1
Изобретение относится к тренажерам радиотелеграфистов и может быть использовано как устройство для обу чения операторов.
Известен тренажер радиотелеграфистов, содерж:ащий генератор функций Уолша, соединенный с узлом коммутации и электроакустического преобразования пульт обучающегося, связанный через блок управления с входом генератора функций Уолша и узлом коммутации и электроакустического .преобразования l .
Недостатком известного тренажера является невысокая эффективность тренажа.
Цель изобретения - повышение эффективности тренажа.
Поставленная цель достигается тем что тренажер имеет узел памяти функций, блок поразрядного вычитания и узел классификгщии, детектирования и отображения информации, при этом узел коммутации и электроакустического преобразования через последовательно соединенные узел памяти функций, блок поразрядного вычитания соединен с узлсяк классификации, детектирования и отображения информации, который связан с блоком управлений9 соединенным также с блоком поразрядного вычитания.
На чертеже приведена блок-схема предлагаемого тренажера.
Тренажер радиотелеграфистовсодержит блок 1 управления, генератор 2 функции Уолша, коммутатор 3 функций, электроакустический преобразователь
4,коммутатор 5, блок 6 памяти эталонной функции Уолша, блок 7 памяти предъявляемой функции Уолша, блок 8 поразрядного вычитания, детектор 9 признаков, классификатор 10, блок 11 отображения причин сшибок и пульт
12 обучающегося.
Узел коммутации и электроакустического преобразователя содержит коммутатор 3 функций « лектроакустический преобразователь 4 и коммутатор
5.Узел памяти функций имеет блок 6 памяти эталонной функции Уолша и блок 7 памяти предъявляемой функции Уолша.
Узел классификации, детектирования и отображения информации содержит классификатор 10, детектор 9 признаков и блок 11 отображения причин ошибок .
При работе с тренажером необходит МО учитывать, что при восприятии звуковых образов функций Уолша обучаемый может допускать различные ошибки Эти сяыибки могут быть классифицированы по причинам их возникновения: пропуск отдельных элементов сигнала,неправильная оценка интервалов между элементами, добавление элементов,неправильная оценка длительности , . Неправильно опознанные сигналы свя зываются с причинами ошибок. Наприме если обучаемому предъявляется в систем функций Уолша-Пэли функция Fpoie (3,8), а он в системе функции Уолша-Адамара выбирает функцию (7,8), считая равной ее функции РроЕ (3,8)-, то очевидно, что причиной ошибки является неправильная оценка интервала между элементами сигнала. Таким образом , можно предваритель но по установленным правилам каждый возможный результат опознания связать с решением о причинах возник новения ошибок. Тренажер работает следукадим образом. Предварительно, согласно установленным правилам, в классификатор 10 вводят решения о причинах ошибок для каждого неправильного ответа. Тренажер работает в двух режимах: в режиме I - предъявления обучающемуся эта лонной функции Уолша для запоминания и в режиме I I - опознания эталонной функции из ряда предъявляемых функций . В режиме 1 сигналом с блока 1 управления коммутатор 5 переводится в такое состояние, при котором вход блока б памяти эталонной функции Уол ша оказывается связанным с выходом с блока 1 управления, коммутатор 3 функции Уолша подключает свой выход к i-ому (где I 1,2-16) .выходу гене ратора 2 функции Уолша, с которого снимается 1-ая эталонная функция Уолша, звуковой образ которой обучаю щийся должен запомнить. При подаче с блока 1 управляющего сигнала на вход генератора 2 функции Уолша, с I-го выхода последнего по созданной цепи в блок б памяти эталонной функции Уолша записывается 1-ая функция Уолша. Так как выход коммутатора 3 подключен к электроакустическому преобразователю 4, обучакяцийся слышит звуковой образ (-ой функции Уолша. В режиме II обучающемуся предъявляется ряд функций Уолша, из которого он должен опознать ранее заданную ему эталонную. В этом режиме сигналом с блока 1 управления коммутатор 5 подсоединяет блок 7 памяти предъяв ляемой функции Уолша к выходу комму татора 3 функций Уолша. Затем сигна лами с блока 1 управления коммутатор 3 осуществляет в определенной после довательности подключение к своему ыходу j-oro (где j 1,2-16) . выхода енератора 2 функций Уолша. При этом генератора 2, запущенного по комане с блока 1 управления, j-ая функия Уолша, заносится в блок 7 памяти редъявляемой функции, причем вновь оступающая j-ая функция стирает заись предыдущей j-1 функции. Одновреенно j-ая функция.