Амортизатор Советский патент 1982 года по МПК F16F7/08 

Описание патента на изобретение SU932002A2

1

Амортизатор относится к промышленности средств связи и может быть использован для защиты радиоэлектронной ( и телевизионной аппаратуры от действия вибрации и ударов при наличии линейных перегрузок со стороны носителей, преимущественно авиационно-космического и наземного транспорта.

Известны амортизаторы, содержащие корпус, внутри размещен шток, связанный одним концом с амотизируемым объектом, а другим с винтовой пружиной, являющейся основным упругим элементом, и с дополнительным упругим элементом l.

Недостатком известных амортизаторов является то, что в условиях их эксплуатации на любом подвижном носителе, когда имеют место линейные перегрузки, связанные с разгоном и торможением, качкой, эволюцией носителя на траектории движения, зазор между дополнительным упругим

элементом и корпусом выбирается при незначительной величине линейной перегрузки, и виброизоляция существенно ухудшается.

По технической сущности и достигаемому результату наиболее близким к изобретению является амортизатор, содержащий корпус, размещенные в нем связываемый с амортизируемым объектом шток с поршне м, разрезную

10 кольцевую ось, упругие элементы, шайбу, размещенную в нижней части корпуса, взаимодействующую с упругими элементами, установленными с возможностью перемещения вдоль оси пуса, упоры, выполненные в верхней части корпуса на разных уровнях относительно оси последнего, и гибкую связь, связывающую шток с шайбой и выполненную в виде концентрично

20 расположенных наружного гибкого и внутреннего упругого колец 2 .

Недостатком амортизатора является его малая энергоемкость при знамительнои величине диаметра, что связано с необходимостью размещения на одной кольцевой оси всего требуемого комплекта пружин кручения.

Цель изобретения - повышение энергоемкости амортизатора.

Указанная цель достигается тем, что амортизатор снабжен дополнительной разрезной кольцевой осью« устаноапениой концентрично с основной, втулкой с фланцами, один из которых взаимодействует с основными упругими элементами и дополнительными упругими элементами, размещенными на дополнительной разрезной кольцевой ;оси, часть из которых взаимодействует с другим фланцем втулки, а другая часть - с поршнем.

С целью упрощения конструкции дополнительные упругие элементы выполнены в виде пружин кручения с разными углами наклона верхних прямолинейных концевых участков относи тельно нижних.

На фиг. 1 изображен амортизатор, разрез; на фиг. 2 - вариант конструктивного исполнения дополнительной кольцевой, вид оси в аксонометрии; на фиг. 3 силовые характеристики предлагаемого амортизатора (кривые I-II) и стандартного амортизатора, например, типа АКСС (кривая III),

Амортизатор содержит корпус 1, шток 2 с поршнем 3, соединенный гибкой связью с шайбой 5 размещенной в нижней части корпуса 1, и упругие элементы в виде пружин 6 кручения, установленные на основной разрезной кольцевой оси 7 с опорными роликами 8 между ними, а также упругие элементы в виде пружин 9 кручения,.установленные на дополнительной разрезной кольцевой оси 10 с опорными роликами 11 между ними. Дополнительная разрезная кольцевая ось 10 размещена концентрично с основной кольцевой осью 7. Между основной 7 и дополнительной 10 осями установлена втулка 12 с наружным 13 и внутренним 1 фланцами. Наружный фланец 13 втулки 12 охватывает снизу пружины 9 кручения, установленные на дополнительной разрезной кольцевой оси 10, а внутренний фланец 1 охватывает сверху пружины 6 кручения, установленные на основной разрезной кольцевой оси 7. Верхние прямолинейные концевые участки 15 пружин 9 кручения, размещенные на дополнительной разрезной

кольцевой оси 10, находятся в контакте с вогнутым торцом поршня 3, а нижние концевые участки 1б - в контакте с наружным 13 и внутренним Ц

фланцами втулки 12. Верхние прямолинейные концевые участки 17 и 18 пружин 9 кручения находятся на определенных .расстояниях от торца поршня 3 за счет обжатия при сборке амортизатора пружин 9 кручения между наружной поверхностью втулки 12 и упорами 19 на верхнем торце корпуса 1, выполненными на разных уровнях относительно оси корпуса 1. Верхние прямолинейные концевые участки 20 пружин 6 кручения, размещенные на основной разрезной кольцевой оси 7, оперты во внутренний фланец 1 втулки 12, а нижние прямолинейные концевые

участки 21 - в вогнутую поверхность нижней шайбы 5.

