полутоновые интервалы и, таким образо М, хроматически скользить по диапазону, принятому для данной /клавиатуры.
Клавиатура сопрягается с ультрахроматическим гри|фо м, как это показано на фиг. 1 (клавиатура Б).
На фиг. 2 показано электрическое
сопряжение клавиатуры и ультрахроматического грифа. Здесь белый клавиш 3 и черный клавиш / качаются на оси 7 и подключают контактные пружины 8 к. конта1ктной подклавишной ленте 9, электрически гседит еннол с контактной поверхностью грифа.
Контактные пружины 8 соединены через равные полутоновые промежутки сопротивления грифа 11. Гриф имеет возможность подстраиваться точно по хроматическим полутонам, посредством подгрифных сопротивлений, выполненных в виде реостатов 12, расположенных по одному на каждый хроматический полутон обш,его сопротивления грифа и включенных параллельно каждому отдельному полутоновому сопротивлению грифа.
Сочетание темперированной хроматической клавиатуры, равномерность полутонов которой соответствует равномерности полутонов нетемперированного грифа, позволяет использовать клавиатуру в (качестве ориентира при игре на грифе.
Клавиатурно-грифовое устройствоотличается еще и тем, что в любой тональности равным музыкальным интервалам -соответствуют равные расстояния на грифе и клавиатуре в отличие от логарифмического построения интервалов на грифах струнных музьикальных инструментов.
Предмет изобретения
Клавиатурно-грифовый мануал для электромузыкальных инструментов, отличающийся тем, что для получения равномерной хроматической мензуры применяется хроматическая клавиатура, расположенная пространственно выше хроматического грифа, включающая подклавишные контакты, выведенные от сопротивления ультрахр-оматичес1кого грифа в порядке двенадцатиступенной темперации и позволяющая одновременное и последовательное исполнение обеими рука-ми. на грифе и клавиатуре.
2
Фиг.
Фиг. 2
генератооп
№ 804S4
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Электрический музыкальный инструмент | 1945 |
|
SU69233A1 |
Музыкальный инструмент | 1989 |
|
SU1778778A1 |
Клавиатура электромузыкального инструмента | 1950 |
|
SU90268A1 |
Фортепиано | 2015 |
|
RU2624346C2 |
Устройство для исполнения пассажей арпеджио на электромузыкальных инструментах с клавиатурой | 1949 |
|
SU86352A1 |
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ НА ОСНОВЕ "ХРОМОРЯДА БЕЛЕЦКОГО" | 1998 |
|
RU2137205C1 |
КЛАВИАТУРА МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА | 2022 |
|
RU2799231C1 |
КЛАВИАТУРА ФОРТЕПИАНО ДЛЯ БЕЗНОТНОГО ЧТЕНИЯ (ОЗВУЧИВАНИЯ) МУЗЫКИ | 2002 |
|
RU2226716C2 |
Демонстрационное устройство для обучения музыкальной грамоте | 1987 |
|
SU1622890A1 |
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (ВАРИАНТЫ), СПОСОБ ЗАПИСИ ЗВУКА И СТАЦИОНАРНЫЙ НОСИТЕЛЬ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРИСПОСОБЛЕННЫЕ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ИНТОНИРОВАНИЮ БИКАМЕРАЛЬНОЙ ГАММЫ | 2000 |
|
RU2234745C2 |
Авторы
Даты
1949-01-01—Публикация
1949-03-12—Подача