Изобретение относится к релейной защите электрических сетей напряжением ПО кВ и выше и предназначено для отключения поврежденного присоединения при отказе в действии его защит.
Известны резервные защиты с выдержками времени, последние ступени которых выполнень действующими при направлении мощности короткого замыкания к щинам с первой выдержкой времени на отключение щиносоединительного (секционного) выключателя, а .со второй - выключателя неповрежденного присоединения 1.
Наиболее близким по технологическому рещению является устройство, содержащее блоки автоматического повторного включения присоединений и блоки резервных защит присоединений.
Недостатками указанных устройств являются отключение всех присоединений, кроме присоединения с отказавщей защитой, больщое количество включений на короткое замыкание и в случае, если оно устойчивое, разрыв или ослабление транзитов и обесточение нагрузки данной системы (секции) шин.
Цель изобретения - повыщение надежности резервирования путем обеспечения селективного отключения поврежденного присоединения с отказавшей защитой.
Поставленная цель достигается тем, что
в известное устройство для резервирования отключения короткого замыкания при отказе защит присоединений, содержащее блоки автоматического повторного включения (АПВ) присоединений и блоки резервных
защит присоединений, срабатывающие при направлении мощности короткого замыКания по данному присоединению к щинам электроустановки, первый и второй выходы которых подключены соответственно к шиносоединительному или секционному выключателю и выключателю присоединения, дополнительно введены для каждой из систем или секций щин по одному блоку отключения и одному блоку ускорения отключения после АПВ, а также общий для связанных между собой систем или секций щин блок выявления системы или секции щин с поврежденным присоединением, входы которого подключены соответственно к трансформаторам напряжения каждой системы или секции щин.
а выходы - ко входам соответствующих упомянутых блоков откльочения, первые выходы которых подключены ко входам соответствующих упомянутых блоков ускорения отключения после АПВ, а остальные выходы - к выключателям присоединений соответствующей системы или секции шин, а выходы упомянутых блоков ускорения отключения после АПВ подключены к выключателям присоединений соответствующей системы или секции шин.
На чертеже представлена функциональная схема предложенного устройства.
Устройство состоит из резервных защит 1, устанавливаемых на одном-двух питающих присоединениях, например на линиях 2 и на трансформаторах 3, направленных к щинам 4, 5 и служащих для .отключения секционного (междушинного) выключателя 6 и для подготовки к срабатыванию соответствующего блока 7 отключения, предназначенного для отключения всех присоединений щин 4 или 5 (соответственно) и для подготовки к срабатыванию блока 8 ускорения, необходимого для ускоренного отключения поврежденного присоединения в момент его повторного включения, выявительного блока 9, включенного на трансформаторы 0 и 11 напряжения, служащего для определения системы или секции шин, к которой подключено поврежденное присоединение с отказавшей защитой.
Устройство работает следующим образом.
При повреждении на одном из присоединений секций 4 или 5 и отказе его защиты резервные защиты 1, направленные к шинам с первой выдержкой времени, больилей времени действия основных защит всех присоединений данного напряжения, действуют на откючение шиносоединительного ил11 секционного выключателя 6, после отключения которого выявительный блок 9, сравнивающий напряжение обратной последовательности и междуфазное напряжение шин 4 и 5, определяют шины, на которых имеет место большая несимметрия при несимметричных повреждениях или меньшее .междуфазное напряжение при симметричном повреждении, и выдает команду на срабатывание соответствующего отключающего блока 7, который с выдержкой времени, большей времени отключения выключателя б, отключает все присоединения соответствующих шин 4 или 5. После этого поочередно от собственных АПВ включаются все присоединения данных шин. При этом присоединения, на которых устанавливается резервная защита 1, направленная к шинам, должны включаться вначале, а остальные присоединения вслед за ними..При включении присоединеиия, на котором отказала защита, в случае устойчивого повреждения на нем, вновь срабатывает защита 1 и через отключающий блок 7 и блох 8 ускорения произойдет отключение этого поврежденного присоединения, все остальные присоединения включатся в работу, и нормальная схема подстанции будет восстановлена, благодаря чему достигается желаемый эффект.
Формула изобретения .
Устройство для резервирования отключения короткого замыкания при отказе защит присоединений электроустановки высокого напряжения с двойной или секционированной системой шин с измерительными трансформаторами, напряжения на каждой системе или секции шин, содержащее блоки автоматического повторного включения (АПВ) присоединений и блоки резервных
защит присоединений, срабатывающие при направлении мощности короткого замыкания по данному присоединению к шинам электроустановки, первый и второй выходы которых подк.лючены соответственно к шиносоединителыюму или секционному выключателю
5 и выключателю присоединения, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности резервирования путем обеспечения селективного отключения поврежденного присоединениЛ с отказавшей защитой, в него допол„ нятелЬЮ введены для каждой из систем
U.,
ИЛИ ccKui-iH шин по одно.му блоку отключения и одно.му блоку ускорения отключения после АПВ, а также общий для связанных между собой систем или секций шин блок выявления системы или секции шин с поврежден5 яы.л, присоединением, входы которого подключень: соответственно к трансформаторам напряже-ния каждой системы или секции uJKii. а шмходы - ко входам соответствующих yiiOMHiiyTbix 6jiOKOB отключения, первые выход.ы которых подключены ко входам со ответству ощих упомянутых блоков ускорения отключения после АПВ, а остальные выходы - к выключателям присоединений соответствующей системы или секции шин, а выходы упомянутых блоков ускорения
5 отключения после АПВ подключены к выключателям присоединений соответствующей системы или секции шин.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Фе.досеев А. М. Релейная защита элект50 рическихсистем. М., «Энергия, 1976, с. 170.
2.Типовое решение 407-О-157 «Схемы релейной защиты автотрансформаторов подстанций 220-500 кВ.-«Энергосетьпроект, 1976, Альбом I, рис. 3, п. 7.
Авторы
Даты
1981-03-23—Публикация
1978-11-01—Подача