Верхние прямолинейные концевые участки 22 и 23 пружин 6 кручения развернуты на разные углы относительно поверхности внутреннего фланца втулки 12. Снизу амортизатор закрыт пластиной 2, связанной крепежными элементами с корпусом 1.

Дополнительная разрезная концевая ось 10 выполнена с замком, аналогичным замку для основной оси 7 и состоящим из выступа 25 на одном торце витка и соответствующего по форме паза 26 (фиг.2) на другом торце витка, расположенных в плоскости разрезной кольцевой оси. После того, как пружины кручения и опорные ролики 11 установлены на разрезной кольцевой оси 10, выступ 25 заводится в паз 26.

На фиг. 1 приведен амортизатор в исходном положении при статическом нагружении со стороны амортизируемого объекта (не показан), установленного на штоке 2 с поршнем 3 и закрепленного с помощью гайки (не показана) , навинчиваемой на шток 2.

Вес амортизируемого объекта воспринимается только частью пружин 6 кручения, верхние прямолинейные концевые участки 20 которых находятся в контакте с внутренним фланцем Ik втулки 12 и частью пружин 9 кручения, верхние прямолинейные концевые участки 15 которых находятся в контакте с поршнем 3 и амортизатор имеет низкую частоту ( Гц) собственных колебаний (участок А силовой характеристики амортизатора, фиг.З).

Гибкая связь k при этом имеет незначительное (1-2 мм) провисание, необходимое для изоляции вибраций 5 с амплитудами, меньшими величины провисания гибкой связи.

Амортизатор работает следующим образом.

При действии вертикальных линей- 1в ных перегрузок и вибраций шток 2 с поршнем 3 и размещенным на нем амортизируемым объектом смещается вниз относительно корпуса 1 (при действии вертикальных линейных перегрузок tS снизу вверх). Поршень 3 своим вогнутым торцом воздействует на верхние прямолинейные концевые участки 15 пружин 9 кручения, поворачивая их к нижним концевым участкам 16 тех же 20 пружин 9 (участок А силовой характеристики I-II, фиг.З). .

При дальнейшем перемещении поршня 3 вниз его торец входит в контакт с прямолинейными концевыми участками 25 17, подключая в работу соответствующие им пружины 9 кручения (участок В силовой характеристики I-II, фиг.З). Увеличение силы со значения pi до значения Р соответствует ве- эо личине предварительного поджатия . пружин кручения, имеющих прямолинейные концевые участки 17, в упоры 13 на корпусе 1, расположенные на среднем уровне относительно оси корпуса. 35

Далее в контакт с торцом поршня 3 входят прямолинейные концевые.участки 18 пружин 9 кручения (участок С силовой характеристики I-II, фиг.З). Увеличение силы со значения 40 Рд до значения Р. соответствует величине предварительного поджатия пружин 9 кручения, имеющих прямолинейные концевые участки 18, в упоры 19 на корпусе 1,45

Благодаря тому, что торец поршня 3 выполнен вогнутым, на некоторой величине деформации амортизатора, равной Да, край поршня 3 входит в контакт с прямолинейными участками 15, 17 и 18 пружин 9 кручения значительно ближе к ее виткам, чем вначале деформации. В этом случае жесткость амортизатора существенно повышается (участок D силовой характе- 5 ристики I-II, фиг.З). Причем на участке D силовой характеристики уже имеет место перемещение пружин

9 кручения вместе с дополнительной разрезной кольцевой осью 10 и опорными роликами 11 вдоль оси корпуса 1. При этом пружины 9 кручения воздействуют на внутренний фланец I втулки 12, которая так же перемещается вдоль оси корпуса 1. Внутренний фланец }Ц втулки 12, опертый в прямолинейные концевые участки 20 пружин 6 кручения, перемещает вниз пружины 6 кручения вместе с основной разрезной кольцевой осью 7 и опорными роликами В.

