1
Предлагаемое устройство относится к области воздушной навигации и может быть использовано в качестве ручного счетного навигационного инструмента, в частности для определения элементов навигационного треугольника скорости.
Известны ручные счетные навигационные инструменты.
Цель изобретения - повысить точность прибора.
Достигается это тем, что в предлагаемый прибор дополнительно введен диск со спиральными пазами. Это позволяет устанавливать непосредственную взаимосвязь отдельно взятого вектора ветра с путевой скоростью и углом сноса самолета сразу же после ввода в прибор необходимых исходных данных, минуя всякого рода промежуточные операции, построения и вычисления.
Па фиг. 1 показан предлагаемый прибор, в двух проекциях; на фиг. 2-7 изображены основные части и узлы прибора.
Прибор состоит из четырех круглых дисков одинакового диаметра, линейки скоростей и крышки. Все диски изображены на фиг. в порядке последовательности их расположения в приборе.
Верхний прозрачный поворотный диск (см. фиг. 2) несет концентрические круговые шкалы: логарифмическую шкалу 1 времени полета и азимутальную градусную шкалу 2 от О до 360° и предназначен для нанесения на него в виде карандашной точки конца вектора ветра. Верхний поворотный диск скреплен в центре с промежуточным неподвижным прозрачным диском (см. фиг. 3), несущим круговую логарифмическую шкалу 3 расстояния и скорости, риски 4 «ПУ и «би, и может свободно вращаться относительно последнего.
Под неподвижным прозрачным диском расположено основание прибора (см. фиг. 4), несущее на своей поверхности сетку 5 дуг эквивалентного ветра. Сетка представляет собой серию дуг одинакового радиуса, равного в масштабе среднему значению истинной скорости из всего диапазона скоростей прибора, и теоретически обоснована постоянством эквивалентного ветра в широком диапазоне истинных скоростей.
Вдоль вертикальной оси основания в прямоугольном пазу а расположена линейка скоростей (см. фиг. 5), предназначенная для суммирования значений истинной скорости и эквивалентного ветра и представляющая собой линейную щкалу без оцифровки, что позволяет использовать ее во всем диапазоне истинных скоростей прибора. Для удобства отсчета деления линейки через 50 и 100 км/час сделаны утолщения.
Основание прибора содержит также шкалу
б углов сноса, состоящую из двух сквозных симметричных горизонтальных пазов б, в которые вмонтированы подвижные таблички 7, несущие оцифровку щкалы углов сноса. Правый и левый пазы предназначены соответственно для указания правых и левых углов сноса. Форма пазов и табличек показана па разрезах основапия по Б-Б и В-В и обеспечивает возможпости перемещепия табличек строго вдоль паза и крепление их в последнем. Каждая табличка снизу имеет цилиндрический выступ 8, утопающий в соответствующем спиральном пазу в поворотного диска (см. фиг. 6), расположенного под основанием прибора на общей с пим оси. Такое устройство позволяет сдвигать или раздвигать оцифровку нз щкале углов сноса в зависимости от вводимого в прибор поворотом спирального диска зпачения истинной скорости, отсчет которого производится на круговой щкале 9 скоростей, выполненной на обороте спирального диска (см. фиг. 66).
Спиральный диск вращается с помощью рукоятки 10.
С пижней стороны прибор закрывается крыщкой (см. фиг. 7), которая имеет дугообразное окно с риской 11 для установки против нее значений истинной скорости по щкале 9 спирального диска.
Прозрачный неподвижный диск, основание прибора и крыщка (см. фиг. 3, 4 и 7) соединяются друг с другом посредством крепежных выступов 12, образуя неподвижную основу прибора: при этом верхний прозрачный диск (см. фиг. 2) и спиральный диск (см. фиг. 6) могут вращаться относительно этой основы, а липейка скоростей может свободно перемещаться вдоль своего паза.
Предмет изобретения
Счетный навигационный прибор, содержащий прозрачные соосно расположенные диски с нанесенными на них картами, линейку скоростей и крыщку, отличающийся тем, что, с целью повыщения точности, в него дополпительпо введен диск со спиральными пазами.
UZ.1 a . H
Авторы
Даты
1974-10-15—Публикация
1973-01-15—Подача