Изобретение относится к стапко- строению и может быть использовано в прецизионных внутришлифовальных станках.
.Цель изобретения - снижение виброактивности шпиндельного узла под нагрузкой путем исключения относитель кого перекоса подшипников передней опоры при изгибе шпинделя за счет направленной ориентации преимущественной изгибной податливости передней опоры и применения в ней распорного колца с равномерно изменяющейся толщиной, отдающего начальную неравномерную 10 окружности нагрузку на подшипники
На фиг. 1 изображена конструкция шпиндельного узла станка; на фиг. 2 - сечение Л-А на фиг, 1; на фиг. 3 -. схемы нагр ткения подшипника (фиг. За), схемы распределения осевой нагрузки на наружном кольце подшипника (фиг. Зб), эпюры радиальных нагрузок на наружном кт-.льце (фиг. Зв) и эпюры ос ных няг; у- чок на наружном кольце Гф;.г. Зг) ,
Шпиндельный узел станка, например электрошпиидель внутришлифовального станка, содефжит корпус 1, в котором закреплет1а обмотка статора 2, шпин- день 3 с оправкой 4 и шлифовальным кругом 5. Дуплексированные радиально- упорные шарикоподшипники передней 6 и задней 7 опор жестко закреплены на
;пчНлТеле
соответственно гайками
; и 9. Передняя и задняя опоры шпин- . ЛЯ выполнены плавающими. Усилие л Г йДварителъного осевого натяга от кг гшекта пруж1П 10, установленных в стакане 11, передается через упор- нов кольцо 12 задней опоры, подшипники задней опоры 7, гайку 9, шпиндель 3, гайку 8, подшипники передней опоры 6 и распорное кольцо 13 с равномерно изменяющейся толщиной на фла- нец 14. Подшипники передней опоры 6 установлены, например, в крышке 15, име ющей два участка, обладающих одно- направлент{ои преимущественной изгиб- чой податливостью, например, консоль
ио выступз:о цие в противоположные сто- ропъ секторы 16 и про ивоположные им секторы 17, выполненные в виде балок равного сопротивления, допускающие перекос Hapv «Hhrx колец подпгипников в плоскосги действия внешней радиальной нагрузки Q, являющейся плоскостью симмет1)ни оказанных участков, Кольцо 13 с р.зпплг- ерно иямeняюu eйcя толптиной
с
fg 15
20 25
30
35
40 ,г
0
5
установлено в опоре так, что зона кольца с максимальной высотой находится со стороны действия внешней радиальной нагрузки, а зона с минимальной высотой - с диаметрально противоположной стороны.
При равномерно распределенной осевой нагрузке Р. предварительного осевого натяга по торцу наружного кольца подшипника, не нагруженного внешней радиальной нагрузкой (положение I на фиг. 3)углы контакта тел качения с кoльцa и равны /3, /3, ,
В результате действия на консоль шпинделя внешней радиальной нагрузки Q, вызывающей его изгиб (положение
IIна фиг. 3), на радиальные Р, и осевые Р составляющие нагрузки Рд предварительного осевого натяга накладываются аналогичные составляющие q j,
и q радиальной нагрузки. Нагрузки на тела качения со стороны, противоположной направлению действия внешней радиальной нагрузки, возрастают (Р - + q), а со стороны действия радиальной нагрузки уменьшаются (PC, - q) , при этом « /3 2
Во избежание разгрузки тел качения в наименее нагруженной зоне должно быть соблюдено условие (Р, - q) О, т.е. величины Р должны иметь значительную величину, что приводит и к увеличению величин (Р, + q) и (Р + + q), а следовательно, к нагружен- ности наиболее нагруженного тела качения и к снижению долговечности подшипника.
В предлагаемом шпиндельном узле нагрузка Рд предварительного осевого натяга распределяется по торцу наружного кольца подшипника неравномерно, т.е. имеет максимум Рд минимум Рд . Поэтому на холостом ходу имеет место некоторое неравенство углов Р, (1 (контакта-положение
IIIна фиг. . Нагрузки Pzwakc и Р,
PZ
место значительное снижение нагружен- ности тел качения при холостом вращении подшипника.
В результате нагружения шпинделя радиальной нагрузкой Q, вызывающей его изгиб, нагрузки на тела качения выравниваются (положение IV на фиг. 3), при зтом /J, 2 , (POI «aicr- - Ча) (РО мпн - Яа .c- Ч)
а .,o,vc PC, . а нагрузки Pj. „„„ « и РО мин Pq. т.е. имеет
(Г
г мин
+ Пг.) , В результате чего
обеспечивается снижение Harpy; ai H .:-i n тел качения при приложении радиальмой на грузки, вызывающий изгиб тпительного узла.
