Коронка для изоляции обмотки якоряэлЕКТРОдВигАТЕля Советский патент 1981 года по МПК H02K3/36 

Описание патента на изобретение SU832657A1

(54) КОРОНКА ДЛЯ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТКИ ЯКОРЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Похожие патенты SU832657A1

название год авторы номер документа
Якорь электрической машины 1979
  • Глущенко Алексей Данилович
  • Федотов Александр Павлович
  • Киселев Валентин Иванович
  • Беленький Александр Давыдович
  • Перельман Юрий Зиновьевич
  • Абдуллаев Адхамжан
  • Размаитый Виктор Петрович
SU851651A1
Способ изоляции зубцов крайних листов сердечника якоря электрической машины 1986
  • Киселев Валентин Иванович
  • Фальковский Евгений Абрамович
SU1374352A1
Якорь многофазной электрической машины 2018
  • Бердичевский Алексей Сергеевич
  • Лопатин Евгений Геннадьевич
  • Недзельский Владимир Евгеньевич
  • Берая Роман Константинович
  • Соколов Николай Владимирович
  • Пластун Анатолий Трофимович
  • Тихонова Ольга Валерьевна
RU2684898C1
СИНХРОННО-АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2018
  • Миханошин Виктор Викторович
RU2752234C2
АСИНХРОННЫЙ ТРЕХФАЗНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2018
  • Миханошин Виктор Викторович
RU2759161C2
УСТРОЙСТВО В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЕ 2007
  • Идланд Фредрик
  • Лёвли Эдгар
  • Эвребё Сигурд
RU2422968C2
ТОРЦЕВАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1992
  • Сорокин Владимир Иванович
  • Тимофеев Александр Владимирович
  • Эйбшиц Арнольд Григорьевич
  • Малышко Евгений Ильич
RU2046516C1
Сататор электрической маш ны 1975
  • Глидер Евгений Хаймович
  • Разумов Олег Иванович
  • Каплунов Вадим Борисович
  • Спивак Борис Волькович
  • Ситницкий Марк Моисеевич
  • Аврух Владимир Юрьевич
SU561253A1
ЯКОРЬ МНОГОФАЗНОГО СИНХРОННОГО ГЕНЕРАТОРА 1991
  • Пластун Анатолий Трофимович
RU2124796C1
Якорь электрической машины 1978
  • Глущенко Алексей Данилович
  • Киселев Валентин Иванович
  • Тульчинская Нина Николаевна
  • Федотов Александр Павлович
SU817865A1

Реферат патента 1981 года Коронка для изоляции обмотки якоряэлЕКТРОдВигАТЕля

Формула изобретения SU 832 657 A1

1

Изобретение относится к электромашиностроению.

Известно техническое решение, в котором изоляция якорной обмотки от концевого железа сердечника электродвигателя выполнена в виде полосы из полимерного материала, предварительно согнутая по форме пазов и выступов сердечника и наложенная на них.

После установки якорной обмотки в пазы на вышеупомянутую изоляцию последняя разрезается на каждом зубце сердечника посередине в направлении оси сердечника.

Разрезанные части изоляции зубцов сердечника отгибаются в стороны прилежащих пазов, образуя перекрытия над обмоткой 1,

Однако установка изоляции требует большой затраты ручного труда и времени, так как разрезание полосы, отгибка, обертка, обмотка производится по месту.

Таким образом, изолируется якорная обмотка от концевого железа сердечника по длине паза, однако торцевая часть сердечника на входе и выходе остается не изолированной, что приводит к потертостям и продавливанию изоляции.

В процессе укладки в пазы сердечника якоря при сварке электродвигателя, а также в результате механических воздействий в процессе эксплуатации его, часто повреждается об углы выступов сердечника покров,ная изоляция якорной обмотки на входе в паз и выходе из паза сердечника, что приводит к пробою изоляции якоря.

Известно также техническое решение, используемое в тяговых электродвигателях типа ЭД-107, ЭДТ-200Б и других, в котором обмотка якоря на входе в паз и выходе из паза сердечника изолируется с помошью уголковой изоляции в виде коронок из полимерного материала - фторопласта марки 40 ЛД ОСТ 6-05-402-74.

Коронка одевается на концевую часть зубца сердечника якоря, что существенно повышает электрическую прочность обмотки якоря.

