(54) СТУПЕНЧАТАЯ КОГОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ ПЕРЕДАЧ ДЛЯ РАЗРЫВА МОЩНОСТИ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРЕХСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1962 |
|
SU147461A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1988 |
|
SU1599251A2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1990 |
|
RU2013227C1 |
Способ управления коробкой передач и устройство для его осуществления | 1991 |
|
SU1791174A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2012 |
|
RU2481512C1 |
АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К ТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ | 2016 |
|
RU2624137C1 |
Устройство управления двухпоточной муфтой сцепления транспортного средства | 2015 |
|
RU2622438C2 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К АВТОТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ | 2012 |
|
RU2481511C1 |
Система переключения передач ступенчатой коробки передач транспортного средства | 1984 |
|
SU1276534A1 |
Ступенчатая коробка передач транспортного средства с переключением передач для разрыва потока мощности | 1988 |
|
SU1518157A2 |
1
Изобретение относится к машиностроению, а именно к ступенчатым коробкам передач, и может быть использовано, например в транспортных средствах, агрегатируемых с сельскохозяйственными машинами.
Известна ступенчатая коробка цередач транспортного средства с переключением передач для разрыва мощности, содержашая фрикционные муфты и систему их управления, состоящую из распределителя, вход которого связан с. источником давления, двух цилиндров, управляющие полости которых связаны с соответствующими выходами распределителя, и исполнительного устройства для включения упомянутых муфт l.
Недостаток зтой коробки передач заключается в том, что в ней не обеспечена возможность -одновременного выключения двух муфт. Для того, чтобы можно было осуществить временный разрыв потока мощности, например для остановки транспортного средства при работающем двигателе, между двигателем и коробкой передач в трансмиссии транспортного средства устанавливают дополнительную муфту.
Цель изобретения - расширение функциональных возможностей коробки передач путем обеспечения возможности одновременного выключения двух муфт.
Поставленная цель достигается тем, что исполнительное устройство для включения муфт снабжено дополнительным приводом принуди10тельного управления, выполненным в ввде тяги с двумя последовательно расположенными прорезями, двумя двуплечими рычагами, каждый из которых одним плечом связан с подвижным элементом соответствующей муфты,
15 а другим посредством выполненного на его конце пальца, расположенного в одной из упомянутых прорезей, - с. тягой, и двумя дополнительньпли рычагами, каждый из которых закреплен на соответствующем двуплечем рычаге
20 и связан со штоком соответствующего цилиндра. При этом длииа каждой прорези равна рабочему ходу включения соответствующей муфты.
На фиг. 1 изображена кинематическая схема предлагаемой коробки передач; на фиг. 2 - система управления фрикционными муфтами.
Коробка передач содержит ведущий вал 1, два полых первичных вала 2 и 3, два промежуточных вала 4 и 5 и вторичный вал 6. Ведущий вал 1 поочередно соединяется с первичными валами 2 и 3 посредством фрикщюнных муфт 7 и 8. Полый первичный вал 2 щестернями 9 и 10 соединен с промежуточным валом 4, на котором установлены свободно вращающиеся щестерни 11 и 12, находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями 13 и 14 вторичного вала 6. На шпицах промежуточного вала 4 между щестернями 11;5 12 установлена каретка синхронизатора 15. Шестерни 11 и 12 и каретка синхронизатора 15 снабжены зубчатыми полумуфтами, поочередно взаимодействующими в процессе работы. Аналогично щестерни 16 и 17 соединяют полый первичный вал 3 с промежуточным валом 5, на котором установлены щестерни 18 и 19, находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями 13 и 14 вторичного вала 6, а также - на шлицах - каретка синхронизатора 20. Коробка передач содержит также механизм 21 для переключения синхронизаторов и связанную с ним систему управления фрикционными муфтами. Эта система вк;почает распределитель 22, вход которого связан с источником 23 давления,
силовые цилиндры 24 и 25, управляющие полости которых связаны с соответствующими выходами распределителя, и исполнительное устройство, снабженное тягой 26 принудительного управления, двуплечими рычагами 27 и 28 и дополнительными рычагами 29 и 30. На тяге 26 выполнены две последовательно расположенные прорези 3} и 32, длина которых равна рабочему ходу включения фрикционных муфт 7 и 8. Двуплечий рычаг 27 плечом 33 связан с подвижным элементом 34 муфты 7, а плечом 35 - сттягой 26, для чего закрепленный на плече 35 палец 36 расположен в прорези 31 тяги 26. На двзшлечем рычаге 27 закреплен также дополнительный
рьмаг 29, связанный со штоком силового цилиндра 24. Аналогично двуплечий рычаг 28 связан плечом 37 с подвижным элементом 38 муфты 8, а плечом 39 посредством пальца 40, размещенного в прорези 32 - с тягой 26.
