Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в сиденьях, имеющих регулировку по высоте. . Известны регулируемые по высоте . автомобильные сиденья, содержащие зак репленные на каркасе подушку сиденья со спинкой, основание, соединенное с каркасом посредством шарнирно установленных на них и шарнирно соединенных между собой рычагов, образующих приводные звенья, и стопорное устройство llJ . Недостаток этих сиденийзаключается в том, что приводные звенья соединены по типу нюрнбергских рычагов, а такое соединение влечет за собой увеличение габаритов сиденья по высоте, что не всегда приемлемо ввиду ограниченного средства, где уставав ливаются сиденья. Наиболее близким техническим решением к изобретению является регулируемое по высоте сиденье автомобиля, содержащее закрепленные на каркасе подушку сиденья со спинкой, основакне соединенное с каркасом посредством шарнирно установленных на них рычагов, снабженных приводны;ми звеньялга, кинематически связанных с рычагами зубчатых секторов, входящих попарно в зацепление 2. Однако в этом сиденье приводные звенья также выполнены в виде рыча-грв, а зубчатые секторы обеспечивают только фиксацию сиденья, поэтому при регулировании сиденья по высоте они выводятся из зацепления. Такое конструктивное выполнение потребует при подъеме нагруженного сиденья приложения максимального крутящего момента. Но в связи с тем, что привод подъема сиденья осуществляется вручную, изза ограниченных габаритов кузов явдяется затруднительным манипулировать с приводной рукояткой для осуществления подъема сиденья. - , Цель изобретения - повышение удобства регулирования за счет приложения постоянной силы на всем диапазоне регулирования сидения. Для осуществления этой цели приводные звенья образованы упомянутыми парами зубчатых секторов, один из каждой пары которых закреплен на основании жестко, другой установлен на каркасе с возможностью обкатывания . относительно не подвижного, причем указанные сектора выполнены из некруглых или эксцентричных колес.
По одному варианту выполнения сиденья, оба зубчатых сектора каждой пары выполнены эллиптическими.
В другом варианте - один из зубчатых секторов каждой пары выполнен эллиптическим, а другой - эксцентрическим.
На фиг. 1 изображено сиденье в опущенном положении, вид сбоку) на фиг. 2 - сиденье в поднятом положении, вид сбоку; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 5 - один вариант выполнения сиденья изображенного в опущенном положении, вид сбоку, на фиг. 6 - вариант сиденья по фиг. 5 при его поднятом положении на фиг. 7 - другой вариант выполнения сиденья, изображенного в опущенном положении, вид сбоку на фиг.9 вариант сиденья по фиг. 7 при его поднятом положении; на фиг. 9 - разрез В-В на фиг. 8; на фиг. 10 - разрез Г-Г на фиг. 7.
Сиденье (фиг. 1-4) имеет две параллельные опоры 1 образующие основание сиденья и перемещаемые в положенных на полу 2 автомобиля направляющих 3, при этом опоры выполнены углового профиля и имеют опорные выступы 4,5, (расположенные в передней и задней части каяодой опоры. В опорных выступах 4, 5 каждой опоры 1 попарно установлены с возможностью поворота посредством цапф соответственно 6 и 7 углЬвые рычаги 8 и 9. Между нижними концами угловых рычагов 8, 9 с каждой боковой сторону сиденья установлена соединительная штанга 10, которая служит для управления Е лчагами 9, расположенными в Зсщней части сиденья. Верхние концы рычагов 9 установлены с возможностью вращения на опорной оси 11 каркаса 12 подушки 13 сиденья,имеющего спинку 14 . в свою очередь верхние концы каждого из 1чагов 8 установлены с возможностью вращения на зубчатых цапфах 15 и 16,установленных в полой трубе 17,при этом на цапфе 16 закреплена рукоятка 18, посредством которой и осуществляется поворот цапф 1 и 16, а также трубы 17. Закрепленно на рукоятке 18 тормозное приспособление 19 исключает поворот цапф 15 и 16 и трубы 17 при воздействии на них крутящего момента. На торцовых сторонах трубы 17 жестко установлен зубчатые секторы 20, которые входят в зацепление с зубчатыми секторами 21, причем секторы 20 и 21 выполнениз эллиптических колес, а ось трубы 17 проходит черрз центр эллиптических колес секторов 20. Секторы 21 жестко закреплены на опорных выступах 4 каждой опоры 1, а каждая пара секторов 20 и 21 образует приводные звенья. Каждый зубчатый сектор 21
установлен таким образом, что при повороте его ось вращения расположена горизонтально, а цапфа 6 соответствующего сектору углового рычага 8 совмещена с осью вращения данного сектора. В свою очередь зубчатые секторы 20 установлены таким образом,что при полностью опущенном сиденьи (фиг. 1) они совместно с зубчатыми цапфами 15 и 16 и трубой 17 расположены в одной горизонтальной плоскости и в этом положении сиденья зубчатые сектора 20 и 21 входят в зацепление с наименьшим плечом рьУчага,определяемым расстоянием между осями их вреидения. В связи с тем, что при подъеме сиденья это расстояние не меняется, достигается постоянный приводной крутящий момент, осуществляемый рукояткой 18 для регулирования сиденья по высоте. Вариант выполнения сиденья по фиг. 5, 6 в основном аналогичен выполнению сиденья по фиг. 1-4 с той разницей, что на торцовых сторонах трубы 17 установлены зубчатые колеса 22, причем они эксцентрично расположены относительно оси этой трубы. Входящий в зацепление с каждым колесом 22 зубчатый сектор 23 выполнен эллиптической формы, причем такое зубчатое зацепление также обеспечивает постоянный приводной момент при регулировании сиденья по высоте.
