Изобретение относится к геофизике и может быть использовано для возбуждения сейсмических сигналов ударами свободно падающего груза по 5 поверхности земли.
Известно устройство для возбуждения сейсмических волн падающим грузом, содержащее лебедочный механизм для подъема-сбрасывания, соединенный 10 тросом с грузом, причем привод барабана лебедки содержит электромагнитные пусковую и тормозную муфты 1.
Недостаток данного устройства заключается в том, что пусковая и тормозная муфты связаны с барабаном непосредственно, за счет чего значительно увеличиваются габариты лебедочного механизма, так как для подъема груза большой массы требует- 20 ся большой момент и, следовательно, муфты очень больших габаритов. При этом муфты, выбранные по моменту, недоиспользуются по мощнох;ти,
Известно также устройство для 25 возбуждения сейсмических волн падающим грузом, содержащее приводной двигатель и лебедочный механизм подъема-сбрасывания с тормозными и пусковыми электромагнитными муфта-Г дО
ми и барабаном, на который наматывается трос, прикрепленный к грузу
21..
Недостатком такого устройства .является отнрсительно длинная кинематическая цепь от муфт до вала приводного двигателя. При этом все резкие колебания момента на валу барабана передаются на вал двигателя, а в кинематической цепи возникают крутильные колебания, дополнительно нагружающие вал двигателя, в связи с чем двигатель работает в крайне неблагоприятном режиме.
Цель изобретения - обеспечение подъема груза большой массы и благоприятного режима работы приводного двигателя.
Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для возбуждения сейсмических волн падающим грузом, содержащем приводной двигатель и лебедочный механизм подъема-сврасывания с тормозными и пусковыми электромагнитными муфтами и барабаном, на который наматывается трос/ прикрепленный к грузу, лебедочный механизм выполнен в виде редуктора, входной вал которого соединен клиноременной передачей с двигателя а барабан расположен на выходном валу редуктора, причем электромагнитные муфты соединены с выходным валом-Оарабаном редуцирующими передачги и. При этом клиноременная передача от двигателя к редуктору выполнен со сменньлми шкивами. Кроме того, в качестве тормозных муфт редуктора используются муфты одного типа с пусковыми, установленные на неподвижной скалке, которая жестко закреплена в корпусе редуктора, а редуцирующие передачи от муфт к барабану выполнены с равными передаточными отношениями.
За счет такой конструкции предлагаемого устройства повышается его компактность, происходит демпфирование возникающих при работе пиковых нагрузок на двигатель и изменение передаточного отношения от двигателя к лебедочному механизму.
На фиг. 1 представлено предлагаемое устройство, общий вид; на фиг. 2 - кинематическая схема редуктора.
Устройство содержит раму 1, установленную на шасси автомобиля или другого движущегося механизма, на которой смонтированы двигатель 2 внутреннего сгорания и редуктор 3, входной вал которого связан с двигателем клиноременной передачей 4. На барабан 5 намотан трос б, который через соответствующий блок 7, смонтированный на стойке 8, прикреплен к каретке 9, а к последней подвешен груз 10. Каретка 9 движется в вертикально расположенных направляюа их 11, не давая грузураскачиваться во время работы. В транспортном положении груз 10 закреплен на раме 1 на подставках 12.
Вращение от двигателя передается на шкив 13 редуктора, далее через понижающую передачу на второй вал 14 на котором установлены пусковые муфты 15 и 16. Ведомые части муфт через редуцирующие передачи 17 связаны с валом 18, на котором сидит барабан 5. С валом 18 через передачу с таким же передаточным отношением связа« ваш 19, на котором установлен муфты 20 и 21. Вал 19 выполнен в виде неподвижной скалки, т.е. закреплен в корпусе без возможности проворота, поэтому муфты 20 и 21 играют роль тормозных. К входному валу подсоединен генератор 22, который дает энергию для питания системы управления устройством. Шкив 13 клиноременной передачи может быть изготовлен нескольких диаметров, что позволяет, меняя шкив, изменять скорость барабана 5, а следовательно, и продолжительность цикла работы. Зубчатые колеса, поводки, фланJJH и т.п. при муфтах 15, 16 и 20,21 выполняются унифицированными, что ,
дает возможность снизить трудоемкост изготовления редуктора.
