Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в случаях, когда требуется автоматическое увеличение усиления на ведомом элементе в кинематической системе при достиж нии определенной силы сопротивления за счет изменения передаточного отношения между ведущим к ведомым элементами, например в приводе тормоза транспортного средства. Известен преобразователь передаточного отношения, содержащий подый корпус, размещенные в нем ведущий и ведо мый толкатель, и расположенный между ними преобразующий узел. Этот преобразователь представляет собой устройство, повьщ ающее усилие в ; гидротормозной системе автомобиля за счет энергии работающего двигателя путем использования разряжения, создаваемого во всасывающем коллекторе. Эта дополнительная сила снижает усилие на тчррмозной педали и способствует более эффективному торможению автомобиляи Вакуумный усилитель, содержащий корпус с установленной в нем диафрагмой разделяющей внутренний объем на две полости, связан центральной частью с ведомым звеном. Обе полости, в исходном положения усилителя, соединены вакуумной магистралью с всасывающим коллектором двигателя автомобиля. Одна полость снабжена вакуумным и атмосферным клапанами, коммутирующими давление в этой полости, создавая дополнительную силу на ведомом элементе в определенных пределах пропорциональную усили1о. приложенному к тс мозной педали . Недостатком известного устройства является сложность и значительные габариты конструкции, ограниченное повышение усилия и зависимость повышения усилия от регулировки работы двигателя, вследствии особенностей конструкции. Цель изобретения - упрощение конструкции и уменьшение габаритов. Указанная цель достигаез-ся тем, что в преобразователе, содержащем полый корпус, размещенные в нем ведущий толкатель .ведомый толкатель и распсяо женный между ними преобразующий узел, на торце ведущего толкателя выполнены скосы, преобразующий узел выполнен в виде установленной внутри корпуса обоймы со скосами на торце, тел качения, реамещенных между ведомым толкателем и скосами ведущего толкателя, обоймы и упругого элемента, связывающего ведомый толкатель с обоймой, а последняя снабжена элементом одностороннего перемещения в осевом направлении, взаимодействующим с ведущим толкателем. При этом скосы на обойме выполнены с переменным углом. Кроме того, ведомый толкатель снабжен роликами, взаимодействующими с телами качения, а на скосах ведущего толкателя выполнены канавки с фиг фными выборками. Элемент одностороннего перемещения выполнен в виде клиновых поверхностей и подпружИ ненных в надравлении обоймы тел заклини вания, а упругий элемент связывающий обойму и ведущий толкатель, выполнен в виде нескольких цилиндрических грибко образных пружин. Целесообразно прк этом заклинивания выполнять в виде бочкообразных роликов а тела зш линивания подпрумсинивать в направлении ведущего толкателя кольцево пружиной. На фиг. 1 схематически изображен предлагаемый преобразователь, общий вид в разрезе на фиг« 2 - разрез А-А на фиг. 3. на фиг. 3 - узел I на фиг. i на фиг, 4 разрез Б-Б на фиг. 3. Преобразователь передаточного отношения содержит полый корпус Ij размешенные в нем ведуищй толкатель 2, наторце 3 которого выполнены скосы 4, ведомый толкатель 5 и расположенный между ведущим 2 и 1ведомым 5 толкателями преобразующий узел, выполненный в виде установленной внутри корпуса 1 обоймы 6 со скосами 7 на тор.не 8, тел 9 качения, размещеннь1х меж ведомым толкаггелем 5 и скосами 4 и 7 ведущего толкателя 2 и обоймы 6 соот ветственно, и упругого элемента 1О, например пружины, связывающего ведомый толкатель 5 с обоймой 6, а послед няя снабжена элементом 11 односторон него перемещения в осевом направлении взаимодействующим с ведущим толка телем 2. Скосы 7 на обойме 6 выполн с переменным углом, а скосы на веду щем толкателе 2-е постоянным утлом. Ведомый толкатель 5 снабжен роликами 12, взаимодействующими с телами 9 качения. На скосах 4 ведущего тол- кателя 2 выполнены канавки 13 с фигурными Б.ыборками 14, обёспечиваюшлми контакт тел 9 качения с ведущим -толкателем .2 на определенном диаметре. Элемент 11 одностороннего перемещения в ввде клиновых поверхностей 15 и тел заклинивания 16, в виде.бочкообразных роликов, подпружиненных в направлении ведущего толкателя 2 кольцевой- пружиной 17. . Упругий элемент 1О, связывающий обойму 6 и ведомыйтолкатель 5, выполнен в виде нескольких цилиндрических грибкообраз1й 1х пружин 18. На ведущий толкатель 2 воздействует шток 19, связанный, например с педалью тормоза транспортного сред ства (на чертеже,, не показана). Ведомый толкатель 5 связан с выходным устройством, например с порщнем главного гнщэотормозного цилигздра. Кольцо 20 ограничивает обойму 6 в осевом направлении. Преобразователь работает следующим образом. При приложении усилия, направленного в сторону преобразугощего узла, к штоку 19 ведущий толкатель 2, ведомый толкатель 5 и обойма б перемеща отся. при этом сила соцрО1Ивления ведомого толкателя 5 создает реакцию этой силы, которая через тела.9 качения .а виде ; шариков стреми-гся переместить 6 в противоположном направдейии, чему противостоят пружины 1О. При достижении определенного усилия сопротивления иа ведомом толкателе 5 обойма 6 останавливается при этом между скосами Выступов ведущего толкателя 2 и бочкообразными роликами 16 образуется зазор, и за счет кольцевой прухсины 17 и скосов 7 обоймы 6 бочкообразные ролики 16 заклинивают обойму 6 с корпусом 1. Тела 9 качения, обкатываясь в канавках ведущего толкателя 2, по торцу 8 обоййы 6, выполненной с переменным углом, и роликов 12 начинают плавно изменять передаточное отношение между ведущим толкателем 2 и ведомым толкателем 5, достигнув в конце хода определенной заданной величины. При этом тела 9 качения не имеют трения скольже1шя, так как канавки ведущего толкателя 2 выборками 14. При перемещении потока 19 в противоположном направлении последний увлекает за собой ведущий толкатель 2 и через пружины 1О ведомый толкатель 5, обойма 6 при этом остается неподвижной. При воздействии скосо и выступов толкателя 2 на ролики 16 последние расклинивают обойму 6 с корпусом 1, и обойма 6 совместнсРс ведущим 2 и ведомым 5 толкателями занимает исходное положение.
