ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПУТЕВОГО УГЛА И РАССТОЯНИЯ ДО САМОЛЕТА ПО КРИВОЙ ПОЛЕТА Советский патент 1966 года по МПК G06G1/14 

Описание патента на изобретение SU82822A1

Предметом изобретения является усовершенствование прибора для определения путевого угла и расстояния до самолета по кривой полета, выполненного в виде прозрачного диска с нанесенными на ней круговой и номографическими шкалами и поворотной на оси диска линейки.

Описываемый прибор отличается той особенностью, что на прозрачном диске нанесены линии для установки его на аэронавигационной карте по меридиану, а на поворотной линейке - стрелка для отсчета угла по шкале диска и концентрические дуги окружностей, проходящих через центр вращения линейки и построенных применительно к аэронавигационной карте масштаба 1:500000.

На фиг. 1-2 схематически изображен вид прибора в плане и сбоку; на фиг. 3 - вид задней стороны диска с нанесенными на ней шкалами.

Прибор состоит из круглого диска 1, являющегося транспортиром, и подвижной линейки с двумя дополнительными шкалами и индексами для отсчета путевого угла.

Диск 1 прибора имеет диаметр около 150 мм и сделан из прозрачного материала. Деления на диске даны через полградуса, оцифровка - через десять градусов.

На диске вдоль черты 0-180° проведены две линии под углом к средней линии на 0°15′ (суживается вверху) для более точной установки диска по меридиану на аэронавигационной карте. Перпендикулярно к линии 0-180° проведена черта 90-270°.

В центре диска 1 укреплена металлическая втулка 2, являющаяся осью вращения подвижной линейки. Втулка прикреплена к диску на заклепках или винтах. Внутренняя поверхность втулки 2 имеет резьбу для гайки. В стенках втулки имеется три отверстия с резьбой для дополнительного крепления гайки.

Подвижная линейка изготовляется также из прозрачного материала, в который впрессовывается металлическая втулка.

На линейке нанесены дуги окружностей /красным цветом/ радиусами R мм в пределах от 40 до 60 мм от центров линейки.

Все дуги окружностей при продолжении должны проходить через центр втулки.

Дуги окружностей должны быть построены на основе расчета по формуле

где

Значение R1 мм берутся из таблицы.

Δβi - угол между курсовой чертой линейки и направлением на начало /или конец/, соответствующей данному R дуги окружности.

Оцифровка /красным цветом/ соответствует расстоянию D в километрах на карте масштаба 1:500000, как наиболее целесообразной для круговых систем. На линейке проведена курсовая черта со стрелками, против которых отсчитывается значение путевого угла.

Линейка к диску 1 транспортира крепится гайкой, которая ввинчивается во внутреннюю нарезку втулки 2 и фиксируется тремя ввинчиваемыми в боковые стенки втулки винтами.

Линейка должна вращаться с легким трением, для чего под гайку ставится пружинная шайба.

Для измерения путевого угла окружности в любой ее точке следует:

1) установить в этой точке диск строго по меридиану;

2) вращением подвижной линейки совместить обе дуги на ней, соответствующие ближайшему значению Д км (на карте 1:500000) с окружностью на карте (или любые две дуги одного радиуса так, чтобы эти две дуги и центр диска лежали на окружности измеряемого путевого угла (на карте другого масштаба), после чего против одного из индексов отсчитать путевой угол.

Для измерения расстояния вдоль кривых на обратной стороне круглого диска 1 даны номограммы.

Средняя номограмма, построенная на трех продольных линиях транспортира, рассчитана по формуле:

Номограмма логарифмическая. Уравнения шкал номограммы следующие:

Пределы переменных:

Указанный выбор пределов переменных обеспечивает точное размещение шкал номограммы на продольных линиях диска.

Для определения расстояния по кривой между двумя точками достаточно измерить путевые углы позиционной линии в этих точках, взять разность путевых углов /ΔПУ/ и, приложив линейку /или карандаш/ так, чтобы она проходила через деление ΔПУ и деление шкалы D км, соответствующее радиусу позиционной линии в километрах, отсчитать на шкале S расстояние в километрах.

Похожие патенты SU82822A1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕШЕНИЯ НАВИГАЦИОННЫХ ЗАДАЧ 1990
  • Дода Л.Н.
RU2028667C1
НОМОГРАФИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАСЧЕТА ОСВЕЩЕННОСТИ ПОВЕРХНОСТЕЙ 1935
  • Дьяконов Л.С.
  • Осипов А.П.
SU49499A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КИНЕМАТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК КЕПЛЕРОВСКИХ ТОЧЕК И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ В ПРОЕКЦИЯХ СФЕРЫ 1990
  • Дода Л.Н.
RU2022357C1
Номографический прибор 1936
  • Бабинин Б.В.
SU49375A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ ПОСАДОЧНОЙ ВИДИМОСТИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВЫСОТЕ ОБЛАКОВ И ЯВЛЕНИЯХ ПОГОДЫ (ПЛАНШЕТ ОЦЕНКИ ПОСАДОЧНОЙ ВИДИМОСТИ ) 2003
  • Зубков О.А.
  • Шелыганов П.В.
RU2267142C2
Номографический прибор для определения объемов земляных работ 1956
  • Кондаков Н.Н.
SU106697A1
Логарифмический прибор для измерения площадей прямоугольников 1946
  • Кулжинский Ю.И.
SU70642A1
Номографический прибор 1941
  • Ренкель С.Г.
SU66295A1
Счетный навигационный прибор 1973
  • Михненко Евгений Евгеньевич
SU446750A1
Прибор для определения элементов прицела при стрельбе по невидимой цели из орудий и пулеметов 1925
  • К. Петчениг
SU2431A1

Иллюстрации к изобретению SU 82 822 A1

Формула изобретения SU 82 822 A1

Прибор для определения путевого угла и расстояния до самолета по кривой полета, выполненный в виде прозрачного диска с нанесенными на нем круговой и номографической шкалами и установленной на диска поворотной линейки, отличающийся тем, что на диске нанесения линии для установки его на аэронавигационной карте по меридиану, а на поворотной линейке - стрелка для отсчета угла по шкале диска и концентрические дуги окружностей, проходящих через центр вращения линейки и построенных применительно к аэронавигационной карте масштаба 1:500000.

SU 82 822 A1

Авторы

Молоканов Г.Ф.

Даты

1966-12-16Публикация

1949-06-17Подача