Изобретение относится к сейсморазведочной технике, а именно к источникам сейсмических сигналов вибрационного типа, и может быть использовано Е машиностроении, в различного рода механизмах, генерирующих в процессе работы вибрационные колебания. Известно устройство развязки вибросейсмического источника и транспорт ного средства, содержащее опорную плиту вибратора и опорные пластины, к которым жестко крепятся направляющие штанги с упругими элементами в виде пружин, а также стабилизирующее устройство, выполненное в виде массивного упругого тела, и ограничители расстояния между опорной плитой и пластинами, илполненные в виде цепей 1. Недостатками устройства являются сложность, некомплектность установки заключающаяся в том, что упругие эле менты ji стабилизирующее устройство и ограничители расстояния между опорно плитой и пластингили выполнены в виде отдельных узлов, занимающих значител ную площадь опорнойплиты, тем самым ограничивая место для установки вибратора, недолговечность упругого тела из-за того, что оно гюдвергается деформации сдвига. Наиболее близким к предлагаемому является устройство развязки вибросейсмического источника и транспортного средства, содержащее между опорной плитой источника и опорной пластиной транспортного средства упругий элемент в .виде пневмобашлона, стабилизирующее устройство и устройство ограничения расстояния между плитой и пластиной, причем стабилизирующее устройство и устройство ограничения расстояния между плитой и пластиной размещены внутри пневмобаллона и выполнены в виде жестко соединенного с опорной плитой стакана, внутри которого размещена втулка из упругого материала, и жестко соединенного с оперной пластиной и расположенного в упругой втулке пальца с упором 2. Однако для технического обслуживания нли замены упругой втулки необходимо проводить полную разборку всего узла; консольно закрепленный па,лец подвержен большим изгибающим нагрузкам; наличие одной сплошной упругой втулки приводит к возникновению в ее,теле в процессе работы больших нормальных и касательных напряже ний, а следовательно, и к быстрому ее износу; из-за трения скольжения в паре .втулка-палец происходит быстрый износ сопрягаемых поверхностей. Цель изобретения - упрощение конструкции устройства развязки вибросейсмического источника и транспортного средства. I Указанная цель достигается тем, что Вустройстве развязки вибросейсмического источника и транспортного средства, содержащем между опорной плитой источника и опорной пластиной транспортного средства упругий элемент в виде пневмобёшлона, стабилизирующее устройство и устройство ограничения расстояния между плитой и пластиной, стабилизирующее устройство и устройство ограничения расстояния между плитой и пластиной выполнены в виде двух коаксиальных цилиндров, основание одного из которых жестко связано с опорной плитой источника, а другого - с опорной пластиной транспортного средства, при этом цилиндры снабжены упорными кольцевыми буртиками, а в радиальном .зазоре между цилиндрами установлен эластичный.элемент. Кроме того, упруго-эластичный элемент выполнен в виде тел качения, например, в виде сфер. Тела качения снабженыосями,.расположенными в одном из коаксиальных цилиндров. Наруж ные и внутренние поверхности тел качения армированы метгшлом. На фиг.1 представлено устройство общий вид на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг,3 - разрез Б-Б на фиг.2. Устройство содержит опорную плиту 1 виброисточника 2 и опорную пластину 3 транспортного средства, между которыми расположен упругий элемент 4, штанги 5 транспортного средства. Упругий элемент (пневмобаллон) 4 расположен в коаксиальных цилиндрах 6 и 7, основание одного из которых жестко связано с опорной плитой 1, а другого - с опорной пластиной 3, Коаксиально цилиндры снабжены (упорными кольцевыми буртиками 8 и 9, а радиальном зазоре , между цилиндрами установлены упруго-эластичные элеме ты 10/ расположенные на осях 11. На ружная и внутренняя поверхности упр го-эластичного элемента 10 армирова ны металлом 12. Устройство работает следующим образом. . Опорная пЛита 1 виброисточника 2 опускается на грунт. ТранспорТгнов средство своим, весом через штанги 5, опорные пластины 3 и упругий эле мент 4 (создает статическую нагрузку на опорную плиту 1.При этом пневмоб лоны сжимаются и цилиндр 7 перемоца ется в осевом направление относител но цилиндра б. При колебании опорной плиты 1 пневмобаллоны 4 предотвращают передачу вибраций на транспортное средство, а цилиндр 6 перемещается относительно цилиндра 7, прокатываясь на упруго-эластичных элементах 10 качения. При установке на наклонный грунт плита 1 изменяет свое положен ие относительно транспортного средства. При этом элементы 10 вступают в контакт с цилиндром б, деформируются и через оси 11 и цилиндр 7 удерживают плиту 1 от боковых смещений. В транспортном положении и при подъеме опорная плита 1 поддерживается в пбднятом состоянии при помощи коаксиальных цилиндров б и 7, вступающих в контакт через упорные кольцевые буртики 8 и 9. Объединение в одном узле упругого элемента, стабилизирующего устройства и устройства ограничения расстояния между опорными плитой и пластиной позволяет упростить -конструкцию, поалсить ее прочность, а также обеспечить защиту пневмобаллонов от повреждений во время работы. Введение упруго-эластичных элементов качения, армированных по своим поверхностям металлом, в зазор между коаксиальными цилиндрами позволяют уменьшить передаваемую на транспортное средство вибрацию, а также повысить срок службы упруго-эластичных элементов за счет устранения трения скольжения, Формула изобретения 1. Устройство развязки вибросейсмического источника и транспортного средства, содержащее расположенный между опорной плитой источника и опорной пластиной транспортного средства упругий элемент в виде пневмобаллона, стабилизирующее устройство и устройство ограничения расстояния между плитой и пластиной, отличающее с я тем, что, с целью упрощения конструкции, стабилизирующее устройство и устройство ограничения расстояния между плитой и пластиной выполнешл в виде двух коаксиальных цилиндров, основание одного из которых жестко связано с опорной плитой источника, а другого. - с опорной пластиной транспортного средства, при этом цилиндры снабжены упорными кольцевыми буртиками, а в ралиальном зазоре между цилиндрами установлен упруго-эластичный элемент. 2.Устройство по П.1, о т л и ч а 20 щ е е с я тем, что упруго-эластич(Шй элемент выполнен в виде тел качения, например, в виде сфер. 3.Устройство поп.1и2, отличающееся тем, что тела качения снабжены осями, расположенными в одном из коаксигшьных цилиндров.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство развязки вибросейсмического источника и транспортного средства | 1979 |
|
SU1092441A1 |
Устройство развязки вибросейсмического источника от транспортного средства | 1977 |
|
SU648926A1 |
Устройство прижима вибросейсмического источника к грунту транспортым средством | 1981 |
|
SU1038899A1 |
ПОДВЕСКА СЕЙСМИЧЕСКОГО ВИБРАТОРА | 1996 |
|
RU2107311C1 |
ВИБРОВОЗБУДИТЕЛЬ | 2001 |
|
RU2200635C2 |
Вибрационный источник сейсмических сигналов | 1985 |
|
SU1434380A1 |
СЕЙСМОИСТОЧНИК | 2007 |
|
RU2335001C1 |
ДЕМПФЕР ПОДВЕСКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С ЕГО ПРИМЕНЕНИЕМ | 2014 |
|
RU2570986C1 |
ВИБРОИСТОЧНИК | 1999 |
|
RU2157554C1 |
Компенсатор неравномерности нагружения штампов | 1990 |
|
SU1759654A1 |
Авторы
Даты
1981-05-15—Публикация
1979-07-09—Подача