(54) ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМОМ ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
НАВЕСНОЕ К ТРАКТОРУ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ БУРЕНИЯ ЯМ ПОД СТОЛБЫ | 1962 |
|
SU152429A1 |
Система управления гидромеханической трансмиссией | 1988 |
|
SU1562166A1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МАШИНЫ С ГИДРОСТАТИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙ | 2013 |
|
RU2529111C1 |
Гидравлическое устройство управления фрикционами гидромеханической коробки передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1065258A1 |
Устройство для опрокидывания кузова и привода бортов самосвального транспортного средства | 1987 |
|
SU1463555A1 |
Устройство поворота транспортного средства | 1990 |
|
SU1733280A1 |
Транспортное средство | 1989 |
|
SU1763260A1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ С БЕССТУПЕНЧАТЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ ЖЕСТКОСТИ УПРУГОГО ЭЛЕМЕНТА | 2014 |
|
RU2568531C1 |
Трехлинейный трехпозиционный гидрораспределитель опрокидывающего механизма самосвала | 1987 |
|
SU1537581A1 |
Система управления гидромеханической трансмиссией | 1988 |
|
SU1549806A1 |
I
Изобретение относится к тракторостроению, iB. частности к гидроприводам, и может использовано в качестве устройства для плавного включения муфты привода вала отбора мощности трактора, питаемой вместе с муфтами коробки передач от одного насоса.
HaBecfHa гидравлическая система управления механизмом отбора мощности транспортного средства, содержащая гидроадлиндр одностороннего действия, управляемый гидрораспределитель, гидравлически связанный с источником давления, с полостью гидроцилиндра и с гидробаком 11 .
Недостатком такой конструкции является нелииейность. изменения суммарного гидравлического сопротивления устройства на линии нагнетание слив, что является причиной падения давления в системе и, соответственно, во включенной в это время муфте короОки передач при включении или выключении муфты вала отбора мощности.
Цель изобретения - повышение коэффициента полезного действия путем устранения нелинейности изменения направления системы.
Поставленная цель достигается тем, что гиДрораспределитель выполнен в виде двух клапанов прямого действия, вход одного из которых сообщен с HCTO4HitKOM давления, а выход с полостью упомянутого гвдроциливдра и через другой клапан - с гидробаком, при этом орган управления гидрораспределителем выполнен в виде вала с двумя противоположно направленными зксцентриковыми элементами для взаамодействня последних с пружинами упомянуoтых клапанов.
На фиг. 1 изображена схема гидросистемы коробки передач и муфты вала отбора мощности; на фиг. 2 - график зависимости общего гидравлического сопротивлеюся предлагаемого
s устройства; на фиг. 3 - схема гидрораспределителя плавного включения с сечением по А-А.
Предлагаемая гидросистема (фиг. I) содержит гвдрораспрсделитель 1, включающий клапан прямого действия 2, установленный на напорной магистрали. Слив из клапана 2 присоединен параллельно ко второму клапану прямого дейст вия 3 и к шишндру одностороннего действия 4 муфты в.ала отбора мощности. Стт из кла|Пана 3 отводится в бак. Клапаны 2 и 3 регулируются поджатием пружин при изменении положеш1я рзкояткн управле11ия 5 так, что когда в клапане 2 пружина сжимается, то в клапане 3 поджатие пружины уменьшается, а при повороте рукоятки 5 в противоположную сторону - наоборот. Гидрораспределитель 1 яв.аяется составной частью гкцросистемы коробки передач и вала отбора мощности, состоящей из цилиндра одностороннего действия 4 муфты вала отбора мощности, бака 6, насоса 7, перепускного распределителя 8, поддерживающего рабочее давление в системе, распределителя 9 для тгравления цилиндрами 10 гидроподжимных муфт коробки передач. На фиг. 3 приведен вариант конструкт1шного. исполне1шя гвдрораспределителя для плавного включения муфты вала отбора мощности трактора по фиг. .. Гидрораспределитель (фиг. 3) состоит .из корпуса 11, в котором размещен щарик 12 клапана линии негнетания, поджимаемый к седлу 13 пружиной 14, второй конец которой через ползун 15 опирается на палец 16 эксцентрикового вала 17. Рядом с клапаном лилии нагнетания расположен клапан линии слива, шарик 18 которого подисимается к своему седлу 19 пружиной 20, второй конец которой через ползун 2 опирается на палец 22 эксцентрикового вала 17. Седла клаланов имеют регулировотаые винты 23 и 24, которые позволяют изменять поджатие пружин. Нагнетательная магастраль присоединяется к отверстию 25, полость гидроцилиндра муфты соединена с отверстием 26, отверстие 27 соединяет полость 28 клапана ттт слива с баком. Канал 29 соединяет полость 30 клапана лижш нагнетания со входом в клапан линии слива. Эксцентриковый вал может поворачиваться на некоторый угол с помощью рычага 31, Для включения муфты вала отбора мощнос ти с помощью гидрораспределителя 1 рукоятку )шравления 5 необходимо вращать из крайнего левого положения в крайнее правое. .