Уолша поступает на .вход электроакустического преобразователя 4 и обучаемый может воспринимать звуковой образ этой функции. Если он считает, что j-ая функция отлична от ранее заданной ему i-ой эталонной функции, то он не нажимает ключ (на чертеже не показан) на пульте 12. в этом случае блок 1 управления выдает команду на коммутатор 3 функций Уолша, по которой он подключает к своему выходу следующий j+1 выход генератора 2 функций Уолша. В дальнейшем тренажер работает аналогично описанному выше. Если обучающийся принимает решение о том,что; предъявленная ему 1-ая функцт1я есть j-ая эталонная функция, то он нажимает ключ на пульте 12. При этом блок 1 .управления выключает генератор 2 функции Уолша и переводит коммутаторы 3 и 5 в исходное состояние. Одновременно сигналом с выхода пульта 12 осуществляется подключение блока 8 поразрядного вычитания к блокам 6 и 7 памяти эталонной и предъявленной функций, а также включение классификатора 10. Блок 8 поразрядного вычитания находит разность между i-ой функцией Уолша, записанной в блоке 6 памяти,и j-ой функцией Уолша,записанной в блоке 7 памяти. Эта разность поступает на детектор 9 признаков,который выдает сигналы, содержащие признаки допущенных ошибок. Сигналы с выхода детектора 9 признаков поступают на вход классификатора 10, который принимает решение о принадлежности допущенной сшибки к одному из заранее определенных классов (например, пропуск элементов сигнала в начале, неправильная оценка интервалов между элементами и т.д.). Принятое классификатором решение о причинах ошибки отображается на табло блока 11 отображения причин ошибок. Затем тренажер снова переходит в режим I, в котором обучающемуся предъявляется ( функция, и все последующие операции повторяются аналогично описанному выше. Работа тренажера заканчивается после того, как обучаемому предъявлены все N (где N 8 или 16) звуковых образов функций Уолша. Предлагаемый тренажер радиотелеграфистов повышает эффективность тренажера восприятия дискретных сигналов и уменьшает время обучения. Формула изобретения Тренажер радиотелеграфистов; содер жащий генератор функций Уолша, соединенный с узлом коммутации и электроакустического преобразования, пульт обучгиоцегося, связанный через блок .управления с входом генератора функ. «ций Уолша и узлом коммутации и электроакустического преобразования, о тличающийся тем, что, с целью повышения эффективности трена-, жа, он имеет узел памяти функций,блок поразрядного вычитания и узел классификации, детектирования и отображенил информации, при этсян узел коммутации и электрсакустического преобразования через последовательно соединенные узел памяти функций,блок поразрядного вычитания соединен с узлом классификации, детектирования и отображения информации, который связан с блоком упра&леиия, соедииенным также с блоком поразрядного вычитания . Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР по заявке 2577226/18-12, 02.j2.78. .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер радиотелеграфиста | 1980 |
|
SU907572A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1166166A2 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1979 |
|
SU862175A1 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1979 |
|
SU780026A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1980 |
|
SU938299A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1980 |
|
SU951366A1 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1979 |
|
SU862173A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1140147A1 |
Устройство для профессионального отбора радиотелеграфистов | 1980 |
|
SU936014A1 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1978 |
|
SU771703A1 |
Авторы
Даты
1981-04-15—Публикация
1979-05-17—Подача