Устройство работает следующим образом.
В рабочем положении при запущенном двигателе 2 включаются муфты 15 и 16, трос наматывается на барабан 5 и груз 10 поднимается в верхнее положение, где по команде от конечного выключателя отключаются муфты 15 и 16 и включаются муфты 20 и 21. Барабан 5 заторможен и груз 10 ВИСИТв верхнем положении. Подставки, на которых лежал груз, автоматически убираются. По команде от системы управления тормозные муфты 20 и 21 отключаются и груз падает вниз, раскручивая барабан. В момент удара груза о землю срабатывает инерционный датчик, установленный на грузе. По его команде вк7дачаются пусковые муфты 15 и 16 и груз поднимается вверх. В верхнем положении отключаются пусковые муфты 15 и 16 и включаются тормозные муфты 20 и 21, затормаживая барабан. Цикл подъема-сбрасывания закончен. Все пиковые нагрузки в приводе во время работы демпфируются клнноременнсй передачей, поэтому двигатель работает в благоприятном режиме.
Редуцирующая передача 17 выполнена с 1 1/2,5, что позволяет при установке электромагнитных муфт четырнадцатого габарита получить на барабане крутящий момент не менее 500 кгсМ (по вращающему моменту муфт). Это дает возможность поднять на высоту 2 м груз массой 3000 кг менее, чем за 2 с.
Экономический эффект изобретения достигается за- счет повышения производительности предлагаемого устройства в результате выбора наиболее благоприятных режимов работы, снижения его стоимости, работы в процессе движения устройства, увеличенной энергии ударов, выделяемой в единицу времени и повышения долговечности двигательной установки.
Формула изобретения
1. Устройство для возбуждения сейсмических волн падающим грузом, содержащее приводной двигатель и лебедочный механизм подъема-сбрасыва-. ния с тормозными и пусковьми электро магнитными муфтами и барабаном, на который наматывается трос, прикрепленный к грузу, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью обеспеченная подъема груза большой массы и благоприятного режима работы приводного двигателя, лебедочный механизм выполнен в виде редуктора, входной вал которого соединен клиноременной ,передачей с валом двигателя, а барабан расположен на выходном валу дуктора, причем электромагнитные муфты соединены с выходным валомбарабаном редуцирующими передачами.
2.Устррйство по п. 1, о т л ичаюце е с я тем, что клиноременная передача от двигателя к редукvopy выполнена со сменными шкивгини.
3.Устройство по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что в качестве тормозных муфт редуктора используют муфты аналогичное пусковым/ которые устанавливают на неподвижной скалке, жестко закрепленной в корпусе редуктора.
4. Устройство по пп. 1, 2 и 3, отличающееся тем, что редуцирукяцие передачи от муфт к барабану выполнены с равными передаточными отношениями.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Патент ст. 2851121,кл.181-5, опублик. 1958.
2.Авторское свидетельстве СССР 556395, кл. G 01 V 1/14, 1978.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Источник сейсмических сигналов ударного типа | 1983 |
|
SU1104452A1 |
Устройство для возбуждения сейсмических волн | 1975 |
|
SU556395A1 |
Устройство для фигурного подъема сценического занавеса | 1971 |
|
SU449730A1 |
ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ УДАРНОГО ТИПА | 2002 |
|
RU2246740C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДБОРКИ СЕЙСМИЧЕСКИХ КОС | 1993 |
|
RU2054701C1 |
ТРОСОВЫЙ ПРИВОД С УСТРОЙСТВОМ АВАРИЙНОГО ТОРМОЖЕНИЯ | 2011 |
|
RU2505474C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАМОТКИ МАТЕРИАЛА В РУЛОН | 1996 |
|
RU2099271C1 |
МОТОЛЕБЕДКА | 2011 |
|
RU2489345C1 |
Устройство для обработки текстильных изделий | 1987 |
|
SU1460101A1 |
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАРНОГО БУРЕНИЯ СКВАЖИН | 2021 |
|
RU2766989C1 |
гв
и
f/
«
W
V
н
W
IT
sfX
/7/7
21
Авторы
Даты
1981-07-30—Публикация
1979-10-01—Подача