. Другой вариант сиденья по фиг.710, в отличие от сиденья по фиг.1-6 имеет следукяцие отличия. На опорных выступах 4 с обеих боковых сторон сиденья установлены через прокладки 24 опорные цапфы 25, на каждой из которых закреплен одним концом дополнительный изогнутый рычаг 26, при этом его длина соответствует плечу 27 соответствующего углового рычага 8. На обеих зубчатых цапфах 15 и 16 установлены опоры 28, которые со стороны, обращенной к трубе 17, имеют зубча-. тый сегмент 29, который при опущенном положении сиденья (фиг. 7) входит в зацепление с зубчатым сегментом 30 соединенным с прокладкой 24. Опоры установлены на цапфах 31 изогнутых рычагов 26. Как и в вариантах выполнения сиденья по фиг. 1-6, нижние концы угловых рычагов 8 попарно.связаны с нижними концами угловых рычагов 9 посредством соединительной штанги 10, связь которой с каждым из рычагов осуществлена болтом 32. Таким образом, во всех вариантах выполнения сиденья его элементы располагаются симметрично с обеих сторон сиденья за исключением рукоятки 18 с тормозным приспособлением 19. Для изменения высоты сиденья необходимо повернуть рукоятку 18 (см. фиг. 8), при этом произойдет перекатывание относительно друг друга зубчатых сегментов 29 и 30, после чего в работу вступят дополнительные изогнутые рычаги, .обеспечивая дальнейший подъем по высоте сиденья. В этом случае характеристика изменения передаточного отношения будет соответствовать.зацеплению зубчатых эллиптических колес, причем необходикым условием для этого является равенство расстояния, соответствующего плечу 27 каждого уг лового рычага 8, расстоянию между точками ее крепления опоры 28 к рыча ГУ 8 и дополнительному изогнутому ры чагу 26. Кроме того, величина плеча 27 кгикдого углового «чага 8 должна быть равна расстоянию меаду точкёили крепления соответствующего дополнительного изогнутого рычага. Формула изобретения 1. Регулируемое по высоте сиденье автомобиля, содержащее закрепленные на каркаса подушку сиденья со спинкой, основание, соединенное с каркасом посредством шарнирно установленных на них рычагов, снабженных приводными звеньями и кинематически связаншгх с рычагами зубчатых секторов. входящих попарно в зацепление, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью .повышения удобства регулирова-. кия за счет приложения постоянной силы на всем диапазоне регулирования сиденья, приводные звенья образованы упомянутыми парами зубчатых секторов, один из каждой пары которых закреп-, лен на основании жестко, другой - установлен на каркасе с возможностью обкатывания относительно неподвижнот го, причем указанные сектора выполнены из нёкруглых или эксцентричных колес. 2.Сиденье по п. 1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что оба зубчатых свктора каждой пары выполнены эллиптическими. 3.Сиденье по п. 1, отличающееся тем, что один из зубчатых секторов казкдой пары выполнен эллип-, тическим, а другой - эксцентричным. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР 159414, кл. В 60 N 1/02, 1963. 2. Йатент Франции № 2158976, кл. В 60 N 1/00, 1973 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Регулируемое по высоте сиденье автомобиля | 1978 |
|
SU952095A3 |
МЕБЕЛЬ ДЛЯ СИДЕНИЯ И ЛЕЖАНИЯ | 2006 |
|
RU2380997C2 |
Сиденье автомобиля | 1977 |
|
SU890964A4 |
ИНВАЛИДНАЯ ШАГАЮЩАЯ КРЕСЛО-КОЛЯСКА | 2010 |
|
RU2434622C1 |
МЕСТО ДЛЯ СИДЕНИЯ | 2011 |
|
RU2538542C2 |
Шарнир для сиденья транспортного средства | 1975 |
|
SU633460A3 |
ИНВАЛИДНАЯ КОЛЯСКА С ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ | 1991 |
|
RU2085166C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОДОЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2225797C2 |
ПОСАДОЧНЫЙ УЗЕЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) | 2016 |
|
RU2706128C2 |
ШАРНИРНЫЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ СПИНКИ СИДЕНЬЯ АВТОМОБИЛЯ | 2002 |
|
RU2210300C1 |
i,,,,; - W Фие.1
V
V j
л
..j
/7
(риг.З
гз
ТоГЛо)
32
(Put.6
rW
В
в-в
16
Ч.
ь
1
г.
L
г,.М
26
.
If 15
r-r
(pae.lO
Авторы
Даты
1981-02-15—Публикация
1977-06-10—Подача