Изобретение относится к устройстГвам для виброизоляции объектов, например приборов транспортных средств Известен амортизатор, содержащийь демпфирующий элемент, выполненный в виде диска из резины и содержащий ме таллическую арматуру, привулканизованную к демпфирующему элементу и служащую для крепления амортизатора к основанию и амортизируемому объекту 111 Недостатком известного амортизатора является чувствительность его к действию статических и динамических нагрузок, так как под действием нагрузки амортизатор дает осадку,, а по тому необходимо для каждого веса объекта выбирать свой типоразмер амо тизатора . Наиболее близким к изобретению яв ляется амортизатор, содержащий два основания, обращенные друг к другу поверхности которых выполнены вогнутыми, и установленный между ними резиновый элемент в виде дЬояковыпуклой линзы Г23 Недостатком этого амортизатора яв ляется нестабильность характеристик при действии энакопеременных нагрузок и изменение его жесткости от температуры окружающ:ей среды. Цель изобретения - улучшение стабильности характеристик при изменении температуры и снижение чувствительности к действию статических нагрузок. Указанная цель достигается тем, что амортизатор снабжен крепежной арматурой, жестко связанной с резиновым элементом по его периферии, а центральные части оснований жестко связаны между собой цилиндрическим элементом, выполненным из материала, температурный коэффициент линейного расширения которого меньше, чем температурный коэффициент расширения резииы. На фиг. 1 представлен предлагаемый амортизатор продольный разрез , на фиг. 2 - тоже, вид сверху. Амортизаторсодержит два основания 1 и 2 :обращенные друг к другу поверхности которых выполнены вогнутыми, например в виде полусфер или парабол. Между основаниями 1 и 2 установлен резиновый демофирукадий элемент 3, выполненный в виде двояковыпуклой линзы. Амортизатор снабжен крепежной арматурой, выполненной
виде плиты 4, жестко связанной с, резиновым элементом 3, например, с помощью вулканизации, а центральные части оснований. 1 и 2 жестко связаны между собой цилиндрическим элементом выполненным в виде вулканизированной JB резиновый демпфирующий элемент 3 металлической втулки 5. Основания 1 и 2 скреплены между собой с помощью болта 6 и гайки 7. Втулка 5, болт 6 и гайка 7 выполнены из стали, но для обеспечения лучшей стабильности характеристик амортизатора при изменении температуры они могут быть выполнены из материала с более низким температурным коэффициентом линейного расширения, например из инвара.
В свободном состоянии поверхности демпфирующего элемента 3 несколько выходят за торцы втулки 5. В собранном состоянии основания 1 и 2 вплотную прижаты к торцам втулки 5,а демпфирующий элемент 3, деформированный до вУсоты втулки 5, оказывается зажатым между основаниями 1 и 2 и контактирует с ними по круговым площадкам с диаметрами, равными расстоянию между точками 8 и 9, 10 и 11. С целью упрощения конструкции, обращенные друг к другу поверхности оснований 1 и 2 могут быть выполнены плоскими. Плита 4 устанавливается неподвижно, а нагрузка от амортизатора объекта (на чертеже не показан) прикладывается к основаниям 1 и 2.
Амортизатор работает следующим образом.
При номинальной статической нагрузке площадь контактамежду внутренними поверхностями оснований 1 и 2 и демпфирующим элементом 3 ограничена окружностями, диаметр которых на верхней поверхности демпфирующего элемента определяется точками 8 и 9, а на нижней поверхности - точками 10 и 11. При приложении к амортизатору знакопеременной вибрационной нагрузки демпфирующий элемент 3 подвергается сложной деформации. Верхняя и нижняя поверхности демпфирующего э-1емента подвергаются попеременному сжатию и растяжению, а средняя часть частично подвергается деформации сдвига. При этом площад ь контакта между демпфирующим элементом 3 и взаимодействующими с ним вогнутыми поверхностями оснований 1 и 2 периодически изменяется. Так, при движении амортизируемого объекта и скрепленных с ним оснований 1 и 2 относительно плиты 4 вниз демпфирующий элемент 3 прогибается и площадь контакта между ним и вогнутой поверхностью основания 2 увеличивается, так как точки 8 и 9 перемещаются от центра к периферии. В результате увеличения площади контакта и уменьшения расстояния до места крепления демпфирующего элемента по периферии
жесткость-амортизатора плавно увеличивается и достигает максимального значения тогда, когда основание 2 всей внутренней поверхностью взаимодействует с верхней поверхностью демпфирующего элемента 3. В этом положении демпфирующий элемент 3 работает на сдвиг и жесткость его резко возрастает. При изменении знака нагрузки амортизатор работает аналогичным образом.
Нсшичие прогрессивного изменения жесткости амортизатора от нагрузки обеспечивает возможность установлени малой первоначальной жесткости амортизатора и позволяет избежать осадки амортизатора под действием статической нагрузки и раскачки под действием толчкообразной нагрузки. Малая первоначальная жесткость может быть установлена как за счет выбора резины, так и за счет выбора размеров и формы демпфирующего элемента.
Температурная зависимость характеристик амортизатора уменьшается следующим образом.
При увеличении температуры резина размягчается и жесткость ее падает, при снижении температуры жесткость резины увеличивается. В известных амортизаторах это приводит к существенным изменениям характеристик жесткости амортизатора, т.е. при повышенной температуре жесткость амортизатора может быть недостаточной, а при пониженной - чрезмерно высокой. В предлагаемом амортизаторе этот недостаток в значительной степени уменьшен за счет использования различия свойств резины и металлов, а именно за счет различия их температурных коэффициентов расширения. Температурный коэффициент объемного расширения резины в 10-20 раз больше, чем у стали. В соответствии с этим при увеличении температуры объем демпфирующего элемента 3 увеличивается в 1020 раз больше, чем объем пространства, заключенного мажду внутренними поверхностями оснований 1 и 2. При нагреве резина перетекает в ранее незаполненное пространство между основаниями 1 и 2. Площадь контакта между, демпфирующим элементом 3 и внутренними поверхностями оснований 1 и 2 увеличивается, так как граница контакта перемещается к периферии, что повышает жесткость амортизатора.
Таким образом, у предлагаемого амортизатора уменьшение жесткости демпфирующего элемента 3 при повышении температуры компенсируется увеличением площади контакта его со взаимодействующими поверхностями оснований 1 и 2.
, При понижении температуры объем демпфирующего элемента 3, заключенного между основаниями 1 и 2, уменьшается в большей степени, чем объем
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Амортизационное устройство для сейсмоизоляции объектов (варианты) | 2023 |
|
RU2799276C1 |
Способ защиты от вибрации и устройство для его осуществления | 2017 |
|
RU2669914C2 |
Амортизатор | 1989 |
|
SU1746096A1 |
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ ЛИТЕЙНАЯ МАШИНА | 2004 |
|
RU2254961C1 |
АМОРТИЗАТОР СИСТЕМЫ ВИБРОЗАЩИТЫ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ | 2021 |
|
RU2774216C1 |
Способ сейсмоизоляции объектов и амортизационное устройство (варианты) для его осуществления | 2022 |
|
RU2787418C1 |
"Амортиза | 1974 |
|
SU504026A1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ АМОРТИЗАТОР | 2013 |
|
RU2597048C2 |
Амортизатор | 1977 |
|
SU932002A2 |
Амортизатор | 1976 |
|
SU599113A2 |
Авторы
Даты
1981-07-23—Публикация
1979-08-06—Подача