1
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к сцепным устройствам для многозвенных транспортных средств.
Известно сцепное устройство, содержащее опорные элементы, прикрепленные жестко к соединяемым звеньям и шарнирно связанные между собой скрещивающимися планками, расположенными одна над другой в параллельных плоскостях 1.
Недостатком этого устройства является невысокая долговечность щарниров скрещивающихся планок. При движении по неровностям планки стремятся повернуться относительно опор в вертикальной плоскости, что создает моменты, перекашивающие оси шарниров относительно втулок. Это вынуждает делать сферические щарниры, которые под действием больших усилий растяжения планок быстро изнашиваются, что нарушает нормальное функционирование сцепного устройства. Это устройство позволяет соединяемым звеньям совершать относительный поворот в вертикальной плоскости и вокруг продольной оси транспортного средства только на незначительный угол, что определяется соударением скрещивающихся планок при их сближении. Это обстоятельство на сильно пересеченной местности приводит к скручиванию планок и рам, к перегрузке шарниров сцепного устройства, что также снижает его долговечность. Недостатком данного устройства является также невозможность его использования для присоединения одноосного прицепа, так как при всех сферических шарнирах скрещивающихся планок одноосный прицеп будет терять устойчивость, а при установке
10 вертикальных шарниров на одном из опорных элементов оси этих шарниров будут перекашиваться, снижая долговечность.
Известно и другое сцепное устройство сочлененного транспортного средства, содержащее закрепленные поперечно на рамах соединяемых звеньев опорные элементы, выполненные в виде балок, шарнирно связанных перекрестными стержнями, расположенными в параллельных горизонтальных плоскостях, при этом первый опорный элемент прикреплен к раме одного из соединяемых звеньев посредством горизонтального шарнира с возможностью поворота вокруг продольной оси транспортного
25 средства 2.
Данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату. Недостатком устройства является его низ30 кая долговечность. Цель изобретения - повышение долговечности устройства. Для этого второй опорный элемент прикреплен к раме соответствующего соединяемого звена шарнирно с возможностью поворота в продольной вертикальной плоскости. Кроме того, первый опорный элемент связан с осью горизонтального шарнира посредством промежуточного элемента, соединенного с первым опорным элементом горизонтальным поперечным шарниром, а промежуточный элемент может быть выполнен в виде Т-образной крестовины с горизонтальными поперечными шарнирами. На фиг. I изображено предлагаемое сцепное устройство, вид сверху; на фиг. 2- разрез А-А фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б фиг. 1; на фиг. 4 - второй вариант сцепного устройства; на фиг. 5 - разрез В-В фиг. 4; на фиг. 6 - разрез Г-Г Сцепное устройство содержит опорные элементы 1 и 2, прикрепленные к соединяемым звеньям 3 и 4. Опорный элемент 1 крепится к звену 3 при помощи поперечных шарниров 5 и 6, а элемент 2 - к звену 4 при помоши продольного шарнира 7. Элементы 1 и 2 соединены между собой скрещивающимися иланками 8, 9 и 10, расположенными одна над другой в параллельных плоскостях. Обе планки 8 и 10 соединены с элементом 1 при помощи вертикального шарнира 11, а с элементом 2 - посредством шарнира 12. Планка 9 расположена между планками 8, 10 и соединена с элементом 1 вертикальным шарниром 13, а с элементом 2 - шарниром 14. Работает устройство следующим образом. Тяговое усилие от звена 3 иередается через шарниры 5 и 6 на опорный элемент 1, а далее через шарниры 11 и 13 - на планки 8, 9 и 10. Дальше тяговое усилие передается через шарниры 12 и 14 на опорный элемент 2, с которого через шарнир 7 передается на соединяемое звено 4. При повороте звена 3 влево через шарииры 5 и 6 поворачивается влево и элемент I, который посредством шарпира 11 перемещает верхний конец иланок 8 и 10 влево, а посредством шарнира 13 - нижний конец планки 9 вправо. При таком