Обучающее устройство Советский патент 1981 года по МПК G09B19/06 

Описание патента на изобретение SU824267A1

(54) ОБУЧАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО

Похожие патенты SU824267A1

название год авторы номер документа
Способ обучения глухих и слабослышащих речи и устройство для его осуществления 1990
  • Беликов Авенир Павлович
  • Владимиров Алексей Юрьевич
  • Мулюкин Николай Васильевич
  • Фролков Владимир Александрович
  • Старченко Владимир Николаевич
SU1737491A1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 2010
  • Першукевич Алексей Николаевич
RU2422911C1
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОТРАБОТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ 2020
  • Мизиков Виктор Анатольевич
RU2747910C1
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 1995
  • Смоленцев М.Ю.
RU2110095C1
Устройство для обучения иностранным языкам 1987
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Михайлюк Антон Юрьевич
  • Сидоренко Владимир Павлович
  • Чернов Андрей Валерьевич
SU1594585A1
Устройство для контроля знаний учащихся 1978
  • Кутас Виталий Георгиевич
SU752455A1
Способ ускорения изучения иностранного языка 2018
  • Остряков Петр Андреевич
RU2685093C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2001
  • Яновская Н.Н.
RU2178204C1
СПОСОБ АНДРЕЕВА О.А. УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДЪЯВЛЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1993
  • Кузнецов Олег Андреевич
RU2020873C1
Устройство для обучения радиотелеграфистов 1979
  • Москалев Валентин Александрович
  • Князей Владимир Петрович
  • Павлов Николай Петрович
  • Протопопов Марк Владимирович
  • Харитонов Вячеслав Иванович
  • Аракчеев Юрий Николаевич
SU824269A1

Реферат патента 1981 года Обучающее устройство

Формула изобретения SU 824 267 A1

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и пред назначено для обучения интонации ино странного языка при исправлении дефе тов речи, при постановке голоса, при обучении актеров правильному владению голосом и т. д., и может быть использовано в различных учебных заведениях. Обычные технические средства обучения интонации иностранного языка построены по принципу оперативного контроля или самоконтроля, достигаемых с помощью звукозаписи и всевозможных звуковых пособий. При этом контроль осуществляется посредством слухового сравнения, т. е. акустичес кой обратной связи. Однако использование при обучении известными способами в качестве контролирующего звена (обратной связи) слухового рецептора не может быть надежным, та как у человека в процессе обучения родному языку складывается определенная речевая моторика, которая при обучении не родному языку должна быть частично изменена или pa3pjniieна. Преодоление этой трудности возмож но при использовании в качестве контролирующей обратной связи другого рецептора, например зрительного, который при обучении родной речи обычно не принимает активного участия. Известны обучающие устройства, основанные на визуальных способах обучения речи 1} и 2 . Известны также и аудиовизуальные обучающие устройства, предназначенные для обучения иностранным языкам ЗЗ . Однако эти устройства обладают существенными недостатками: одни из них не используют при обучении эффекта обратной связи, другие используют только акустическую обратную связь (слуховой самоконтроль), которая не может дать желаемого эффекта. Кроме того, следуёт отметить, что известные способы обучения интонации не позволяют преподавателю оперативно вмещаться в процесс обучения. Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является устройство,содержащее блоки-ввода учебной информации, блок вьщеления частоты основного тона, пульт управления и блок предъявления учебной информации.

Это устройство позволяет обучаеому просматривать на экране свою ечь и визуально контролировать ее правильность {TJ .

Однако устройство не имеет электронной памяти для запоминания сигналов. Время запоминания лимитируется остаточным послесвечением электроннолучевой трубки и составляет единицы миллисекунд.

Отсутствие электронной памяти не позволяет авторам демонстрировать на электроннолучевой трубке устойчивые изображения эталона и эффект сравнения.не реализуется. В устройстве не используется такой параметр, как интенсивность речевого сигнала. При этом устройство не имеет телекамеры, а значит и возможности демонстрировать на экране обычного телевизионного изображения и, тем самым, не позволяет преподавателю оперативно вмещаться в процесс обучения и вести диалог с учащимся,на языке зрительных образов.

Кроме того, в этом устройстве не поедусмотрена возможность записать весь процесс обучения на видеомагнитофон или воспользоваться им для демонстрсщии учебной программы. А также нет возможности включиться в централизованную учебную телевизионную сеть из-за отсутствия стандартного телевизионного сигнала, организуемого с помощью блока синхронизации.

