1
Изобретение относится к тренажерам операторов систем управления и может быть использовано для обучения професси9нальньлм навыкам операторов систем управления автоматизарованными техническими средствами.
Известен тренажер операторов систем управления, содержащий блок обучаемого, связанный с блоком моделирования систем управления, один из входов которого соединен с первым выходом блока преподавателя, соединенного вторым выходом с одним из входов блока обучаемого, и блок диагностики, первый вход которого подключен к одному из выходов блока моделирования систем управления 11.
Недостатком известного тренах(ера является невысокое качество обучения.
Цель изобретения - повышение качества обучения.
Поставленная цель достигается тем, что тренажер имеет блок коммутации, блок контроля состояния системы и блок моделирования передачи информации между объектами, при этом блок коммутации первыми входами и выходами соединен соответственно с блоком моделирования систем
управления, блоком обучаемого,блоком преподавателя и блоком моделирования передачи информации между объектами, одни входы и выходы которого соединены с блоком преподавателя, а другой его выход подключен к второму входу блока диагностики, подключенного выходом к первому входу блока контроля состояния системы, второй вход
10 и первый выход которого связаны с блоком преподавателя, а его второй выход подключен к пятому входу блока коммутации.
На чертеже изображена структурная
15 схема предлагаемого тренажера.
Тренажер содержит блок 1 обучаемого, блок 2 преподавателя, блок 3 моделирования систем управления, блок 4 диагностики, блок 5 коммута20ции, блок 6 контроля состояния системы и блок 7 моделирования передачи информации между объектами.
Блок 7 моделирования передачи информации функционально разбит на
25 отдельные по числу обучаемых операторов модели, каждая из которых упрощенно моделирует обмен информацией объектов, управляемых данным оператором с другими управляемыми объектами.
Блок 3 моделирования систем управления разбит на отдельные модели, каждая из которых моделирует объект, управляемый одним оператором, и связан с другими моделями через блок 5 коммутации.
Блок 5 /коммутации обеспечивает отключение всех внешних связей отказавшей модели и.подключение вместо нее соответствующей упрощенной модели блока 7 моделирования передачи информации. Одновременно обеспечивается переключение громкоговорящей связи блока 1 обучаемого рабочего места неработающего оператора на блок 2 преподавателя.
Блок б контроля состояния системы содержит .набор триггеров по. числу обучаемых операторов, каждый из которых отражает состояние (рабочее или нерабочее) с соответствующей модели блока 3 моделирования систем управления.
Блок 4 диагностики обеспечивает обнаружение неисправного состояния моделей блока 3 путем сравнения их выходных параметров с выходными параметрами моделей блока 7 и выдачу сигналов на изменение состояния блок 6 контроля.
Работа с тренажером осуществляется следующим образом.
При исправном состоянии всех моделирующих средств тренажера все модели блока 1 взаимосвязаны через блок 5 коммутации, через который проходят также сигналы громкоговорящей связи обучаемых с блока 1. Сигналы управления с блока 1,поступающие на блок 3, проходят также через блок 5 на блок 7 и приводят к отслеживанию этим блоком с определенной погрешностью состояния блока 3 моделирования систем управления-. Сигналы с блока 3 моделирования систем управления поступают на блок 4 диагностики, и в блок 1, а С блока 7 моделирования передачи информации в блок 4, который сравнивает выходные сигналы блоков 3 и 7, с целью диагностирования состояния блока 3.
Блок 7 моделирования передачи информации ежду объектами реализуется с применением значительно меньшего количества вычислительных средств, чем блок 6 контроля состояния системы. Ввиду этого состояние блока 7 моделирования передачи информации принимается для диагностики всегда исправным.
