Тренажер радиотелеграфиста Советский патент 1985 года по МПК G09B19/26 

Описание патента на изобретение SU1140147A1

Изобретение относится к тренажерам радиотелеграфистов и может быть использовано при их обучении. Известен тренажер радиотелеграфиста, содержащий пульт обучения оператора, генератор функций Уолша, связанный выходами с первым и вторым входами узла двойного стробирования, третий, четвертый, пятый, шестой и седьмой входы которого соединены соответственно с первым, вторым, третьим, четвертым и пятым выходами блокауправления, подключенного шестым, седьмым и восьмым входами соответственно к первому, второму и третьему входам блока выделения весовых характеристик, четвертый вход которого соединен с выходом блока выделения правильных ответов, соединенного первым и вторым входами, соответственно с первым и вторым выходами блока управления, девятый и десятый выходы которого связаны с третьим и четвертым входами блока выделения правильных ответов, соединенного пятым входом с одиннадцатым выходом блока управления, вход которого связан с шестым входом блока выделения правильных ответов, выход узла двойного стробирования ,связан с электроакустическим ipeo6разователем, а выходы блока выделения весовых характеристик связаны с первым и вторым входами регистратора, соединенного выходами с информационным табло 1. Недостатком известного тренажера является невысокая эффективность обучения. Цель изобретения - повышение эффективности обучения. Поставленная цель достигается тем, что тренажер радиотелеграфиста, содержащий пульт обучения оператора, генератор функций Уолша, связанный выходами с первым и вторым входами узла двойного стробирования. третий - седьмой входы которого соединены соответственно с первым - пятым выходами блока управления, подключенного Шестым, седьмым и восьмым в мходами соответственно к первому - третьему входам блока выделения весовых характеристик, четвертый вход которого соединен с выходом блока выделения правильных ответов, соединенного первым и вторым входами соответственно с первым и вторым выходами блока управления, девятый и десятый выходы которого связаны с третьим и четвертым входами блока выделения правильных ответов, соединенного пятым входом с одиннадцатым выходом блока управления, вход которого связан с шестым входом блока выделения правильных ответов, выход узла двойного стробирования связан с электроакустическим преобразователем, а выходы блока выделения весовых характеристик связаны с первым и вторым входами регистратора, соединенного выходами с инфррмационным табло, имеет блок ло -ичсских преобразований, содержащий элемент И, элемент ИЛИ и триггер, при этом первый выход пульта обучения оператора соединен с nepBtiiM входом элемента И, второй вход которого связан с выходом триггера, первым входом подключенного к выходу элемента ИЛИ, первый вход которого соединен с вторым выходом пульта обучения оператора, подключенного третьим выходом к второму входу Эv eмeнтa ИЛИ и к третьему входу регистратора, при этом второй вход триггера соединен с выходом блока выделения правильных ответов, а выход элемента И связан с шестым входом блока выделения лравильных ответов. На фиг. 1 представлена структурная схема устройства; на фиг. 2 -- схема блока управления, на фиг. 3 - схема узла двойного стробирования; на фиг. 4 - схема блока выделения правильных ответов. Тренажер радиотелеграфиста содержит блок управления, генератор 2 функций Уолща (ГФУ), узел 3 двойного стробирования, электроакустический преобразователь 4, блок 5 выделения правильных ответов, пульт 6 обучения оператора, блок 7 логических преобразований, блок 8 выделения весовых характеристик, регистратор 9 (весовых коэффициентов и уверенных ответов) и информационное табло 10. Пульт 6 обучения оператора имеет кнопку 11 «Ответ, кнопку 12 «Уверен и кнопку 13 «Не уверен.. Блок 7 содержит элемент И 14, элемент ИЛИ 15 и триггер 16. Блок 8 выделения весовых коэффициентов состоит из последовательно соединенных регистра 17, счетчика 18 и узла 19 ключей. Блок 1 упрявления содержит последовательно соединенные генератор 20 временных интервалов, делитель 2 частоты {на четыре) делитель 22 частоты (на два), счетчик 23 н дешифратор 24, элементы И 25, счетчик 26, дешифратор 27. Узел 3 содержит группы элементов И 28 и 29, элемент ИЛИ 30-32 и элемент И 33. Блок 5 выделения правильных ответов содержит группу элементов И 34, элемент ИЛИ 35, элемент И 36 и триггер 37. При этом первый выход пульта 6 обучения оператора соединен с первым входом элемента И 14, второй вход которой связан с выходом триггера 16, первы.м входом подключенного к выходу элемента ИЛИ 15, первый вход которого соединен с вторым выходом пульта 6 обучения оператора, подключенного третьим выходом к второму входу элемента ИЛИ 15 и к третьему входу регистратора 9, при этом второй вход триггера 16 соединен с вы.ходом блока 8 выделения правильнь1х ответов, а выход элемента И 14 связан с шестым входом блока 5 выделения правильных ответов.

