1
Изобретение относится к машиностроению.
Известна зубчатая упругая муфта содержащая ведущую зубчатую полумуфту и ведомую полумуфту с упругим кольцом, прижатым к ее торцу нажимным диском, а также установленные на осях в ведомой полумуфте зубча:ты колеса для ее автоматического включения р . В данной конструкции на осях зубчатых колес имеются эксцентрики/ которые при включении муфты и повороте зубчатых колес опираются на эластичное кольцо, что обеспечивает передачу.крутящего момента.
Недостаток известной муфты заключается в том, что эластичное кольцо имеет малую поверхность касания с эксцентриками, в связи с чем муфта передает не болы11ой крутящий момент плохо гасит (демпфирует) колебания ударные нагрузки, а упругое кольцо подвержено повьоиенному изйосу. Кроме этого, муфта имеет сложную конструкцию, поскольку эксцентрики сложны-В изготовлении и требуют дополнительного крепления на осях.
Цель изобретения - повышение величины передаваемого крутящего момента, демпфирующей способности и срока службы муфты.
Это достигается т.ем, что в предлагаемой зубчатой упругой мУФте, содержащей ведущую зубчатую полумуфту, ведомую полумуфту в виде стпицы с фланцем, нажимного диска и разметеннозго между ними упругого элемента, а также установленные на осях в ведомой полумуфте зубчатые колеса, входящие в зацепление с ведущей полумуфтой, на осях зубчатых, колес выполнена ходовая резьба а в нажимных дисках выполнены резбовые отверстия под оси зубчатых колес, расположенные равномерно по окружности.
Кроме того, для обеспечения реверсивности муфты ходовая резьба на осях соседних зубчатых колес, а также соответствующих им отверстий в нажимном диске выполнена противоположного направления.
На фиг. 1 изображена описываемая муфта, продольный разрез; На фиг. 2 - то же, вид сбоку с частичным вырывом.
Зубчатая упругая муфта содержит ведущую полумуфту 1 и ведомую полумуфту в виде ступицы 2, с фланцем
3 нажимного диска 4, размещенного между ними упругого кольца 5.
В ведомой полумуфте посредством осей б закреплены зубчатые колса 7 и 8, расположенные равномерно по окружности . На концах осей б выполнена ходовая резьба, а в нажимном диске 4 выполнены соответствующие резьбовые отверстия, при этом резьба двух соседних осей, а также соответствующих им отверстий выполнена противоположного направления.
Например, отверстия, в которых размещены концы осей 6 колес 7, имеют правую ходовую резьбу, а отверстия: с размещенными в них концами 6 осей колес 8 - левую ходовую резьбу. К фланцу 3 ведомой полумуфты с помощью нажимного диска 4, поджато упругое кольцо 5, выполненное, например, из резины толщиной Н и имеющее отверстия для свободного . прохода осей зубчатых колес 7 и 8.
Муфта работает следующим образом. При передаче крутящего момент и вращении полумуфты 1 сцепленные с ней зубчатые колеса 7 и 8 стремятся провернуться вокруг своих осей. При этом концы б осей колес 7 и 8, направление ходовой резьбы которых совпадают с направлением вращения упомянутых колес, ввинчиваются в нажимной диск 4, который, перемещаясь в осевом, направлении, деформирует эластичное кльцо 5 до тех пор, пока внешняя нагрузка не уравновесится силами упругости.
При этом проворачивание колес 7 и 8 прекращается , и ведомая ПОлумуфта приходит во вращение. Зубчатые колеса, в которых направление ходовой резьбы на концах б орей не совпадает с направлением вращения, в передаче нагрузки не участвуют, поскольку при проворачивании они вывинчиваются из диска 4 и в пределах деформации упругого кольца 5 перемещаются в осево направлении свободно за счет предусмотренного зазора между их торцами и полумуфтой 1. Эти зубчатые колеса передают нагрузку при обратном направлении вращения зубьев,
обеспечивая таким образом реверсивную работу муфты. Деформируясь при передаче нагрузки, кольцо 5 обеспечивает эластичность передачи нагрузки между полумуфтами и демпфирование колебаний.
Поскольку в передаче крутящего момента участвует боковая поверхность упругого кольца 5, то передаваемый муфтой крутящий момент и ее деформирующая способность возрастают по сравнению с известной Е несколько раз. При этом уменьшается износ упругого кольца 5,
Данная муфта наряду с высокой компенсирующей способностью за счет
5 зубчатого зацепления обладает высокой зластичностью и нагрузочной способностью, и поэтому она может быть применена в приводах, подверженных воздействию вибраций и динамических
0 нагрузок, например, в сельхозмашинах.
Формула изобретения
5 1. Зубчатая упругая муфта, содержащая ведущую зубчатую полумуфту , ведомую полумуфту в виде ступицы с фланцем, нажимного диска и размещенного между ними упругого элемента, а также установленные на осях в ведомой полумуфте .зубчатые колеса, входящие в зацепление с ведущей полумуфтой, отличающаяся тем, что, с целью повышения величины передаваемого кру5 тящего момента, демпфирующей способности и срока службы, на осях зубчатых колес выполнена ходовая резьба, а в нажимных дисках выполнены резьбовые отверстия под оси зубча0 тыk колес, расположенные равномерно по окружности.
2. Муфта поп, 1, отличающ а я с я тем, что, с целью обеспечения ее реверсивности,.ходовая резьба на осях соседних зубчатых колес, а также соответствующих им отверстий в нажимном диске выполнена противоположного направления.
fQ Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 242613, кл. F 16 D 43/20, 1965.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Зубчатая эластичная муфта | 1982 |
|
SU1043376A1 |
Предохранительная муфта | 1979 |
|
SU823692A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1982 |
|
SU1059308A1 |
УПРУГАЯ МУФТА | 1993 |
|
RU2095655C1 |
Предохранительная фрикционная муфта А.Л.Лаврова | 1990 |
|
SU1742546A1 |
Упругая муфта | 1982 |
|
SU1057711A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1986 |
|
SU1390457A2 |
ЗУБЧАТАЯ МУФТА | 2007 |
|
RU2335669C1 |
Реверсивная фрикционная муфта преимущественно транспортного рольганга литейных автоматических линий | 1983 |
|
SU1146491A1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА | 1969 |
|
SU242613A1 |
Авторы
Даты
1981-04-15—Публикация
1979-04-19—Подача