1
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к- техническим средствам обучения, и предназначено для групповой подготовки радиотелеграфистов - обучению приему-передаче сигналов, передаваемых кодом Морзе, наращиванию скорости приема и передачи, разучивание клавиатуры и обучению работе на пишущей машинке, изучению правил радиообмена в телеграфном режиме и режиме Микрофон.
Известны устройства,.предназначенные для обучения радиотелеграфистов и содержащие трансмиттеры, перфораторы, световые табло, датчики кода Морзе If и 23.
Однако известные устройства или громоздки, или неудобны в эксплуатации, или облсщают достаточно низкой автоматизацией, или очень сложны по своему конструктивному выполнению. Кроме того, наличие перфораторов и трансмиттеров, содержащих ненсщежные врёццающиеся, перемещающиеся механические узлы, имеющих в качестве носителя информации бумажную ленту, отсутствие единого комплекса оборудовавания учебно-тренировочного класса
снижает эффективность обучения радиотелеграфистов.
Наиболее близким к предлагаемому является устройство, содержащее пульты обучаемых, подключенные к коммутатору пульсов, соединенному с блоками ввода и предъявления учебной информации р .
Однако известное устройство имеет ограниченные дидактические возможности при обучении различным практическим дисциплинги и при проффесиональном отборе.
Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства при обучении радиотелеграфистов.
Указанная цель достигается тем, что в известное устройство, содержащее .пульты обучаемых, подключенные к коммутатору пультов, соединенному с блоками ввода и предъявления учебной информации, введены последовательно включенные генератор сигналов помехи и формирователь звуковых сигналов, соединенные с кокмутатором пультов, последовательно включенные датчик кодов. Морзе и формирователь стимулирующих воздействий, соединенный с коммутатором пультов, 0 последовательно включенные формирователь импульсов изменения звуковых сигналов и генератор звуковых сигналов, соединенный с коммутатором пультов, а также блок задания ритма обучения и счетчик знаков, подключенные к коммутатору пультов.
На чертеже схематически изображено обучающее, устройство.
Устройство для обучения радиотелеграфистов содержит пульт 1 инструктора, включающий в себя датчик 2 кодов Морзе, первый блок 3 ввода-учебной информации (телеграфный ключ), генератор 4 звуковых сигналов, генератор 5 сигналов помехи, табло б, .коммутатор 7.пультов, формирователь 8 звуковых сигналов, представляющий собой генератор тонально-тренировочных текстов, формирователь 9 стимулирующих воздействий, первый блок 10 предъявления учебной информации (речевых сообщений), счетчик 11 знаков, представляющий собой блок контрольных замеров, формирователь 12 сигналов изменения звуковых сигналов, преставляющий собой блок замирания тонсигнала, блок 13 задания ритма обучения, узел 14 управления отображением, второй и Третий блоки 15 и 16 ввода учебной информации (магнитофон и. микрофон соответственно), второй и третий блоки 17 и 18 предъявления учебной информации (головные телфоны и громкоговоритель соответственно) , пульты 19 обучаемых, включающие блоки 20 усилителей, микрофон 21, телеграфный ключ 22, головные телефоны 23, датчик 24 кода Морзе, блок 25 регистрации (пишущую машинку). Узел 14 и табло 6 объединены в четвертый блок 26 предъявления учебной информации. Устройство также содержит вне нее табло 27 и внешние источники 28 информации.
Устройство работает следующим образом.
При обучении приему-передаче знаков в коде Морзе кодовая комбинация .знака выдается датчиком 2 с пульта 1 и поступает на вход формирователя 9, который осуществляет управление узлом 14 с высвечиванием соответствующего знака на табло 6.
Формирователь 9 позволяет получить отрицательную, положительную и нулевую стимуляции, активизирующие .работу памяти обучаемого, путем изменения временимежду слуховыми и зрительными образами изучаемого знака. Одновременно сигнал с выхода формирователя 9 управляет датчиком 2. Для осуществления тренировки, контроля и наращивания скорости приема знаков в коде Морзе применен формирователь 8, формирующий до 6,4-10 текстов объемом по 3,2-10 знаков в каждом, выходы которого через соответствующие входы-выходы коммутатора 7 соединены со входами
пультов 19 и через блоки 20 с голов ными телефонами 23 обучаемых, а выход генератора 5 одновременно соединен со входом формирователя 8 и через коммутатор 7 - со входами пультов 19. Генератор 5 позволяет имитировать телеграфную помеху точки, помеху, имитирующую работу буквопечатающего аппарата, . Выход формирователя 12, предназначенного для осуществления плавного изменения уровня тон-сигнала до 20 дБ, подключен к соответствующему входу генератора 4. Выходы пультов 19 через блоки 20, через соответствующие входы коммутатора 7 подсоединены ко входам счетчика 11, позволяющего контролировать скорость работы на телеграфном ключе обучаемых и вести подсчет количества знаков, количество групп знаков за дискретные промежутки времени 1-3 мин, 0 что создает дополнительные удобства для инструктора.