Известное устройство имеет в своем составе микрофон, выделитель частоты основного тона, монитор, дающий обучаемому возможность визуального самоконтроля.

Цель изобретения - расширение дидактическ;их возможностей устройства, использующего при изучении интонации иностранного языка как слуховой, так и зрительнь1й рецепторы, и дающего обучающему возможность оперативного контроля и вмешательства в сам процесс обучения для корректирования обучающего и предложения обучаемому соответствующей тактики для оптимизации процесса обучения.

Указанная цель достигается тем, что в известное -устройство, содержащее блоки ввода учебной информации , первый из которых подключен к одному из блоков выделения частоты основного тона, пульт управления и блок предъявления учебной информации введены блок синхронизации, измерители интенсивности сигналов и последовательно включенные блок памяти, формирователь видеосигналов и смеситель, соединенный со вторым блоком ввода учебной информации и блоком предъявления учебной информации, который подключен непосредственно, к третьему блоку ввода учебной информации, а через блок i синхронизации - к блоку памяти, соедипенному с пультом управления и подключенному к блокам выделения частоты основного.тона и измерителям интенсивности сигналов, которые соединены с пультом управления и с соответствующими блоками ввода учебной информации.

Причем блок выделения частоты основного тона содержит последовательно включенные первый усилитель, фильтр низкой частоты, первый детектор и формирователь импульсов, соединенный через элемент задержки с первым детектором.

При зтом измеритель интенсивности сигналов содержит послёдователь5 но включенные второй усилитель, второй детектор, интегратор, ключ, узел динамической памяти и преобразователь аналог-код, а также формирователь тактовых импульсов, соединенный 0 с интегратором, ключом и узлом динамической памяти.

За счет реализации указанного технического решения в обучающем устройстве получают физические параметры рё5 чевого сигнала, характеризующие интонацию. Устройство позволяет параллельно выделить эти параметры по 2-м независимым каналам - канал эталона и канал обучаемого, запомнить их в электронной памяти и одновременно демонстрировать их на телевизионном мониторе.

Кроме того, устройство позволяет одновременно передавать на монитор изображения с телевизионной камеры. Применение в устройстве телевизионной Кс1меры позволяет демонстрировать на экране монитора одновременно с графиками физических параметров, характеризующих интонацию, различные 0 изображения,предназначенные для наилучшего (оптимального) достижения цели обучения.

Практика показала, что простое

5 подражание обучаемого графическому эталону не приводит к быстрому достижению намеченной цели. Телевизионная камера, направленная на стол преподавателя или классную доску, позволяет

0 педагогу одновременно с графическими изображениями на мониторе активно и оперативно вмешиваться в процесс обучения и не только вводить поправки, но и предлагать обучаемому, в зависимости от этапа обучения или уровня обучающегося, необходимую методику быстрейшего достижения поставленной цели.

В качестве инструмента педагог может воспользоваться фламастером

0 рисуя на бумаге необходимое упражнение , может предъявить текстовую или другую (графическую) информацию, инструктируницую обучаемого. Происходит своеобразный диалог между

