Изобретение относится к составам -, зимних осевых масел, применяемых для мазывания букс железнодорожных ва- гонов.
Известен состав для смазывания букс на основе смеси соляровой фракции и мазута, содержащий 4-5% нефтяной фракции с пределами выкипания 240-320°С 11.
Известен также состав для смазывания букс, представляющий смесь ромашкинского депарафинированного легкого масла с температурой застывания (, экстрактов селективной очистки са атовских легких . и тяжелых дистиллятов - 1:1 (масляной фракции) и деспрессорной присадки парафлоу.
Критическая нагрузка данного состава, определенная на четырехшариковой машине трения по ГОСТ 9490-60, составляет 72 кгс, а толщина смазочного слоя - 2,6 мкм 2.
Однако ввиду неудовлетворительных низкотемпературных- (температура застывания минус 34°С) и вязкостных свойств (вязкость динамическая при - 1948 П) состава, не отвечающего требованиям ГОСТ 610-72 на осевые масла зимней марки,.. олоаниченности ресурсов .депарафинированных средних и легких дистиллятов из ромашкинского сйрья, а также дорогой и дефицитной присадки парафлоу/ он не нашел широкого применения в железнодорожном транспорте.
Известен также состав для смазывания букс на основе экстракта селективной очистки масел, содержа0щий остаток термического крекинга ароматизированного нефтяного сырья с плотностью 1,085-1,100 и полиметакрилат.
Состав обладает хорошими вязкостными свойствами (вязкость при , 22,0-23,2 сСт и при минус вязкость, динамическая 550-600 П) и низкой температурой застывания от минус 42 до -46°С 3.
0
Однако смазочные свойства его недостаточно высоки. Так, критическая нагрузка составляет Р 79 кгс и толщина смазочного слоя 2,852,95 мкм. К недостаткам этого состава следует также отнести ограниченные ресурсы экстрактов селективной очистки масел.
Цель изобретения - повышение 0 смазочных свойств состава.
Поставленная цель достигается тем, что состав дли смазывания букс содержащий остаток термического крекинга ароматизированного нефтяного сырья с плотностью 1,085-1,10 дополнителько содержит 1,3-диоксациклоалканы при следующем соотнсяиении компонентов, масс.%:
Остаток термического крекинга ароматизированного нефтяного сырья с плот ностью 1,085-1,100 35-40 1, 3-№оксациклоалканы60-б 5
Базовьвл компонентом состава являются 1/3-диоксациклоалканы крупнотоннажный отход производства синтетического каучука (условное название Т-бб), которые обладают высокими поверхностно-активньами своствами, хорошей смазочной способностью и растворимостью в нефтепродуктах, низкой температурой застывания (-58 с),
В промышленных масштабах из 4,4-диметил-,3 диоксана путем каталитического расщепления получают высококачественный изопрен. Наряду с этим возможен также переход от 1,3-диоксацикланов к различным диолам-1, 3-ненасыщеннымспиртам,,- пиранам и другим оксосоединениям. Этим и Объясняется наличие большого числ побочных продуктов,при производстве синтетического каучука.
Крупнотоннажным отходом производства Изопренового каучука являются 1,3-диоксациклоалканы. 1,3Диоксацикло лканы - это гетероциклические кислородсодержащие соединения. Число атомов углерода в циклоалканах может изменяться в пределах от Сф до Cj . 1,3-Диоксациклоалканы обычно представляют собой жидкости с приятным запахом. Они хорошо растворяются в большинстве органических растворителях и ограниченно смешиваются с водой, обладают высокими поверхностно-активными свой.ствами, хорошей смазочной способностью и растворимостью в нефтепродуктах. В состав 1,3-диоксациклоалканов входят: диоксановые спирты, пирановые спирты, непредельные спирты, 4jf 4-диметилдиоксаны-1,3, пираноЕЫй диол, диоксановые диолы, триолы и другие высококипящие. В качестве второго компонента состав для повыЕйения его вязкости содержит остаток термического крекинга ароматизированного нефтяного сырья (экстракты масляных фракций в смеси с тяжелым газойлем каталитического крекинга и замедленного коксования) Значительное содержание в нем ароматических углеводородов и асфальтосмолистых веществ определяют его хорошие смазочные свойства.
Физико-химические свойства компонентов состава представлены в табл. 1.
Состав для смазывания букс получают простым, смешением всех компонентов в обычных условиях.
Пример 1. Состав, полученный компаундированием остатка термического крекинга ароматизированного дистиллятного сырья с плотностью 1,085 и 1,3-диоксациклоалканов, го}говят при следующем соотношении компонентов: 1,3-диоксациклоалканы -, 60 масс.% и остаток термического крекинга ароматизированного дистиллного сырья с плотностью 1,08540 масс.%.
Пример 2. Состав, полученный компаундированием остатка термического крекинга ароматизированного дистиллятного сырья с плотностью 1,095 и 1,3-диоксациклоалканов, готовят при следующем соотношении компонентов: 1,3-диоксациклоалканы - 63 масс.% и остаток, термического крекинга ароматизированного дистиллятного сырья с плотностью 1,095-37 масс.%.
