(54) TOPUCBOE УПЛОТНЕНИЕ ЛОПАТОК НАПРАВЛЯЮЩЕГО АППАРАТА ГИДРОМАШИНЫ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Торцовое уплотнение лопаток направляющего аппарата гидромашины | 1976 |
|
SU618569A2 |
Устройство механического управления радиальным зазором между концами рабочих лопаток ротора и статора компрессора и турбины газотурбинного двигателя. Способ управления радиальным зазором между концами рабочих лопаток ротора и статора компрессора и турбины газотурбинного двигателя | 2017 |
|
RU2702063C2 |
НАПРАВЛЯЮЩИЙ АППАРАТ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ГИДРОМАШИНЫ | 1997 |
|
RU2135821C1 |
Механизм поворота направляющих лопаток вентилятора | 1977 |
|
SU740977A1 |
Направляющий аппарат гидромашины | 1986 |
|
SU1520950A1 |
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1989 |
|
RU2013590C1 |
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) | 2016 |
|
RU2614708C1 |
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) | 2016 |
|
RU2614709C1 |
ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ЛОПАТОКI | 1971 |
|
SU296905A1 |
НАПРАВЛЯЮЩИЙ АППАРАТ КОМПРЕССОРА И УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПОВОРОТНОЙ ЛОПАТКОЙ В ЭТОМ АППАРАТЕ ( ВАРИАНТЫ ) | 2003 |
|
RU2295655C2 |
Изобретение отнеситея к области гидрС1Мвшвност|: еения. и может быть исполь-v в конструкдиях гвдротурбив. Известны торцовые уплотнения на11рввпяк}ШёР(Г аппарата гидротурбины, содержсааие. размешенные в па0ах верхнего я нижнего колеи направляющего аппарата пластины, кйксольно закре пенвые навстречу друг другу с перекрытием уплотнитепьных элементе и упоров причем упоры выполнены жесткими, а , уппотнятельные элементы - упругими fij Недостатками этой конструкции является то, что упругая пластина упиотнения постоянно трется о тореи попытки, что вызьюает изменение упругих свойств пластины, а, следовательно, и иж енение ; качества ее работы. Стабильность работы указанного уппотения существенным образсяи зависит от колебаний напора и механических свойств применяемого материала. Кремле того, технологически сложно заменять износившиеся или потерявшие свои упругие свойства пластины уплотнения. Известны также торцовые уплотнения допаток направляющего аппарата гидрома« шины, размещенные в пазах верхнего и нижнего колет посяеднего и снабженные механизмом прижатия их к лопаткам в закрытия напр пяюшего аппарата и обратного отвода во всех остальных положениях направляющего аппарата 2. Недостатком известной конструкции горнового уплотнения лопаток является сложность конструкции механизма прижатия и отвода уялотнительной прокладки, выпо/гаенного в виде гидравлических домг кратов, связанных с работой сервомоторов, управляющих повороте лопаток. Этот механизм расположен в бетоне статора, занимает много места, поэтому его монтаж, демонтаж и обслуживание представляют значительные трудности. Цепью изобретения является усовер-. енс1в гаание конструкции кеханизма переремещения уплотнитепьной прокладки, упрощение его кинематической связи с поворотбм попаток, повышение надежности работы и удобства обслуживания.
Указанная цепь достигается тем, что механизм перемещения уплотнитепьных прокладок относительно торцов лопаток выполнен в виде систилы кулачков, раз-мешеннык на цапфе, связанных с торцами прокладки.
Прокладка выполнена составной в .плоскости торца попасти, каявдая ее часть в плоскости расзъема снабжена зубДами с наклоненными к указанной плоскости скосами, при этом внутрен няя часть прокладки подвижна от кулачков цапфы в плоскости ториа лопатки, а наружная - в плоскости, перпендикулярной торну.