После включения устройство работает следующим образом.

В задачу обучаемого входит опознание из предъявленных ему звуковых образов функций в системе Уолша-Адамара, ранее предъявленной ему очерелТ.ной функции в системе Уолша-Пэлн.

Предъявление звуковых образов функций для запоминания и опознания осуществляется с помощью звукового раздражителя.

Обучаемый после опознания на фоне помехи адекватного звукового образа функций Уолща должен оценить уверенность выполненного своего действия в двухбалльной системе нажатием одной из кнопок «Уверен «Неуверен.

По окончании тренажа на информационном табло фиксируется итоговая оценка правильности опознаний и количество уверенных действий.-

При включении питания устанавливаются в исходное состояние блок 9, счетчики 18, 23, 26 и триггер 6. Запускаются ГФУ 2 и генератор 20 временных интервалов блока 1 управления, который частотой своих импульсов задает время нре/тъявления функций Уолта и тактовую частоту блока 7. Импульсы с выхода генератора 20 временных интервалов делятся делителем 21 на четыре и делителем 22 на два и поступают на вход счетчика 23. Каждый восьмой импульс с выхода генератора 20 записывается в счетчик 23 очередную единицу. Содержимое счетчика 23 с помощью дешифратора 24 преобразуется в десятичный позиционный код. Сигнал с первого выхода дешифратора поступает на вход счетчика 26 и на управляющие входы элементов И 25, открывая последние на время длительности импульса, и через четвертый выход устанавливает триггер 37 блока 5 в исходное состояние. Так как в счетчик 26 записана одна единица, то на первом выходе дешифратора 27 появляется сигнал, который через первый открытый элемент И 25 поступает на вход узла 3. При этом в узле 3 открывается первый элемент И 25, через который сигналы с первого выхода ГФУ 2 поступают на вход элемента ИЛИ 30, и с его выхода через элемент ИЛИ 32 и открытый элемент И 33 - на вход преобразователя 4. Оператору предъявляется звуковой образ первой функции Уолша системы УолшаПэли, который он должен запомнить. Элемент ИЛИ 32 уела 3 открывается импульсами с выхода делителя 21.

Сигнал с первого выхода дешифратора 27 (третьего выхода блока 1.) также поступает на третий вход блока 5 выделения правильных ответов и открывает соответствующий элемент И 34, подготавливая тем самым цель необходимую для оценки правильности ответа обучаемого.

Одновременно импульсами с выхода генератора 20 временных интервалов блока 1

шестой выход) из регистра 17 блока 8 считывается код функции Уолша в счетчик 18 единиц.

Очередным импульсом с выхода делителя 22 блока 1 изменяет свое состояние счетчик 23. При этэм сигнал появляется уже на втором выходе дешифратора 24. Так как первый выход дешифратора 24 обесточивается, то все элементы И 25 закрыты, а счетчик 26, в котором записан порядковый номер функции в системе Уолша-Пэли, остается в прежнем состоянии.

Сигнал с второго выхода дешифратора 24 поступает на управляющий в.ход соответствующего элемента И 29 узла 3 и через последовательно соединенные элементы ИЛИ 31, 32 и открытый элемент И 33 поступает на вход преобразователя 4. При этом предьявляетоя звуковой образ очередной функции в системе Уолша-Адамара. Обучаемый должен определить ее адекватность

ранее предъявленной функции для запоминания.