Пример 3. Состав, полученный компаундированием остатка термического крекинга ароматизированного дистиллятного сырья с плотностью 1,100 и 1,3-диоксациклоалканов, ГОТОВЯТ при следующем соотношении компонентов: 1,3-диоксациклоалканы - 65 масс.% и остаток термического крекинга ароматизированного дистиллятного сырья с плотностью 1,100-35 масс.%.
Таблица 1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Состав для смазывания букс | 1979 |
|
SU897837A1 |
Состав для смазывания букс | 1977 |
|
SU740815A1 |
Состав для смазывания букс | 1979 |
|
SU897838A1 |
Масло для моторно-осевых подшипников | 1989 |
|
SU1710571A1 |
СУДОВОЕ ВЫСОКОВЯЗКОЕ ТОПЛИВО ДЛЯ СРЕДНЕОБОРОТНЫХ И МАЛООБОРОТНЫХ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ (ВАРИАНТЫ) | 1995 |
|
RU2079542C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО СРЕДСТВА ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРИЛИПАНИЯ, ПРИМЕРЗАНИЯ И СМЕРЗАНИЯ ВСКРЫШНЫХ ГОРНЫХ ПОРОД | 2015 |
|
RU2612281C1 |
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ СМАЗКА ДЛЯ ГОРНОТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ | 2006 |
|
RU2318854C2 |
ПРОПИТОЧНАЯ ЖИДКОСТЬ ВСЕСЕЗОННАЯ ДЛЯ ДРЕВЕСИНЫ | 1995 |
|
RU2084335C1 |
НЕФТЯНОЙ ПРОПИТОЧНЫЙ СОСТАВ (ВАРИАНТЫ) | 1994 |
|
RU2065356C1 |
ЭМУЛЬГАТОР ОБРАТНЫХ ВОДОНЕФТЯНЫХ ЭМУЛЬСИЙ | 1999 |
|
RU2154662C1 |
Плотность при 200с,
,050
Вязкость кинематическая при 50с,сСт 6,7
1,085
я, -58
% 0,124
Содержание механических примесей, масс,%
Фрикционный состав начало кипения, €
выкипает, об.% при температуре, С
Вязкость кинемати- ческая при 50°С, сСт, не ниже
Соответствующая ей условная, град.
Продолжение табл. 1
11,11
158
+16 3,50
2,31
0,16
Отсутствует 310 182
Таблица 2
23,2 23,9 23,4 23,0 3,34 3,36 3,31 3,30 Вязкость динамическая,П, при (-30°С), не более Содержание водорастворимых кислот и щелочей Содержание воды,% не более Содержание механических примесей, %, не более Температура вспышки определяемая в открытом тигле,С, не ниже Гемпература застыва ния,С, не выше Критическая нагрузка, К37С, определяемая на четырехшариковой машине трения ЧШМ-3, (по ГОСТ 9490-60) Толщина смазочного слоя, определенная центрифугиров анием мкм
Физико-химические свойства составов представлены в табл. 2.
Как видно из представленных дан(4ых, состав для смазывания букс S зимний период, содержащий остаток термического крекинга ароматизированного нефтяного сырья с плотностью 1,085-1,100 и 1,3-диоксациклоалканы, обладает хорошими низкотемпературными и вязкостными свойствами (температура застывания минус 42-44°С, вязкость при 50°С 23,0-23,9 сСт), а По своим смазочным свойствам значительно превосходит известный достав. Смазывающие свойства опытных образцов, а именую критическая нагрузка, определяемая на четырехшариковой машине трения ЧШМ-3, и толщина смазочного слоя, значительно выше и равны 85 кгс и 3,103,25 мкм против 79 кгс и 2,95 мкм
8400918
Продолжение табл, 2
у известного. Кроме того, по своим физико-химическим характеристикам опытные образцы предлагаемого состава удовлетворяют всем требованиям ГОСТ 610-72 на осевые масла зи1Лней марки t
Формула изобретения Состав для смазывания букс, содержащий остаток термического крекинга ароматизированного нефтяного сырья с плотностью 1,085-1,100,
отличают и йс я тем, что, с целью повышения смазочных свойств состава, он дополнительно содержит 1,3-диоксациклоапканы при следующем соотношении компонентов , масс.%: Остаток термического крекинга ароматизированного нефтяного сырья с плотностью 1,085-1,100 35-40 5 1,3-Диоксациклоалканы 60-65 485 ут- Отсутует ствует ды Следы 35 0,034 0 130 4 -44 ,10 3,10 Источники информации, |финятые во вниман1{е при экспертизе 1 Авторское свидетельство СССР 184997, кл. С 10 М 1/02, 1964. 840091.10 2« Р.ж. Химия, 1967, ( 17, 17П233. 3. Авторское свидетельство СССР по заявке 2539508/04, КЛ. С 10 М 1/04, 1977 (прототип).
Авторы
Даты
1981-06-23—Публикация
1979-07-18—Подача