При возникновении неисправности в одной из моделей блока 3, приводящей к значительному.изменению ее внешних параметров, блок 4 диагностики путем сравнения с соответствующими параметрами, поступающими с блока 7,обнаруживает неисправность и фиксирует отказавшую модель в блоке б контроля состояния, который сигнализирует о
неисправности в блок 2 и выдает сигнал управления на блок 5 коммутации
Блок 5 по этому сигналу переключает внешние связи неисправной модели на соответствующую модель блока 7 моделирования передачи информации. Одновременно -блок 5 коммутации переключает громкоговорящую связь соответствующего обучаемого оператора на блок 2 преподавателя. При этом разрываются все внешние связи неисправной модели И соответствующей части блока 1 обучаемого и обеспечивается восстановление отказавшего оборудования без прекращения тренировки операторов, обслуживающих остальные системы управления Неисправная модель в части взаимодействия с другими имитируется блоком 7 моделирования передачи информации между объектами, а действия оператора по управлению этой моделью необходимые для взаимодействия с .другими, операторами, осуществляются соответствующими действиями преподавателя с использованием взаимосвязи блока 2 с блоком 5 коммутации для имитации громкоговорящей связи с обучаемыми и блоком 7 для имитации и сигнализации модели.
После восстановления неисправной модели и приведения ее в требуемое состояние преподаватель путем воздействия на блок б фиксирует исправное состояние модели по сигналу с блока б; блок 5 коммутации обеспечивает подключение модели и переход всего трен.ажера в исходное состояние обеспечивающее возможность подготовки всех операторов.
В тех случаях, когда один или несколько операторов не могут участвовать в обучении, преподаватель путем непосредственного воздействия на бло б контроля состояния исключает из взаимодействия соответствующие модели и рабочие места, чем обеспечивает возможность обучения остальных операторов.
Таким образом, в тренажере выход, из строя одной или нескольких моделей или отсутствие части обучаемых не прерывает функционирования тренажера. При этом сохраняется возможность обучения операторов остальных систем, модели которых исправны, любым режимам управления.
Использование предлагаемого тренажера повышает качество обучения,обусловленное его улучшенными эксплуатационными характеристиками.
Формула изобретения
Тренажер операторов систем управления, содержащий блок обучаемого, связанный с блоком моделирования систем управления, один из входов которого соединен с первым выходом блока преподавателя, соединенного вторым выходом с -ОДНИМ из входов блока обучаемого, и блок диагностики, первый вход которого подключен к одному из выходов блока моделирования систем управления, отличающийся тем, что, с целью повышения качества обучения, он имеет блок коммутации, блок контроля состояния системы и блок моделирование передачи информации между объектами, при этом блок коммутации первыми входами и выходам соединен соответственно с блоком моделирования систем управления, блоком обучаемого, блоком преподавателя и блоком моделирования передачи, информации между объектами, одни входы и выходы которого соединены с блоком преподавателя а другой его выход подключен к второму входу блока диагностики, подключенного выходом к первому входу блока контроля состояния системы, второй вход и первый выход которого связаны с блоком преподавателя ,а его второй выход подключен к пятому входу блока коммутации.
Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР
449364, кл. G 09 В 9/00, 1973.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер операторов систем управления | 1983 |
|
SU1111193A1 |
Тренажер оператора автоматизированных систем управления | 1982 |
|
SU1132302A1 |
Учебно-тренировочный комплекс связи надводного корабля | 2021 |
|
RU2783021C1 |
Тренажер оператора радиоэлектронной аппаратуры | 1988 |
|
SU1524084A1 |
Тренажер для обучения операторов систем управления | 1973 |
|
SU449364A1 |
ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРОВ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ | 1990 |
|
RU2047909C1 |
ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ | 1991 |
|
RU2012065C1 |
Тренажер оператора радиоэлектронной аппаратуры | 1989 |
|
SU1658193A1 |
Тренажер операторов радиоэлектронной аппаратуры | 1984 |
|
SU1164766A1 |
Тренажер операторов систем управления | 1976 |
|
SU634352A1 |
Авторы
Даты
1981-07-07—Публикация
1978-04-19—Подача