Коронка для изоляции обмотки якоря электродвигателя представляет собой корытообразный кожух, включающий две прямоугольные бокоаые стенки, примыкающие под прямым углом к третьей стенке трапецеидальной формы, соединенные между собой одной торцовой стенкой. В верхней части стенки трапецеидальной формы ближе к торцовой стенке выполнен вырез (знак), по которому после укладки обмотки в паз торцовая часть обмотки обрезается 2. Недостатком известной конструкции коронки является то, что изготавливается коронка целиковой с верхней торцовой стенкой, а после укладки обмотки якоря в пазы сердечника верхняя торцовая стенка по вырезу обрезается, что производится по месту и влечет за собой большую затрату ручного труда и времени. Такая коронка недостаточно надежно закреплена на сердечнике якоря. Цель изобретения - повышение надежности крепления коронки на якоре. Указанная цель достигается тем, что в известной коронке для изоляции обмотки якоря электродвигателя, состояш.ей из корытообразного кожуха, образованного тремя стенками, из которых две боковые имеют прямоугольную форму, а третья - трапецеидальную, прямоугольные боковые стенки примыкают к стенке трапецеидальной формы под углом 78-82°, причем последняя со стороны меньшего основания имеет крому, отогнутую под прямым углом наружу. На фиг. 1 показана коронка для изоляции обмотки якоря электродвигателя; на фиг. 2 - то же, вид сбоку; на фиг. 3 показан эскиз установки коронок на торцы зубцов сердечника тягового дбигателя. Предлагаемая коронка представляет собой корытообразный кожух, состояш,ий из стенки 1 трапецеидальной формы, к которой под углом 78-82° примыкают две прямоугольные стенки 2. Стенка 1 трапецеидальной формы со стороны меньшего основания имеет технологическую кромку 3, отогнутую под прямым углом наружу. Коронка одевается на торцовую часть зубца 4 сердечника таким образом, что технологическая кромка 3 опирается на лобовую часть 5 якоря двигателя. При покрытии лобовой ч,асти слоем изоляции технологическая кромка 3 плотно прижимается ею. Величина угла определяет величину усилия, с которым боковые стенки коронки прижимаются к боковым поверхностям зубцов сердечника. Чем больше угол, т.е. чем он ближе к 90°, тем с меньшим усилием коронка прижимается к зубцу сердечника. В процессе сборки двигателя обмотка якоря 6 на выходе из пазов поджимается ударом молотка в двух плоскостях - по касательной и к центру торца двигателя. В случае недостаточного усилия сжатия стенками коронки зубца сердечника, изгиб обмотки якоря влечет за собой смешение коронки. Тот же эффект возникает и при эксплуатации, когда при вибрациях двигателя обмотка трется об угол коронки и стягивает последнюю с зубца. Согласно опыта ремонта тяговых двигателей напряжение от удара по обмотке при ее поджатии передается на коронку равным 1,0-1,5 кгс. Исходя из этого, необходимо иметь такой угол примыкания боковых стенок к третьей трапецеидальной, чтобы коронка прижималась к зубцу с силой, не меньшей 1,0 кге При углах значительно меньших 90°, когда требуется усилие в одетых на двигатель коронках (1,5 кгс), остаются слишком большие остаточные напряжения, которые могут вывести коронки из строя до последуюшего ремонта двигателя. Для определения оптимальных величин угла примыкания боковых стенок коронки к третьей, проведены испытания нескольких партий коронок из следуюших полимерных материалов: фторопласт, полиарилат, поликарбонат, полиалканимид. В результате проведения экспериментальных испытаний выявлено, что наиболее оптимальной величиной угла примыкания боковых стенок коронки к третьей трапецеидальной стенке для названных материалов является интервал углов от 78 до 82°, при которых усилие прижатия боковых стенок к зубцам сердечника находится в пределах от 0,93 до 1,48 кгс, что соответствует, усилиям, прилагаемым к коронкам во время сборки и эксплуатации двигателя. Благодаря тому, что технологическая кромка прижимается слоем изоляции к лобовой части якоря и тому, что боковые стенки коронки примыкают под углом меньшим 90°(78-82°) к трапецеидальной стенке, коронка жестко закрепляется на торце зубца сердечника, что повышает надежность ее крепления. При укладке обмотки 6 в пазы сердечника и в процессе эксплуатации двигателя коронка предохраняет наружную изоляцию обмотки от повреждений острыми углами зубцов сердечника. Предлагаемая конструкция коронки позволяет сократить затраты рабочего времени на сборку двигателя, так как не требуется обрезки каждой изоляционной коронки по месту. Формула изобретения Коронка для изоляции обмотки якоря электродвигателя, состоящая из корытообразного кожуха, образованного тремя стенками, из которых две боковые имеют прямоугольную форму, а третья-трапецеидальную.

отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности крепления коронки на якоре, прямоугольные боковые стенки примыкают к стенке трапецеидальной формы под углом 78-82°, причем последняя со стороны меньшего основания имеет кромку, отогнутую под прямым углом наружу.

Фиг. /

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Патент США № 2701316, кл. 310-214, 1952.2.Чертеж коронки 8Т.Х.779.120 и технические условия на коронку ТУ 95-439-77, организацией 1977.

Фиг. 2

5 3

SU 832 657 A1

Авторы

Гольдман Олег Семенович

Текунов Николай Михайлович

Усенко Всеволод Васильевич

Красий Владимир Степанович

Даты

1981-05-23Публикация

1979-03-23Подача