-t . Изобретение относится к в.ентиляторостроению, а конкретно к устройст вам для включения и выключения венти лятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания. . Известно устройство для включения и выключения вентилятора системы охлажде1шя двигателя внутреннего сгора ния, содержащее биметаллический элемент мгновенного действия, имеющий выпуклую форму, в центре которого за реплен подпружиненный шток, воздействующий на клапан, который открывает и закрывает отверстия ка ;еры для накапливания жидкости . . . Однако устройство отличается- сложностью. Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является устройство, содержащее расположенный в полости вала насоса термосиловой элемент с подпружиненным штоком, снаб женным приводным упругим элементом и обоймой, кинематически.связанной с ПОДВИЖНОЙ, кольцевой полумуфтой сцепления 2 J. Одним из недостатков известного устройства является его сложность. Кроме того включение и выключение вентилятора осуществляется мгновен-нб, что приводит к возникновению динамических нагрузок на привод. Цель изобретения - обеспечение Плавного включения вентилятора и упрощение конструкции. Указанная цель достигается тем, что устройство снабжено, по меньшей мере, двумя осями, закрепленными на валу, и установленными на них рычагами, один конец каждого из которых Связан с обоймой, а другой - шарнирцо соединен посредством тяги с по- лумуфтой сцепления, причем обойма расположена в полости вала, полумуфта на валу, а упругий элемент выполнен в виде тарельчатой пружины.
384049
На чертеже изображено устройство включения и выключения вентилятора, продольный разрез.
Устройство для включения я выключения вентилятора содержит расноло- -5 женный в полости 1 вала 2 насоса 3 термосиловой элемент .4 с лоджатым.. пружиной 5 штоком 6, снабженным приводным упругим, элементом 7 и обой- мой 8, кинематически связанной с.под- fo вижной кольцевой полумуфтой 9 сцепления. Устройство снабжено по меньшей мере, осями 10, закрепленными на валу 2, и ус:тановлеййыми на них рычагами . fl, один конец каждого 15 изКоторых связан с обоймой 8, а дру;гой - ша рНйтЕзно соединён гго срейс вдм тяги 12 с полумуфтой 9 Оцепления и фиксатором 13, причем обойма 8 .расположена в полости 1 вала 2, полумуфта 20 9 на валу 2, а упругий элемент 7 выполнен в виде тарельчатой пружины. Шток 6 и обойма 8 имеют пазы 14 и 15 сквозь которые проходит палец 16. Наступице 17 вентилятора установлена 25 неподвижная полумуфта 18-.. .
При работе холодного дёйгателя тёрмосиловой элемент 4 омывается холод- ной жидкостью и его шток 6 и обойма 8 gg находятся в краййемл:ёвЬм пблОжении. При этом полумуфта 9 сцепления находится в крайнем правомположении, при котором крутящий момент не пере- . дается через неподвижную полумуфту ,, 18. Таким образом, при работе двигателя, имеющего температуруохлаждающей жидкости ниже критической, вентилятор отключеМ ийощность двигателя на прйвбд вспЬмбтательнйхагрёгатов .-др не расходуется.
При достижении охлаждающей жидкостью критической температуры шток 6 термосилового элемента 4 перемещается вправо.При этом он преодолевает сопротивление пружинь 5 и тарельчатой пружины. Тарельчатая пружина имеет устойчивое положение только в крайних точках (в крайней левой и в крайней правой). В средней части тарель- JQ чатая пруясина находится ;в положении неустойчивого равновесия, что проявляется в резких (практически мгновенных) перемещениях пальца 16 (за счет действия силы упругости тарель- jj чатой пружины, когда она. пройдет сред. нее положение). образом, термосиловой элемент 4 перемещает щток 6, палец.16, ступицу 17 вправо до точки
1 , .4
неустойчивого равновесия тарельчатой пружины. После того, как тарельчатая пружина пройдет точку неустойчивого равновесия, он;а изменяет направление действиясилы упругости и резко перемещает обойму 8 вправо. При этом щток 6 не сможет воспрепятствовать этому перемещению, так как между ним и пальцем 16 цмеется конструктивный зазор. При перемещении обоймы 8- в крайнее правде положение рычаги 11 nepfeMeщают полумуфту 9 влево дб соприкосновения с полумуфтой 18. При этом,происходит, жёбткое соединение вьш1ёуказанных деталей, а фиксатор 13 предотвращает СамЬпроизвольноё. выключение, полумуфт 9, и 18.- - , . .
Приохлаждении жидкости до критической температуры щток 6 термосилового элемента, 4 перемещается под действием пружинь. 5 влево. При этом шток б перемещает палец 16., а вместе с ним и Tapenb tiafyjo пружину влево. Обойма 8 .влевб не. перемещается. вплоть до про- хождений тарельчатой пружиной положения неустойчивого равновесия, что Может быть возможным при налйчий .конструктивного.зазора между обоймой 8 и пальцем 16, После того,1сак щток 6 переме.стит тарельчатую пружину за точку неустойчивого рав,новесия, она- изменяетнаправление действия ..силы упругости и резко перемещает ббойму 8 влево. При этом рычаги . 11 отводят полумуфту 9 от полумуфты 18, а фиксатор 13 фиксирует выключенное положение полумуфт 9 и 18. Привод вентилятора отключается. , , ... ,., В дальнейшем, по мере прогрева двигателя и достижения жидкостью критической температуры, описанньй процесс
повторяется. -, . ,. : .
Таким образом, в предлагаемом устройстве значительно упрощена конструкция, и кроме того указанное устройство обеспечивает плавность включения и выключет-шя вентилятора.
Формула изобретения
Устройство для включения и выключения вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащее расположенный в полости вала насоса термоснловой элемент с подпружиненным щтоком, снабженным приводным упругим элементом и обоймой, кинематически связанной с подвижной
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Муфта | 1971 |
|
SU483838A1 |
Ступенчатая коробка передачТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА C пЕРЕКлю-чЕНиЕМ пЕРЕдАч бЕз РАзРыВА МОщНОСТи | 1978 |
|
SU846335A1 |
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания | 1981 |
|
SU1052687A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЛАВНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2082626C1 |
ЗУБЧАТАЯ МУФТА | 2007 |
|
RU2335669C1 |
Устройство управления механизмом подачи топлива и фрикционным многодисковым вариатором транспортного средства | 1987 |
|
SU1449379A1 |
Устройство для подачи ленточного материала в рабочую зону пресса | 1977 |
|
SU759183A1 |
Коробка передач | 1984 |
|
SU1260605A1 |
ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕМ | 2007 |
|
RU2347695C1 |
МУФТА ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ | 2007 |
|
RU2336447C1 |
Авторы
Даты
1981-06-23—Публикация
1979-06-07—Подача