При разучивании кода Морзе и обучении работе на пишущей машинке по десятипальцевой системе применено табло 6, отображающее расположение клавиш датчика кода Морзе и пишущей машинки. С помощью коммутатора 7 осуществляется показ зон действия каждого из пальцев правой и левой Q руки, обеспечивается показ рядов
клавиатуры пишущей машинки, а с помощью датчика 24 кода Морзе, формирователя 9 и узла 14 возможен показ одиночного и группового набора знаков клавиатуры.
При разучивании правил радиообмена в разных сетях в режиме Микрофон выходы пультов 19 через блоки 20, через соответствующие входы коммутатора 7 подключены к блоку 10. 0 Коммутатор 7 позволяет организовать различные типы связи, например инструктор - обучаемый, инструктор группа обучаемых, инструктор - циркулярная передача, обучаемый - обучаемый, группа обучаеьых, обучаемый циркулярная передача, причем организация этих сэтей, речевым и телеграфным кодом Морзе осуществляется по одним И тем же физическим линиям. 0 Кроме того, коммутатор 7 обеспечивает оргайизацию соединения других источников информации, необходимых в учебном процессе, например блока 13 задания ритма обучения, блока 15 t (магнитофона), внешних источников 28 информации.
. Предлагаемое устройство повышает эффективность и качество обучения . телеграфному коду Морзе, разучиванию работы на клавиатуре датчика ко0 да Морзе и обучению работе на пишущей машинке, работе в радиосетях в режиме Микрофон, позволяет освобот дить инструктора от непроизводительной работы по подготовке программ 5 учебно-тренировочных текстов на перфораторе и трансмиттере путем введения электронного генератора контрольно-тренировочных текстов, позволяющего инструктору иметь до 6,4 10 готовых текстов объемом до 3,2-10 знаков каждый, путем введения стимуляции, позволяющей сократить время обучения за счет введения положительной , отрицательной и нулевой стимуляции, активизирующей работу памяти обучаемого.
.Формула изобретения
Устройство для обучения радиотелеграфистов, содержащее пульты обучае-. мых, подключенные к коммутатору пуль/тов, соединенному с блоками ввода и предъявления информации, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, оно содержит
последовательно включенные генератор сигналов помехи и формирователь звуковых сигнсшов, соединенные-с коммутатором пультов, последовательно включенные датчик кодов Морзе и формирователь стимулирукицих воздействий, соединенный скоммутатором пультов, последовательно включенные формирователь сигналов изменения з.вуковых сигналов и генератор звуковых сигналов, соединенный с коммутатором
0 пультов, а также блок задания ритма обучения и счетчик знаков, подключенные к коммутатору пультов.
Источники информации, принятые во внимаиие при экспертизе
5
1.Авторское свидетельство СССР 242224, кл. G 09 В 19/26, 1967.
2.Авторское свидетельство СССР № 511723, кл. Н 04 L 15/03, 1974.
3.Авторское свидетельство СССР № 478349, кл. G 09 В 7/02, 1973
0 (прототип) .
п
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1117682A1 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1979 |
|
SU862175A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1986 |
|
SU1336087A1 |
Устройство для тренировки и контроля профессиональных навыков оператора | 1990 |
|
SU1714650A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности радиотелеграфистов | 1980 |
|
SU943815A1 |
Устройство для обучения радиотеле-гРАфиСТОВ | 1979 |
|
SU849282A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1985 |
|
SU1287217A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1981 |
|
SU1012321A1 |
Автоматизированный класс дляОбучЕНия и КОНТРОля зНАНий ОбучАЕМыХ | 1979 |
|
SU842925A1 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1989 |
|
SU1601622A1 |
W
ч / N хч /ч ч N /ч
ii л
Авторы
Даты
1981-04-23—Публикация
1979-06-20—Подача