При этом пружи.на клапана 2, соединенного с линией нагнетания насоса 7, разжимается и сопротивление клапана 2 уменьщается до нуля, пружина клапана 3, соединенного со сливом из клапана 2 и цилиндром 4 муфты вала отбора мощности, сжимается до максимума и сопротивление клапана 3 увеличивается до такой величины, при которой слив из клапана 3 в бак прекращается. Давление в полости цилиндра 4 становится равным давлению на линии нагнеташш насоса 7. В процессе перевода рукоятки из крайнего левого в крайнее правое положение давлегша в полости цилиндра 4 будет плавно изменяться от нуля до максимума, в зависимости от положега1Я рукоятки 5. Для выключе4шя муфты рукоятку 5 необходимо повернуть лево. При этом пружина клапана 2 сжимаетя до максимума, его coпpoтивлe шe становится большим, чем давление в линии нагнеания, пружина клапана 3 разжимается, сопрО ивление клапана 3 падает до минимума и масло из полости цилиндра 4 через клапан 3 ливается в бак. В процессе перевода рукоятки из крайнего правого в крайнее левое положение давление в полости цилшадра 4 будет плавно изменяться от максимума до нуля, в зависимости от положения рукоятки 5. На фиг. 2 изображены графики дР - (4) (отрезок Ьа), (Ч ) (отрезок ас), (fl (отрезок Ъс), где давление на .чинии нагнетания насоса, РСД - давление на линии слива; Ч - перемещеш е регулируемого органа; Робщ- суммарное давле ше. График )близoк к идеальному (горизонтальная прямая). Устройство (фиг. 3) работает следующим образом. В положе}ши муфта выключена рычага 31 и, соответственно, эксцентрикового вала 17 пружина 14 клапана линии нагнета 0{я поджата пальцем 16 так, что шарик 12 под действием дaвлe шя в лиьшн нагнетания не может отойти от седла 13. В этом же положении рычага 31 палец 22 максимально удален от седла 19 шарика 18, вследствие чего пружина 20 не поджимает щарик 18 к седлу 19, полость 30 loianana линии нагнетания, а следовательно, и полость гидроцилиндра муфты через канал 29, клапан слива и отверстие 27 соединены с баком. При повороте рычага 31 из положения муфта выключена в промежуточное положение между положением муфта включена палец 16, удаляясь от седла 13, уменьщает поджатие пружины 14 клапана линии нагнетания, масло из линии нагнетания проходит в полость 30. Одновременно палец 22 приближается к седлу 19, увеличивая поджатие пружин 20. В полости 30 устанавливается давление, соответствующее этому положению рычага 31. В положе1ши рычага 31 муфта включена клапан линии нагнеталия открывается полностью, а клапан линии слива полностью закрывается, т.е. для отхода щарика 18 от седла 19 необходимо давление больщее, чем рабочее Давление в линии нагнетания. Предлагаемая гидросистема управления механизмом отбора мощности транспортного средства может быть использована в тракторных трансмиссиях, имеющих несколько гидравлических муфт, питаемых от одного насоса. Количество одновременно включенных муфт боль|ще единицы. От существующей конструкции
отличается улучшенной характеристикой (устранена нелинейность изменешш суммарного давления на линии нагнетание - слив, что улучшает эксплуатационные показатели трактора) .
Формула изобретения Гидравлическая система управления механизмом отбора мощности транспортного средства, содержащая гидроцилиндр односторрюсего действия, управляемый гидрораспредеяитель, гидравлически связанный с источником давления, с полостью гидроцилиндра и с гидробаком, отличающаяся тем, что, с целью повышения коэффициента полезного действия путем устранения нелинейности изменения сопротивления системы, гидрораспределитель выполнен в виде двух клапанов прямого действия, вход одного из которых сообщен с источником давления, а выход - с полостью упомянутого гвдроцялиндра и через другой клапан - с гндробаком, при этом орган управления гидрораспределителем выполнен в виде вала с двумя противоположно направленными зксцентриковыми элементами дтш взаимодействия последних с пружинами упомянутых клапанов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Реферативный сборник ЦНИИТЭИ тракторосельхозмаш Особеннорти трансмиссий современных зарубежных сельскохозяйственных тракторов, вып. 1, М., 1972, с. 18, 19.
Фиг.1
Л PC Л йРн 4 PoSuj.
Авторы
Даты
1981-03-15—Публикация
1979-01-08—Подача