перемещении планок элемент 2 поворачивается вправо и через шарнир 7 поворачивает звено 4 вправо. При въезде звена 3 на бугор оно поворачивается на шарнирах 5 и 6 относительно элемента 1, а антипараллелограмм остается в одной плоскости со звеном 4, являясь его продолжением. Продольный опрокидывающий момент с одноосного звена 4 передается через шарнир 7 на элемент 2, затем через шарнир 12 - на планки 8 и 10 и далее через шарнир 11 - на элемент 1, а реализуется в качестве вертикальной догрузки шарниров 5 и 6. Во втором варианте устройства (фиг. 4) опорный элемент 2 соединен со звеном 4 при помош,и промежуточного элемента 15, выполненного в виде Т-образной крестовины, у которой шарниры 16 и 17 соединяют элементы 2 и 15, а шарнир 18 - элемент 15 и звено 4. Тяговое усилие передается через шарниры 12 и 17 на опорный элемент 2, а от него через шарниры 16 и 17 - на нромежуточный элемент 15, с которого через шарннр 18 - на соединяемое звено 4. При повороте звена 3 влево через шарниры 5 и 6 новорачивается влево и элемент 1, который перемещает через шарнир 11 верхний конец планок 8 и 10 влево, а через шарнир 15 - нижний конец планки 9 вправо. При таком перемещении планок элемер1т 2 поворачивается вправо и через шарниры 16 и 17 поворачивает вправо элемент 15, который через шарнир 18 поворачивает звено 4 вправо. Тяговое усилие и момент поворота преобразовываются в предлагаемом сцепном устройстве в усилия перерезывания осей шарниров, которые нанравлены перпендикулярно осям и равномерно загружают оси, что повышает долговечность шарниров и сценного устройства в целом. Шарнирное соединение опориых элементов и соединяемых звеньев устраняет скручивание рам и планок при переменном продольном и поперечном рельефе дороги, что повышает проходимость соединяемых звеиьев и многозвенного транспортного средства в целом по снльно пересеченной местности. Формула изобретения 1. Сцепное устройство сочлененного транспортного средства, содержащее закренленные поперечно на рамах соединяемых звеньев опорные элементы, выполненные в виде балок, шарнирно связанных нерекрестными стержнями, расположенными в параллельных горизонтальных плоскостях, при этом первый опорный элемент прикреплен к раме одного из соединяемых звеньев посредством горизоитального шарнира с возможностью поворота вокруг продольной осп транспортпого средства, отличающееся тем, что, с целью повышения долговечности устройства, второй онорный элемент прикреплен к раме соответствующего соединяемого звена шарнирно с возможностью поворота в продольной вертикальной нлоскости. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что первый опорпый элемент связан с осью горизонтального шарнира посредством промежуточного элемента, соединенного с
первым опорным элементом горизонтальным поперечным шарниром.
3. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что промежуточный элемент выполнен в виде Т-образной крестовины с горизонтальными поперечными шарнирами.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент США № 3254905, кл. 280-458, 1966.
2. Авторское свидетельство по заявке № 2777896/11, кл. В 60D 1/14, 14.05.79 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОПОЕЗДА | 2005 |
|
RU2304540C2 |
Тягово-сцепное устройство одноосного прицепа с регулируемой длиной тягового рычага | 2022 |
|
RU2792139C1 |
Сцепное устройство для многозвенного транспортного средства | 1978 |
|
SU1454737A1 |
Стабилизирующее тягово-сцепное устройство прицепа с переменным поперечным наклоном шкворня | 2022 |
|
RU2790298C1 |
Стабилизирующее буксирное устройство одноосного прицепа с регулируемым наклоном шкворня | 2021 |
|
RU2771088C1 |
Сцепное устройство сочлененного транспортного средства | 1988 |
|
SU1532415A1 |
Опорно-сцепное устройство тягачаС пОлупРицЕпОМ | 1979 |
|
SU846364A1 |
Сцепное стабилизирующее устройство одноосного прицепа | 2023 |
|
RU2810832C1 |
Сцепное устройство сочлененного транспортного средства | 1979 |
|
SU1237476A1 |
Механизм перемещения выемочного комбайна | 1986 |
|
SU1652541A1 |
/
,
//.
f
/
i
/ff
Авторы
Даты
1981-08-07—Публикация
1979-09-26—Подача