В предлагаемом шпиндельном узле разнотолщинность л кольца передней опоры определяют с учетом максимального изгиба шпиндального узла в зоне передней опоры (максимального угла )Го„ . поворота внутреннего кольца)
и Р WCJ КС/
по формуле
& (d, ) sinfg - (Гц - D) . где d, - диаметр по дну желоба внутреннего кольца; радиус по дну желоба внутреннего кольца; максимальное угловое смещение внутреннего кольца (максимальный изгиб вала шпиндельного узла в зоне передней опоры);
максимальный угол контакта в подшипнике; D - диаметр шарика;
d,4-/4d,r + nf- 2D,D + 4гПт
г„ в макс
2D,d,+AD,r - 2d,DT- - 4r D- D,-D,-f(d,-t-2r),o,
2r - D
т
где г - радиус по дну желоба наружного и внутреннего колец
(гц 1);
D. диаметр по дну желоба наружного кольца.
Предлагаемый шпиндельный узел устанавливают на станке так, чтобы вектор внешней радиальной нагрузки
(сил) резания) иахопилгя и плоскости симметрии участков однонаправленной преимущественной податливости, совпадающей с плоскостью поворота нар жных колец подшипников передней опоры, при этом направление вектора внешней радиальной нагрузки совпадает с направлением поворота колец подшипников
опоры.
Благодаря вьфавниванию нагружен- ности тел качания шарикоподшипников под нагрузкой в предлагаемом шпиндельном узле,в иттш-чие от известных)
обеспечивается снижение виброактивности при обрабо- ке деталей,; способствующее повьшн.чию их качества.
Формула изобретения
20
1. Шпиндельный узел станка, передняя и задняя опоры которого содержат по крайней мере по одному радиально- упорному шарикоподшипнику, имеющий в задней опоре устройство для созда ния осевого натяга шарикоподпшпникор передней и задней опор, включающее, например, пр ткины сжатия, от л и
снижения виброактивности под нагрузкой путем исключения относительного перекоса колец подшипников передней опоры при изгибе шпинделя, передняя опора вьтолнена с двумя диаметрально противоположными участками, обладающими однонаправленной преимущественной изгибной податлийостью, при этом она снабжена распорным кольцом с равномерно изменяющейся толщиной, максимальное превьппение которой соответствует направлению преимущественной изгибной податливости опоры.
2. Узел по п. 1, отличаю- щ и и с я тем, что участки передней опоры выполнены в виде консольно выступающих в противоположные стороны секторов равного сопротивления.
16
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Электрошпиндель | 1991 |
|
SU1784407A1 |
Шпиндельный узел | 1985 |
|
SU1303270A1 |
ШПИНДЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ | 2011 |
|
RU2465986C1 |
Шпиндельное устройство | 1979 |
|
SU795913A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСОКОСКОРОСТНЫМ МОТОР-ШПИНДЕЛЕМ МЕТАЛЛОРЕЖУЩЕГО СТАНКА | 2012 |
|
RU2509627C1 |
Шлифовальный шпиндель | 1981 |
|
SU1007945A1 |
Высокоскоростной шпиндельный узел | 1991 |
|
SU1814971A1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ОСЕВОГО НАТЯГА ПОДШИПНИКОВЫХ ОПОР РОТОРА | 2014 |
|
RU2583337C2 |
Шпиндель станка | 1979 |
|
SU850364A1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ ВИБРОАКТИВНОСТИ СТАНКОВ, РАБОТАЮЩИХ С ЛЕЗВИЙНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ | 2006 |
|
RU2332652C1 |
Изобретение относится к области станкостроения, а именно к шпинделям металлорежущих станков. Цель изобретения - снижение виброактивности шпинделя. Шпиндель, передняя и задняя опоры которого содержат по крайней мере по одному радиально-упорному шарикоподшипнику, имеет в задней опоре устройство для создания осевого натяга в подшипниках передней и задней опор, включающее, например, пружины сжатия. Подшипники передней опоры установлены в крьш1ке 15, имеющей участки однонаправленной, преимущественной изгибной податливости в виде секторов 16, 17, расположенных в диаметрально противоположных направлениях, обеспечивя1оо1их возможность перекоса наружных колец подшипников в плоскости действия внешней радиальной нагрузки. Передняя опора дополнительно снабжена кольцом 13 с равномерно изменяющейся толщиной, для неравномерного распределения нагрузки на тела качения подшипников от усилия предварительного осевого натяга, при этом названное кольцо располагают таким образом, чтобы зона кольца с максимальной толщиной находилась со стороны действия внешней радиальной нагрузки, а зона с минимальной толщиной - с диаметрально противоположной сторонь . Такое выполнение шпинделя одного узла позволяет снизить его виброактивность, повысить качество обрабатываемых деталей. 1 з.ц. ф-лы, 3 ил. (Л со со со о со 4
Фиг 2
А-А Консоль
Фиг. Л
(Ра-(л)
Скоростные внутришлифовальные шпиндели на опорах качения | |||
Минск: Наука и техника, 1979, с, 25, рис | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1988-05-30—Публикация
1986-04-04—Подача