На двуплечем рычаге 28 закреплен дополнительный рычаг 30, связанный со штоком силового цилиндра 25.
Предлагаемая кинематическая схема позволет получить четыре передачи.
При первой и третьей передачах включена фрикционная муфта 7, причем при первой передаче каретка синхронизатора 15 передает поток мощности на шестерню И, а при третье
передаче - на шестерню 12. При второй и четвертой передачах включена фрикционная муфта 8, при этом при второй передаче крутящий момент с каретки синхронизатора передается, на шестерню 18, а при четвертой передаче - на шестерню 19.
Неразрывность потока передаваемой мощноста обеспечивается определенной последовательностью переключения передач, т.е. после первой передачи можно переходить на вторую или четвертую передачи, а после второй - на первую или третью и т. д. При этом переключение синхронизатора 20 производится в то время, когда поток мощности передается по промежуточному валу 4 (фрикционная муфта 7 включена, муфта 8 выключена). Во время переключения синхронизатора 15 муфта 7 выключена, муфта 8 включена, моииюсть передается по промежуточному валу 5.
Переключение фрикционных муфт 7 и 8 осуществляется следующим образом (см. фиг. где показано положение, соответствующее первой или третьей передачам).
Допустим, нужно перейти с первой вторую передачу. После переключения синхронизатора 20 соответствующий командный сигнал поступает на распределитель 22, который соединяет полость силового цилиндра 24 с источником 23 сжатого воздуха, а полость щишндра 25 - с атмосферой. Поршень цилиндра 24 перемещается влево и поворачивает доподшительный рычаг 29, а с ним и двуплечий рычаг 27 против часовой стрелки. Плечо 33 рычага 27 воздействует на подвижный элемент 34 муфты 7 и выключает ее. Муфта 8 в это время под воздействием своей пружины включается. Ее подвижный элемент 38 поворачивает рычаги 28 и 30 против часовой стрелки, перемещая влево поршень силового цилиндра 25. Пальцы 36 и 40 в это время свободно перемещаются в прорезях тяги 26 принудительного управления. Когда необходимо осуществить временны разрьт потока мощности, т. е. вь1ключить обе фрикционные муфты, тягу 26 перемещают, например с помощью педали (не показана) в направлении стрелки А. Тяга 26 воздействует на палец 36 двуплечего рьиага 27 и поворачивает рычаг против часовой стрелки и выключае муфту 7. Муфта 8 в это время остается 6 выключенном состоянии, так как перемещение тяги 26 на ее положение никак не сказывается палец 40 двуплечего рычага 28 свободно скользит в прорези 32.
Предлагаемое усовершенствование расщиряет функциональные возможности данной коробки передач, которая может быть использована не только для переключения передач, но и для временного разрыва потока мощности, т. е. может выполнять функции, которые в традиционных трансмиссиях транспортных средств выполняет сцепление, устанавливаемое между двигателем и коробкой передач. Формула изобретения Ступенчатая коробка передач транспортного средства с переключением передач для разрьша мощности, содержащая фрикционные муфты и систему их управления, состоящую из распреде лителя, вход которого связан с источником давления, двух цилиндров, управляющие полост которых связаны с соответствующими выходам распределителя, и исполнительного устройства для включения упомянутых муфт, отличающаяся тем, что, с целью расщирения функциональных возможностей путем обеспечения возможности одновременно выключения двух муфт, исполнительное устройство для включения муфт снабжено дополнительным приводом принудительного управления, выполненным в виде тяги с двумя последовательно расположенными прорезями, двумя двуплечнмИ;г рычагами, из которь х одним плечом связан с подвижным злементом соответствующей муфты, а другим посредством выполненного на его конце пальца, расположенного в одной из упомянутых прорезей, - с тягой и двумя дополнительными рычагами, каждый из которых закреплен на соответствующем двуплечем рычаге и связан со щтоком соответствующего цилиндра, при этом длина каждой прорези равна рабочему. ходу включения соответствующей муфты. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 147461, кл. В 60 К 17/08, 1961 (прототип).
г, /
Авторы
Даты
1981-07-15—Публикация
1978-11-27—Подача