На фиг. 1 показан направляющий аппарат турбины, поперечный разрез/ на фиг- 2 - резрез А-Л на фиг, 1; на фиг. 3 - узеп 1 на фиг. IJ на фиг. 4 узел II на фиг. 1; на фиг. 5 - сечение Б-Б на фиг. 1 (сечение по кулачкам)) на фиг. б - В-В на фиг.2.
Торцовое уплотнение лопатки 1 направляющего аппарата, расположен нее меж ру верхним 2 и нижним 3 кольцами, представляет собой прокладку, выполненную составной в плоскости, параллель. ной ториу лопатки, содержащую наружную 4 и внутреннюю 5 части. Прокладка распспожена в пазах колеи меткду двумя соседними цапфами лопатки.
В наружной части 4 .прокладки, обращенной к TOpijy лопатки, закреплен уп ругий уплотняющий элемент С. От выпадания часть 4 прокладки зафиксирована заплечиками, на которых также расположен упругий элекент 7. В ппоскости разъема прокладки часть 4 ,снабжена зубками 8 со скоса1ии , наклоненными к плоскости торца лопатки, а часть 5 - такими же аубиамг 9. При этом наружная часть 4 выполнена с возможностью перемещения в плоскости, перпендикулярной торцам лопатки, а внутренняя часть 5 - с возможностью перемещения параллельно торчг попатки. Для этого часть 5 кинематически свябзана с поворотной цапфов лопатки 1. Как один из вариантов осуществления кинематической связи между цапфой в внутренней частью 5 прокладки представлен кулачковый механизм. На цапфе закреплено кольцо 10, на котором диаметрально расположены кулачки 11
И 12, упиракупиеся в Tcpubv внутренней части 5 прокладки.
Предложенная конструкция уплотнения работает следующим образом.
При повороте лопаток 1 на закрытие (по стрелке) направляющего аппарата в конце их хода кулачок 11 угшрается в торец внутренней части 5 прокладки и перемещает ее параллельно ториу лопатки.
При этом скосы зубце 9 внутренней части 5 прокладки скользят по скосам зубц(ж 8 наружной части 4 прокладки и сообщают ей перемещение в плоскости, перпендикулярной торцу лопатк Поэтому в момент полного закрытия нап равляющих лопаток уплотняющий 6 плотно прижат к торцам лопатки. При . открытии направляющего аппарата лопатка 1 поворачивается в про-Швоположпую стсрону. При этом кулачок 12 выходит из контакта с торцом внутренней части 5 прокладки, освобождая ей путь к обратному перемещению, а кулачок 11 перемещает ее в исходное положение. При этом скосы зубцов 9 отходят от скосов зубцов 8 , давая возможность наружной части 4 прокладки переместиться от торца лопатки :внутрь паза под действием упругих уплотняющих элементов 6 и 7.
Таким образом, при открытом направляющем аппарате прокладка с уплотнением полностью находится в пазу и не касается торцов лопаток в момент их .регулирования.
Предложенная конструкция уплотнения обеспечивает надежность работы уплотнения эа счет исключения постоянного трения о торец лопатки, чтс могло бы вызвать ее повышенный износ.
Механизм поджатня уплотнения очень прост, компактен, не требует сложных комк уникаций для подвода воздуха, удобен в обслуживании, так как не устанавливается в беТон . Его достоинством является обеспечение связи перемещения уплотнения относительно торцов с поворотом самих лопаток.
Формула изобретения
с целью упрощения конструкции и повышения надежности, прокладки выполнены составными в плоскости торца и каждая часть снабжена зубиами со скосами, наклоненными к плоскости разъема
i
«г. /
носительно кулачков в ппосксюти торцов лопаток, а наружная часть - в плоскости, перпендинуларной ториам .
5Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе
«г/
to.J i V
ФигЛ
6-6
Omitptiimue
fPuz.S
Фиг. 6
Авторы
Даты
1981-04-07—Публикация
1975-04-18—Подача