1
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для применения в установках, к которым предъявляются повышенные требования с точки зрения их виброактивности.
Известна упругая опора, содержащая смонтированные в корпусе вал с подшипником и концентрично установленные на наружной поверхности подшипника жесткие кольца, разделенные упругими кольцами с выступами на наружной и внутренней поверхностях 1.
Недостатком известной опоры является то, что ее упругость в горизонтальном и вертикальном направлениях различна. Это приводит к тому, что в такой опоре наблюдается раздвоение критической скорости. При скорости М наступает состояние резонанса для горизонтальных колебаний, в то время как амплитуда вертикальных остается еще малой. При большей скорс5сти Vj наступает резонанс для вертикальных колебаний. Траектория центра цапфы вала представляет собой эллипс,вытянутый вдоль горизонтального и вертикального направлений соответственно. Таким образом, практически в таком случае наблюдаются две критические скорости, и, следовательно, виброактив ность вала с такими упругими опорами возрастает. Особенно это существенно, если работа происходит на закритическом режиме и имеется необходимость проходить через эти два критических режима.
Цель изобретения - снижение виброактивности за счет исключения раздвоения критических скоростей.
Поставленная цель достигается тем, что упругая опора, содержащая смонтированные в корпусе вал с подшипником и концентрично установленные на наружной поверхности подшипника жест5кие кольца, разделенные упругими кольцами с выступами на наружной и внутренней поверхностях, снабжена смонтированными со стороны ее торцов двумя кольцами, на обращенной к под0шипнику поверхности каждого кольца выполнены два диаметрально противоположных выступа, поперечное сечение каждого из которых имеет форму сегмента, при этом упомянутые высту5пы расположены в зазоре между жестким и упругим кольцами. А одно из упругих колец выполнено в виде двух параллельных колец, соединенных перомычками, в средней части каж.цой на
0 которых имеются два противотюложно
направленных дугообразных выступа, расположенные с возможностью контакта с наружной поверхностью подшипника.
На фиг. 1 изображена опора, общий вид; на фиг. 2 - опора, разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 развертка упругого кольца.
Упругая опора содержит вал 1, подшипник 2, установленный с натягом в жесткое кольцо 3, с торцов которого рс1сположены кольца 4, с диаметрально противоположными выступами, соединенные с помощью разъемного соединения с охватывающим их упругим кольцом 5, которое в свою oчepe f, с натягом вставлено в жесткое кольцо б, установленное в упругое кольцо 7, опирающееся на внутреннюю поверхность корпуса 8 опоры. Штифты 9 предохраняют упругое кольцо 7 от проворота в корпусе опоры.
Упругое кольцо 5 выполнено в виде двух колец 10, соединенных перемычками 11, на каждой из которых имеютс два противоположно направленных упругих дугообразных выступа 12.
Динамические усилия, идущие от неуравновешенного вала, рассматриваютс в двух взаимо-перпендикулярных направлениях: горизонтальном и вертикальном. В случае большей податливости .корпуса опоры в горизонтальном направлении, чем в вертикальном, упругая опора устанавливается и фиксируется в таком положении, чтобы выступы колец 4 располагсшись в горизонтальной плоскости, и необходимая податливость, значение которой можно рассчитать, сообщается опоре вала с помощью упругого кольца 5. В результате этого происходит выравнивание местности опоры по окружности и опор из анизотропной превращается в близкую к изотропной и, следовательно, обладающей практически одним значением критической скорости в вертикалном и горизонтальном направлении. Упругое кольцо 7 выполняет обычную
функцию уменьшения динамических реакций, передающихся на фундамент и разгрузки подшипников.
Технико-экономический эффект Предлагаемого- изобретения состоит в создании малошумных силовых установок, снижая их виброактивность при установке предлагаемой опоры, повышает надежность и долговечность деталей, приборов и систем, работающих в пространстве, окружающем виброизолируемый ротор.
Формула изобретения
1.Упругая опора,содержащая смонтированные в корпусе вал с подшипником и концентрично установленные на наружной поверхности подшипника жесткие кольца, разделенные упругими кольцами с выступами на наружной и внутренней поверхностях, отличающаяся тем, что, с целью снижения виброактивности опора снабжена смонтированными со стороны ее торцов двумя кольцами, на обращенной к подшипнику поверхности каждого кольца выполнены два диаметрально противоположных выступа, поперечное сечение каткдого из которых имеет форму сегмента, при этом упомянутые выступы расположены в зазоре между жестким и упругим кольцами.
2.Упругая опора по п. 1., отличающаяся тем, что одно из упругих колец выполнено в виде двух параллельньйс колец, соединенных перемычками, в средней части каждой из которых имеются два противоположно направленных дугообразных выступа, расположенные с возможность контакта с наружной поверхностью подшипника.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Маслов Г.С. Расчеты колебаний валов. Справочник. М., Машиностроение, 1968, с. 260, рис. 95.
9et.t
//
(pUi.Z
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА | 2015 |
|
RU2598924C1 |
Шпиндельный узел станка | 1986 |
|
SU1399094A1 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТЯЖЕЛОЙ ТУРБОМАШИНЫ | 2014 |
|
RU2592664C2 |
Упругая подшипниковая опора вала | 1990 |
|
SU1795170A1 |
Опора ротора авиационного газотурбинного двигателя | 1985 |
|
SU1364784A1 |
Упругая подвеска вертикальной центрифуги | 1978 |
|
SU1007742A1 |
Устройство для измерения усилий и крутящего момента крыльчатых движителей | 1975 |
|
SU517816A1 |
Упругая подшипниковая опора вала | 1990 |
|
SU1751496A1 |
Центробежная литейная машина с вертикальной осью вращения | 1976 |
|
SU643229A1 |
ДВУСТОРОННЯЯ ЛИНЕЙНАЯ ОПОРА КАЧЕНИЯ | 1992 |
|
RU2075659C1 |
g C ;:iC PC; РЦ P
j CT, , ii:jj L j TLT /1 .ji с
11 12.
/ /
f «2.3
Авторы
Даты
1981-06-30—Публикация
1978-07-12—Подача