Нижние прямолинейные концевые участки 21 пружин 6 кручения при этом скользят вдоль вогнутой поверхности нижней шайбы 5 к центру амортизатора и поворачиваются относительно верхни прямолинейных концевых учатков 20 пружин 6 кручения. При величине деформации, равной Ц4, в контакт с поверхностью внутреннего фланца It втулки 12 входят верхние прямолинейные концевые участки 22 пружин 6 кручения, что вызывает их деформацию и подключение к работе (участок F силовой характеристики I-II, фиг.З). Далее при величине деформации, равной N5 , в контакт с поверхностью внутреннего фланца 1 втулки 12 входят верхние прямолинейные концевые участки 23 пружин 6 кручения (участок силовой характеристики I-II фиг.З). Причем перемещение пружин 6 и 9 кручения, размещенных на основной 7 и дополнительной 10 разрезных кольцевых осях, вдоль оси корпуса 1 осуществляется до упора наружного фланца 13 втулки 12 в нижнюю шайбу 5 (при величине деформации, равной Л , ) ,

Приведенная на фиг.З силовая характеристика Р (Д ) построена по аналитическим зависимостям, учитывающим смещение точек контакта поршня 3 с верхними прямолинейными концевыми участками 15, 17 и 18 пружин 9 кручения и нижней шайбы 5 с нижними прямолинейными концевыми участками 21 пружин 6 кручения, а также углы поворота прямолинейных концевых участков 15 17 и 18 пружин 6 кручения относительно концевых участков 16 и прямолинейных концевых участ.ков 21- пружин 6 кручения относительно прямолинейных концевых участков 20, 22 и 23. Кривая I - силовая характеристика прямого хода. кривая II - силовая характеристика обратного хода. Нагрузка Р при нагружении амортизатора обозначена со знаком плюс, а нагрузка Р при разгружении амортизатора - со знаком минус. Амортизатор обладает силовой характеристикой (кривые I-II, фиг.З), близкой к оптимальной, так как он способен воспринимать значительные (до if-15 g) линейные перегрузки при небольших ходах штока 2 с поршнем 3 относительно корпуса 1 с выходом на участки В и С силовой характеристик примерно параллельные участку А. Жесткости амортизатора на участках А, В и С отличаются несущественно, а на участках D, Е и F жесткость амортизатора переменная, с убыванием к концу каждого участка до величины, не превышающих жесткости амор тизатора на начальных участках в 2-3 раза. Этим в амортизаторе дости нута возможность сохранения достаточно низкой частоты (Зб Гц) собственных колебаний. При действии линейной,перегрузки проти8ополох(ного направления (сверху вниз) и вибрации шток 2 с поршне 3 и амортизируемым объектом смещается вверх относительно корпуса 1, в гибкой связи выбирается провисание и шайба 5 размещенная в корпусе, начинает перемещаться вверх вдоль оси корпуса 1. Пружины 6 и 9 кручения при этом включаются в рабо ту в обратной последовательности, а характер изменения силовой характеристики принципиально не отличается от силовой характеристики I-II приведенной на фиг.З. При действии ударов со стороны объекта в вертикальном направлении так же подключаются в работу пружины б и 9 кручения, независимо от де ствия первых импульсов (сверху вниз или снизу вверх). Эффективность гашения ударов с помощью амортизатора высока, благодаря наличию значительных сил трения, возрастающих по мере увеличени деформации амортизатора (заштрихованные зоны силовой характеристики I-II, приведенной на фиг.З). Причем трение обусловлено относительным движением прямолинейных концевых участков 15, 17 и 18 вдоль, вогнутог торца поршня 3 и прямолинейных кон28цевых участков 21 вдоль торца шайбы 5 а величина трения может быть существенно изменена подбором пар трения (например, пары трения: сталь по титану, сталь по стали, сталь по бронзе имеют существенно отличные по величине коэффициенты трения). Работа амортизатора при действии горизонтальных линейных перегрузок с вибрацией и ударов аналогична работе амортизатора при действии вертикальных нагрузок. Горизонтальное смещение поршня 3 с амортизируемым объектом относительно корпуса 1 приводит сначала к деформации тех пружин кручения, чьи прямолинейные концевые участки 15 при контакте с вогнутой поверхностью торца поршня 3 поворачиваются относительно нижних концевых участков 16. Затем в контакт с торцом поршня 3 входят прямолинейные концевые участки 17 пружин 9 кручения и далее - прямолинейные концевые участки 18. После того, как выбрано провисание гибкой связи 4, поршень 3 вместе с установленными на ней амортизируемым объектом совершает движение, близкое к плоскопараллель ному, деформируя весь комплект пружин 6 и 9 кручения, размещенных на основной и дополнительной разрезных кольцевых осях 7 и 10. Предлагаемое конструктивное исполнение амортизатора позволяет осуществить оптимальное размещение в корпусе требуемого комплекта пружин кручения, значительно сократить размер амортизатора по диаметру, увеличить его энергоемкость и позволяет обеспечить надежную защиту от ударов и эффективную виброизоляцйю, включая случай действия низних частот (более 5 Гц) при наличии линейных перегрузок, равных 4-15 Формула изобретения Амортизатор по авт.св. №б9б2С8, отличающийся тем, что, с целью повышения энергоемкости, он снабжен дополнительной разрезной кольцевой, осью, установленной концентричное основной втулкой с фланцами, один из которых взаимодействует с основными.упругими элементами и дополнительными упругими элементами, размещенными на дополнительной разрезной кольцевой оси, часть из которых взаимодействует с другим фланцем втулки, а другая часть - с поршнем.