5 обучаемым и обучакицим на языке устойчивых зрительных образов, хара теризующих интонацию. Комплексное применение всех перечисленных средств, а также исполь зование, при необходимости, видеомагнитофонной записи, фиксирующей весь процесс обучения, позволяет существенно повысить эффективность обучения интонации, а следовательно сократить весь процесс обучения иностранному языку. На фиг. 1-3 схематически изобipajKeHO обучающее устройство. Устройство содержит первый;блок Iвыделения частоты основного она, первый измеритель 2 интенсивности сигналов, второй блок 3 вьщеления частоты основного тона, второй измаритель 4 интенсивности сигналов, .блок 5 памяти, фсурмирователь б виде сигналов , смеситель 7, блок 8 предъ ления учебной информации, блок 9 вв да учебной информации(видеомагнитофон), блок 10 синхронизации, блоки IIи 12 ввода учебной информации (видеокамера и звуковой магнитофон соответственно), пульт 13 управлени блоки 14 и 15 ввода учебной информа ции (микрофоны). Блоки 1 и 3 содержат первый уси литель. 16, фильтр 17 низкой частоты первый (пиковый) детектор 18, элемент 19 задержки и формирователь 20 импульсов. Измерители 2 и 4 содержа последовательно включенные второй усилитель 21, второй (линейный двух полупериодный) детектор 22, интегра тор 23, ключ 24, узел 25 динамической памяти и преобразователь 26 аналог-код, а также формирователь 27 тактовых импульсов, состоящий из последовательно включенных генератора 28 и двух одновйбраторов 29 и 30. Обучающее устройство работает сл дующим образом. Эталонный речевой сигнал (фраза, произнесенная носителем.языка или преподавателем) с помощью блока 12 или блока 14 подается на блок 1 и и меритель 2, с помощью которых из речевого сигнала выделяются физические параметры речевого сигнала, характеризующие интонацию (оги.бающие частоты основного тона и интенсивности). Эти параметры вводятся в блок 5, запоминаются, преобразуются в видеосигналы в формирователе 6 и через смеситель 7 подаются для визуализации на блок 8. Ансшогичным образом с помощью блоков 5-7, 3 и 15 речевой сигнал обучаемого трансформируется в графики, которые демонстрируются на экране блока 8. Таким образом, блоком 8 могут одновременно демонстрироваться записан ные в электронную Пс1мять блока 5 интонационные параметры речи обучаемого и эталон. Изображение в блоке 8 формируется в реальном масштабе времени одновременно с произнесением. Кроме того, через смеситель 7 на экран блока 8 передается изображение с блока 11. По этом каналу преподаватель задает эталон в виде графика, нарисованного от руки, или задает определенную методическую программу, инструктирующую обучаемого о том, как надо ему действовать для быстрейшего достижения поставленной перед ним цели, т. е. между преподавателем и обучаемым ведется своеобразный диалог на языке зрительных образов. Эталоны, также как и сигналы от обучаемого, записанные в электронной памяти блока 5, могут стираться и записываться вновь неограниченное число раз и в любой комбинации. Весь процесс обучения может записываться на ленту блока 9 и впоследствии анализироваться в режиме воспроизведения блоком 8. С блока 9 и с центральной учебной телесети может демонстрироваться целая программа для обучения интонации. Синхронизация телевизионных сигналов осуществляется с помощью блока 10. .Управление комплексом ведется с пульта 13 и автономно с помощью ручек управления, находящихся в блоках 12, 9 и 8. Предлагаемое устройство позволяет существенно повысить эффективность и качество обучения- иностранному языку и особенно в наиболее сложной его части - в обучении интонации, а также значительно ускорить процесс обучения. Внедрение предлагаемого устройства может дать значительный .экономический эффект, если учесть, что в стране .десятки тысяч людей изучают иностранные языки. Формула изобретения li. Обучающее устройство, содержащее блоки ввода учебной информации, пзрвый из которых подключен к одному из блоков выделения частоты основного тона, пульт управления и блок предъявления учебной инфорации , отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, оно содержит блок синхронизации, из1ле ители интенсивности сигналов и поседовательно включенные блок памяти, формирователь видеосигналов и меситель, соединенный со вторым локом ввода учебной информации и локом предъявления учебной инфорации, который подключен непосредстенно к третьему блоку ввода учебной нформации, а через блок синхрониации - к блоку памяти, соединенному пультом управления и подключенному

К блокам выделения частоты основного тона и измерителям интенсивности сигнгшов, которые соединены с пультом управления и с соответствующими блоксми ввода учебной информации.

2.VcTpoftCTBjj по п. 1, отличающееся тем, что в нем блок выщеления частоты основного тона содержит последовательно включенные первый усилитель, фильтр низкой частоты, первый детектор и формирователь импульсов, соединенный через элемент Зрщержки с первым детектором3.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что в нем измеритель интенсивности сигналов содержит последовательно включенные второй усилитель, второй детектор, интегратор, ключ, узел динамической памяти и преобразователь аналог-код, а также формирователь тактовых импульсов, соединенный с интегратором, ключом и узлом динамической памяти.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР

431535, кл. G 10 L 1/14, 1973 (прототип).

2.Авторскоесвидетельство СССР № 154296, кл. G10 L 1/12, 1961.3.Авторскоесвидетельство СССР 5 № 393756, кл. G09 В 5/06, 1970.

От минрофана,

SU 824 267 A1

Авторы

Беликов Авенир Павлович

Карасев Игорь Алексеевич

Королев Валерий Павлович

Мулюкин Николай Васильевич

Тунис Константин Викторович

Тюрин Игорь Вячеславович

Даты

1981-04-23Публикация

1979-06-12Подача