Если обучаемый считает, что функции разные, то никаких действий не производит. Очередным импульсом с выхода делитеr ля 22 изменяет свое состояние счетчик 23. Сигнал появляется на третьем выходе дешифратора 24. При этом аналогично обучаемому предъявляется для опознания звуковой образ очередной функции в системе Уолща-Адамара.

Подобным образом устройство работает

до тех пор, пока обучаемый не решит, что предъявляемая функция адекватна ранее заполненной, и нажмет кнопку 11 на пульте 6 обучения оператора.

Импульс с выхода кнопки 11, поданный на вход элемента 14 блока 7, с выхода последнего поступает на вход элемента И 36 блока 5 выделения правильных ответов (по первому входу), так как на второй вход элемента И 14 подается единичный потенциал с выхода триггера 16. Он открывает его если функции действительно совпали, т.е. в одном из элементов И 34 присутствуют сиг налы на двух входах. При этом через элемент ИЛИ 35 сигнал поступает на другой вход элемента И 36. На входе триггера 37,

5 предназначенного для устранения «дребезга контактов кнопки 11, соединенного с выходом элемента И 36, появляется сигнал. Триггер 37 переходит в состояние «единица, и сигнал с его выхода поступает на пер0вый (единичный) вход триггера 16 и переводит последний из исходного в нулевое состояние. «О с выхода триггера 16 закрывает элемент И 14. Кроме того, сигнал с выхода триггера 37 поступает также на вход ключей 19 блока 8, которые открываются, и содержимое счетчика 18 единиц в параллельном коде через ключи 19 записывается в блок 9 регистрации.

Одновременно при нажатии кнопки 11 на пульте 6 обучения оператора счетчик 23 блока 1 устанавливается в нулевое состояние. В случае правильного ответа задним фронтом первого импульса с дешиг|)ратора 24 триггер 37 узла 3 устанавливается в нулевое состояние. После нажатия кнопки 11 на пульте 6 обучения оператора обучаемый должен ценить уверенность выполненного действия, связанного с опознанием адекватного образа запомненной им функции, нажатием кнопки 12 «Уверен на пульте 6. Кнопка 12 «Уверен нажимается только в том с/,1учае, если обучаемый соверпленпо не сомневается в правильности проведенного до этого опознания. Если же он испытывает некоторые со.мнення, то должен нажать кнопку iliC yBCpeti:v.

При этом сигналы с кнопок 12 и 13 поступают па входы элемента ИЛИ 15 блока 7, а с его выхода - на нулевой вход тригге)а 16. Они переводят его в исходное состояние. На нулевом выходе триггера 16 появляется «1, которая, поступая на вход элемента И 14 открывает его. Блок 7 разблокируется, разреншя прохождение сигнала «Ответ с кнопки 11 пульта 6 обучения оператора при последующем опознании.

Одновременно импульс с выхода кнопки12 «Уверен поступает на второй вход блока

9, где подсчитывается количество таких ответов.

Если обучаемый вообще не смог провести опознания, то после предъявления для опознания всех функций сигналом с одного из выходов д,ещифратора 24 блока 1 счетчик 23 устанавливается в нулевое состояние. Очередной восьмой импульс с выхода генератора 20 временных интервалов обеспечивает появление импульса на выходе делителя 22, который вновь записывает единицу в счетчик 23 и снова появляется сигнал на первом выходе деншфратора 24. Этот разрещающий

сигнал поступает на управляющие входы элементов И 25 в счетчик 26, записав в него очередную единицу.

Обучаемому предъявляется для запоминания звуковой образ очередной функции системы Уолща-Пэли, а работа устройства осуществляется аналогично.

По бкончании цикла работы на информационном табло 10 фиксируется итоговая оценка правильных опознаний и количество уверенных при этом действий испытуемого.

Использование изобретения в устройствах для профессионального отбора, а также при контроле подготовленности радиооператоров позволяет повысить качество получаемые оценок. Это повыщение достигаемся путем получения дополнительной информации о степени уверенности выполненных испытуемым действий. Уверенность выбора действий является не только важной характеристикой поведения, но и позволяет судить об уровне способности обучаемого распознавать на слух телеграфные сигналы или об уровне его профессиональной подготовленности. Так, например, при профессиональном отборе среди обучаемых, получивших одинаковые оценки по количеству правильных опознаний, предпочтение следует отдавать тем, которые имеют более высокие показатели по уверенности действий. Аналогично „при определении профессиональной

подготовленности низкие показатели по уверенности действий при высокой оценке по количеству правильных опознаний свидетельствуют о том, что полученные радиооператором навыки закреплены недостаточно надежно.

