Изобретение относится к транспортному машиностороению, а именно к конструкции соединения профилированных панелей кузова, изготовленных методом выдавливания, например, из алюминиевых сплавов.
Наиболее близким к изобретению техническим решением является узел соединения панелей, преимущественно для кузова транспортного средства, состоящий из последовательно установленных профилей, стыки соединения которых образованы шарнирным гнездом и уступом концов одного профиля и соответственно шарнирным валиком и упорным ребром другого профиля 1.
При сборке панели шарнирный валик заводится в шарнирное гнездо, затем один из профилей поворачивается вокруг оси образованного шарнира до упора ребра в уступ, при этом общая дугообразная поверхность профилей предотвращает выпадение валика из гнезда.
Недостатками известной конструкции являются ненадежность фиксации профилей панели и недостаточная ее жесткость.
В указанной конструкции панели из профилей нет упругих элементов, запирающих их после сборки панели и препятствующих разъединению их в обратном сборке порядке. Цельность и работоспособность панели.
собранной из двух профилей с таким соединением, должна обеспечиваться дополнительными деталями в виде окантовок или рамок.
5 Кроме того, использование известного узла соединения, имеющего предусмотренные необходимостью сборки зазоры посопрягаемым поверхностям, ограничено в конструкциях кузовов, испытывающих повышенную нагрузку, например, кузовов самосвалов. Борт самосвала из двухстенных панелей должен обладать повыщенной жескостью места соединения, особенно по внутренней обращенной к грузу стенке.
15 Это объясняется тем, что при загрузках; и разгрузках кузова самосвала соединение внутренней стенки борта испытывает большие знакопеременные нагрузки. При этом игра в соединении недопустима, так как
20 ведет по мере износа к еще большему ослаблению соединения. Исключить эту игру можно с помощью специальных мер, например, сваркой или стягиванием панелей между собой, что в целом усложняет кон25 струкцию.
Цель изобретения - повыщение надежности фиксации профилей панели и ее жесткости. Это достигается тем, что шарнирное
30 гнездо одного профиля имеет упорную поверхность для сопряжения с торцом стенки другого профиля, а упорное ребро последнего выполнено в виде упругой пластины, при этом ее кромка сопряженная с уступом, смещена к середине этого профиля относительно шарнирного валика.
На фиг. 1 изображено сечение составного борта кузова транспортного средства, содержащего двухстенную составную панель; на фиг. 2 - соединение профилей панели в разрезе; на фиг. 3-5 - последовательность сборки составной панели.
Узел соединения панелей состоит из двух последовательно установленных профилей- верхнего 1 и нижнего 2 (по чертежу) с различной толщиной внутренней и внешней стенок (внутренняя стенка их утолщена). На одном конце нижнего профиля 2 выполнено шарнирное гнездо 3, имеющее на стенке профиля упорную поверхность 4, а на другом конце - уступ 5. Верхний профиль 2, стыкующийся при сборке папели с нижним, имеет на одном конце шарнирный валик 6, а на другом - запирающую упругую пластину 7, кромка 8 которой сопряжена с уступами 5.
При сборке панели шарнирный валик 6 профиля 1 при наклонном положении последнего (фиг. 3) свободно заводится в шарнирное гнездо 3 профиля 2. Это возможно потому, что нижняя (по чертежу) кромка 8 упругой пластины 7 профиля 1 смещена к его середине 9 относительно шарнирного валика 6 настолько, что наименьший размер между ними обеспечивает свободный проход через него верхней части профиля 2.
При повороте профиля 1 шарнирный валик 6 находится в пределах шарнирного гнезда 3, а упругая пластина 7, скользя нижней кромкой по внешней поверхности профиля 2, изгибается (фиг. 4) в пределах упругой деформации. После того, как внутренняя стенка профиля 1 соприкоснется с упорной поверхностью 4 шарнирного гнезда 3, а шарнирный валик 6 - с верхней частью этого гнезда (фиг. 5), упругая пластина 7 продолжает оставаться изогнутой, при этом ее нижний конец на величину своего удлинения перекрывает внешнюю поверхность профиля 2.
При дальнейшем повороте профиля 1 в соединении возникает натяг, то есть сжатие между собой внутренних стенок обоих профилей по упорной поверхности 4 силой, возникающей в месте упора валика 6 в верхнюю часть гнезда 3, ограничивающую дальнейший поворот валика в нем.
Величина этой силы зависит от величины удлинения упругой пластины 7 и ограничена допустимой силой смятия верхней части гнезда 3, зависящей от конкретного выполнения конструкции.
При достижении профилем 1 вертикального положения (фиг. 2) кромка его упругой пластины 7 стыкуется с уступом 5, фиксируя соединением и натяг в нем.
При этом сила, возникающая в месте упора шарнирного валика 6 в верхнюю часть щарнирного гнезда 3, стягивает собранные профили между собой по внутренней и по наружной стенкам, причем величина силы натяга во внутренних (утолщенных) стенках больше, чем в наружных, так как внутренние стенки профилей находятся вблизи шарнирного гнезда 3.
В случае использования профилей с равной толщиной стенок силу их стягивания между собой можно сделать одинаковой за счет соответствующего увеличения щирины шарнирного гнезда 3.
Использование предлагаемого узла соединения панели наиболее целесообразно в конструкциях бортов или днищ самосвальных кузовов из двухстенных панелей, имеющих большую толщину обращенных к грузу стенок. Его высокая жесткость позволяет исключить соединение сваркой и тем самым упростить сборку.
Формула изобретения
Узел соединения панелей, преимущественно для кузова транспортного средства, состоящий из последовательно установленных профилей, стыки соединения которых образованы шарнирньгм гнездом и уступом концов одного профиля и соответственно шарнирным валиком и упорным ребром другого профиля, отличающаяся тем, что, с целью повыщения надежности фиксации профилей панели и ее жесткости, шарнирное гнездо одного профиля имеет упорную поверхность для сопряжения с торцом стенки другого профиля, а упорное ребро последнего выполнено в виде упругой пластины, при этом ее кромка, сопряженная с уступом, смещена к середине этого профиля относительно шарнирного валика.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент Великобритании № 1288454, кл. Е 1 К (В 7 В), 1972 (прототип.)
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Узел соединения панелей | 1983 |
|
SU1177195A2 |
УЛУЧШЕННЫЙ УЗЕЛ НАРАЩИВАЕМЫХ БОРТОВ | 2012 |
|
RU2613128C2 |
Автоприцеп-дача | 1989 |
|
SU1716965A3 |
Рулевая колонка транспортного средства | 1983 |
|
SU1131734A1 |
ПОРУЧЕНЬ САЛОНА | 2010 |
|
RU2549734C2 |
СОЕДИНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ШАРНИРНОГО СОЕДИНЕНИЯ МЕЖДУ СОБОЙ РЫЧАГА ЩЕТКИ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ И ЩЕТКИ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ | 2011 |
|
RU2574510C2 |
Самосвал | 1985 |
|
SU1266767A1 |
УЗЕЛ СОПРЯЖЕНИЯ ОБВЯЗКИ РАМЫ И БОКОВОЙ ИЛИ ТОРЦЕВОЙ ПАНЕЛИ КУЗОВА ПОЛУВАГОНА ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ | 2007 |
|
RU2357884C2 |
ПАНЕЛЬ | 2012 |
|
RU2565702C2 |
САМОРАЗГРУЖАЮЩИЙСЯ ВАГОН | 2002 |
|
RU2217335C2 |
Авторы
Даты
1981-07-07—Публикация
1979-08-06—Подача