Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам дпя испытания подшипников; и может быть использовано в подшипниковой и других отраслях промышленности. Известен способ определения момента трения специального гироскопического под шипника с промежуточным кольцом на при боре, содержащим дополнительный техноло гический аэростатический подшипник и при вод,включающий измерение электрического параметра, например напряжения, построение тарировочной зависимэсти величины электрического параметра от момента трения подшипника,и определение по ней исследуемой вепи1чины 11. . Однако этот способ применим в основ ном для определения момента трения специальных гироскопических подшипников и дает пониженную точность измерения момента трения иэ-за того, что датчик момента и угла поворота схемы реализации способа, а также технологический подшипник вала установки-испытуемого под- шипника создают при измерениях дополнительные неконтролируемые . Цель изобретения - повышение точное ти контроля, расширения области применения, и упрощение схемы реализации способа. Указанная иепь достигается тем, что в данном способе определения момента трения подшнпникав качения, включающем измерение элект(жческого параметра, например, напряжения, построение тарировочной зависимости величины электрического параметра от момента тренпя и определение по ней исследуемой величины на диаметрально противоположные стороны . наружного кольца подшипника с равным усилием контакта накладывают пьезокеграмические пластинки, приведенные генератором в резонансное состояние, затем . изменяют величину возбуждающего электрического поля до момента начала вращения наружного кольца, приводят во вращение наружное кольцо подшипника с заданной частотой вращения и по величине возбуждающего электрического попя в момент вращения наружного копьиа по тарировоч ной зависимости определяют трения подшипника.
Кроме того, величину возбуждающего электрического поля изменяют до момента остановки вращения наружного кольиа, а момент трения подшипника качения определяют по величине возбуждающего. , электрического поля в момент остановки его наружного кольца.
На фиг. 1 показана блок-схема реализации способа; на фиг. 2 - зависимость возбуждающего электрического напряжения и , В, от осевой нагрузки N, Н при определении момента трения М в станине (момента трогания) и мсмента трения Mg в динамическом состоянии подшипника. Испытуемый подшипник 1 устанавливают на конец неприводного вала 2 консоль- но ( на фиг. 1 вал изображен в виде сечения).. На наружное кольцо подшипника 1 : по его диаметрально противоположным сто ронам накладывают с одинаковым незначительным усилием контакта пьезбкера-мические пластинки 3, приведенные в резонансное состояние генератором 4, например, типа ГЗ-5 6,1. В качестве пьезокерамических пластинок используют, например пьезокерамику марки UTC-19, размерами , 8, 10 и 40 мм. Изменяют, постепенно увеличивая, величину возбуждаг юшего электрического попя (напряжения и ) до момента начала вращения наружного кольца подшипника под действием колебательного движения пьезокерамических пластинок. По величине возбуждающег электрического поля в момент вращения, являющийся аргументом функции момента трения f (и ), определяют по тар ровочной зависимости величину момента трогания MT . Приводят во вращение наружное кольцо подшипника с заданной частотой вращения, а затем опять изменяют, постепенно уменьшая, величину возбуждаю щето электрического поля до момента, оста тювки вращения наружного кольца и по величине возбуждающего электртческого подя в момент остановки определяют по тарирсвочной зависимости момент трения М при вращении подшипника. Зивисимость вепнчийы возбуждающего электрического поля U при онрвдеттешга момента трения по предпагаемому способу от подшипника, находящегося в свободном
состоянии, и от осевой нагрузки N получена, при испытании подшипника серии 1000О98, 4ГПЗ с наружным диаметром 19 мм..
Свободная консольная установка испытуемого подшипника с накладыванием пьезокерамических пластинок с уравновешенным усилием контакта по диаметрально противоположным сторонам наружного кольца позволяет устранить дополнительные неконтролирз емые нагрузки на испытуемый подшипник, что повышает точность определения момента трения в подшипнике и позволяет достичь возможности испытания подшипников разных конструкций и различных типоразмеров. Формула изобретения 1. Способ определения моментатрения подшипника качения, включающий измерение электрического параметра например напряжения, построение тарировочной зависимости величины электрического параметра от момента трения и определение по ней исследуемой величины о т л и - ч ающийся тем, что, с целью повышения контроля, расширения области применения и упрощения схемы реализации способа, на диаметрально противо полочные стороны наружного кольца подшипника с paBHbjM усилием контакта накладывают пьезокерамические пластинки, приведенные генератором в резонанснЪе состояние, затем изменяют величину шзбуждающего электрического поля до момента начала вращения наружного кольца, приводят во вращение Наружное кольцо подшипника с заданной частотой вращения и по величине возбуждающего эпектрического поля в момент- вращения наруйкн.ого кольца по тарировочной зависимости определяют момент трения подшипника. 2. Способ по п. 1, о т л и ч а ю щ и и с я тем, чтовеличину возбуждающего электрического поля изменяют до момента остановки вращения наружного кольца, а момент тренид подшипника качения определяют по величине возбуждающего электричеЬкого поля в момент остановки его наружного кольца. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР №174408, кл. G 01 М, 1965.
lf%
сриг.1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для определения момен-TA ТРЕНия пОдшипНиКОВ КАчЕНия | 1979 |
|
SU813169A1 |
Способ определения момента трения подшипников | 1983 |
|
SU1126828A1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАДИАЛЬНЫХ СИЛ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ВРАЩАЮЩИЕСЯ ВАЛЫ В ПОДШИПНИКАХ | 1991 |
|
RU2019802C1 |
Стенд для испытаний подшипников в вакууме | 1991 |
|
SU1820272A1 |
Способ стабилизации вращения вала и устройство для его осуществления | 1990 |
|
SU1707496A1 |
Способ определения перекосов колец подшипника качения | 1978 |
|
SU767601A1 |
СПОСОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЭЛЕМЕНТА КИНЕМАТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ С УЧЕТОМ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2011 |
|
RU2468352C1 |
Способ приработки радиально-упорных подшипников в дуплексе | 1989 |
|
SU1663256A1 |
Способ испытания подшипников качения | 1989 |
|
SU1749746A1 |
Устройство для измерения момента трения в подшипниках | 1981 |
|
SU1004800A1 |
Авторы
Даты
1981-03-15—Публикация
1979-04-23—Подача