2. Амортизатор по п.1, о т л ичающий ся тем, что, с целью упрощения конструкции, дополнительные упругие элементы выполнены в ви де пружин:кручения с разными углами

32002ТО.

наклона верхних прямолинейных концевых участков относительно нижних.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 5 1. Авторское свидетельство СССР №317839, кл. F 16 F 15/02, 1968.

2. Авторское свидетельство СССР №696208, кл. F 16 F 7/68, 1977 (про:ТОТИП).

Похожие патенты SU932002A2

название год авторы номер документа
Амортизатор 1977
  • Громов Сергей Алексеевич
SU696208A1
Амортизатор 1979
  • Громов Сергей Алексеевич
  • Мустин Анатолий Николаевич
SU781445A1
Амортизатор 1978
  • Громов Сергей Алексеевич
SU881430A2
Амортизатор 1978
  • Кудрявцев Владимир Александрович
  • Седов Юрий Михайлович
SU748061A2
Амортизатор 1974
  • Громов Сергей Алексеевич
  • Седов Юрий Михайлович
SU507724A1
Амортизатор 1976
  • Громов Сергей Алексеевич
  • Гаусман Эрик Валентинович
SU600344A2
Амортизатор 1988
  • Громов Сергей Алексеевич
  • Кувшинов Александр Николаевич
  • Вострокнутов Борис Николаевич
SU1573255A2
Амортизатор 1980
  • Громов Сергей Алексеевич
SU937816A1
Амортизатор 1975
  • Громов Сергей Алексеевич
SU679746A1
АМОРТИЗАТОР 2000
  • Громов С.А.
  • Жаворонков В.М.
  • Стригун И.В.
  • Темрезов Б.Р.
  • Шушарин А.Г.
RU2178534C1

Иллюстрации к изобретению SU 932 002 A2

Реферат патента 1982 года Амортизатор

Формула изобретения SU 932 002 A2

Фиг. 2.

SU 932 002 A2

Авторы

Громов Сергей Алексеевич

Мустин Анатолий Николаевич

Даты

1982-05-30Публикация

1977-10-04Подача