Применение преобразователя передаточного отношения, например, в тормозной системе автомобиля создает автономную Систему усиления, повышает эффективность работы тормоза, упрощает конструкцию тормозной системы, сокращает габариты устройства и облегчает обслуживание в эксплуатации.
Формула изобретения.
1. Преобразователь передаточного отношения, содержащий полый корпус, размещенг1ые в нем ведущий толкатель, ведомый толкатель и расположенный между ними преобразующий узея, о т личающийся тем, что, с целью. упрощения конструкции и уменьшения габаритов, на торце ведущего тояка-г теля выполнены слосы, щзеобразуюший узел выполнен в виде установленной вну три . . корпуса обоймы со скосами на торце, тел качения, размеще шьхх между ведомым толкателем и скосами ведущего толкателя, обоймы и уиругого элемента, связывающего ведомый толкатель с обоймой, а последняя снабжена элементом одностороннего перемешения в осевом
направлении, взаимодействующим с ведущим толкателем.
2.Преобразователь ло п. 1, отличающийся тем, что скосы
5 на обойме выполнены с переменным углом.
3.Преобразователь по п. 1, о т л и- . ч а ю щи и ся тем, .что ведомый., толкатель снабжен роликами, вааимодействующими с телами качения.
0 4. Преобразователь по п. 1, отличающийся тем, что на скосах ведущего толкателя вьшолнёны канавкн с фигурными выборками.
5. Преобразователь по п. 1, о, т л и-
5 чающийся тем, что элемент одностороннего перемещения вьшолнен в виде клиновых поверхностей и подпружиненных в направлении обоймы тел заклинивания.
0 6. Преобразователь по п. 1, о т л нчающийся тем, что упругий элемент, связывающий обойму и ведущий толкатель, вьшолнен в виде нескольких цилиндрических грибкообразных пружин.
5 7. Преобразователь по п. 5, о т л ич а ю щ и и. с я тем, что тела заклинивания выполнены в виде бочкообразных роликов,
8. Преобразователь по п. 5, о т л и0 чающийся тем, что тела заклинивания подпружинены в направлении ведущего толкателя кольцевой пружиной.
Источники информации, принятые во внимание гук экспертизе
. 1. Шувалов Л. П. Автомобиль Жигули ВАЗ-21О1, 2102, 21ОЗ. М., ДОСААФ, 1974, с. 320-326, рис. 1О-6.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Механическая бесступенчатая передача | 1986 |
|
SU1352124A1 |
АНТИРЕВЕРСИВНЫЙ МЕХАНИЗМ КАТУШКИ ДЛЯ ЛЕСЫ | 1989 |
|
RU2067390C1 |
Бесступенчатая импульсная передача | 1983 |
|
SU1104329A1 |
ВАРИАТОР | 1997 |
|
RU2151934C1 |
Вариатор | 1986 |
|
SU1315699A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОЗВРАТНО-ВИНТОВОГО ДВИЖЕНИЯ В ОДНОСТОРОННЕЕ ВРАЩАТЕЛЬНОЕ | 1993 |
|
RU2082048C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В ОДНОСТОРОННЕЕ ВРАЩАТЕЛЬНОЕ | 1994 |
|
RU2083895C1 |
Механизм свободного хода | 1975 |
|
SU524939A1 |
БЕЗЫНЕРЦИОННАЯ КАТУШКА ДЛЯ ЛЕСЫ "СВЕТЛАНА" | 1989 |
|
RU2067391C1 |
Измеритель крутящего момента | 1976 |
|
SU696313A1 |
Авторы
Даты
1981-03-23—Публикация
1977-08-01—Подача