.Повышение качества получаемых оценок позволит повысить эффективность обучения и сократить сроки подготовки радиооператоров.

Похожие патенты SU1140147A1

название год авторы номер документа
Тренажер радиотелеграфиста 1980
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Соколенко Анатолий Константинович
  • Чижов Александр Юрьевич
SU951366A1
Тренажер радиотелеграфиста 1979
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Чижов Александр Юрьевич
  • Соколенко Анатолий Константинович
SU826397A1
Устройство для оценки профессиональной пригодности радиотелеграфистов 1984
  • Чижов Александр Юрьевич
  • Соколенко Анатолий Константинович
SU1182567A1
Тренажер радиотелеграфиста 1986
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Попенко Владимир Степанович
SU1336086A1
Тренажер радиотелеграфиста 1984
  • Кудряшов Николай Иванович
SU1166166A2
Устройство для обучения радиотелеграфистов 1988
  • Крюков Валерий Дмитриевич
  • Кудряшов Николай Иванович
SU1589303A2
Устройство для обучения радиотелеграфистов 1984
  • Крюков Валерий Дмитриевич
  • Крюков Евгений Дмитриевич
  • Петренко Александр Иванович
  • Власов Евгений Кузьмич
SU1267465A1
Устройство для обучения радиотелеграфистов 1985
  • Крюков Валерий Дмитриевич
  • Крюков Евгений Дмитриевич
  • Петренко Александр Иванович
  • Хакало Олег Владимирович
SU1328838A1
Устройство для обучения радиотелеграфистов 1984
  • Кудряшов Николай Иванович
SU1185369A1
Тренажер радиотелеграфиста 1984
  • Кудряшов Николай Иванович
SU1193718A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 140 147 A1

Реферат патента 1985 года Тренажер радиотелеграфиста

ТРЕНАЖЕР РАДИОТЕЛЕГРАФИСТА, содержащий пульт обучения оператора, генератор функций Уолша, связанный выходами с первым и вторым входами узла двойного стробирования, третий, четвертый, пятый, шестой и седьмой входы которого сое-динены. соответственно, с первым, вторым, третьим, четвертым и пятым выходами блока управления, подключенного шестым, седьмым и восьмым выходами соответственно к первому, второму и третьему входам блока выделения весовых характеристик, четвертый вход которого соединен с выходом блока выделения правильных ответов, соединенного первым и вторым входами соответственно с первым и вторым выходами блока управления, девятый и десятый выходы которого связаны с третьим и четвертым входами блока выделения правильных ответов. соединенного пятым входом с одиннадцатым выходом блока управления, вход которого связан с шестым входом блока выделения правильных, ответов, выход узла двойного стробирования связан с электроакустическим преобразователем, а воды блока выделения весовых характеристик связаны с первым и вторым входами регистра, соединенного выходами с информационным табло, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности обучения, он имеет блок логических преобразований, содержащий элемент И, элемент ИЛИ и триггер, при этом первый выход пульта обучения оператора сое динен с первым входом элемента И, второй вход которого связан с выходом триггера, первым входом подключенного к выходу элемента ИЛИ, первый вход которого соединен с вторым выходом пульта обучения оператора, подключенного третьим выходом к второму входу элемента ИЛИ и к третьему входу регистратора, при этом второй вход триггера соединен с выходом блока выделения правильных ответов, а выход элемента И свя зан с шестым: в,ходом блока выделения правильных ответов. 4

Формула изобретения SU 1 140 147 A1

Фи.2

2 V

.d

Фиг. 4

A

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1985 года SU1140147A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Тренажер радиотелеграфиста 1980
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Соколенко Анатолий Константинович
  • Чижов Александр Юрьевич
SU951366A1
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1

SU 1 140 147 A1

Авторы

Чижов Александр Юрьевич

Соколенко Анатолий Константинович

Даты

1985-02-15Публикация

1983-04-08Подача