Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в поршневых двигателях внутреннего сгорания.
Известен блок-картер поршпевого двигателя внутреннего сгорания, содержаш,ий разъемные опоры коренных подшипников; каждая из которых образована межцилинд ровой перегородкой и установленной в ее гнезде с натягом по боковым плоскостям крышкой, закрепленной в межцилиндровой перегородке прп помопд.и шпилек, проходяших через отверстия в крышке; 1.
Недостатком этого блок-картера является увеличение отклонения от соосности и цилиндричности опор коренных подшипников при их сборке, обусловленное необходимостью радиальных зазоров между шпильками и отверстиями в крышках.
Целью изобретения является сохранение соосности и цилиндричности опор коренных подшипников при пх сборке.
Поставленная цель достигается тем, что отверстия под шпильки в крышке выполнены овального поперечного сечения с малой осью овала, расположенной параллельно общей оси опор коренных подшипников и равной 1,005-1,01 наружного диаметра резьбы шпильки, и большой осью овала, величина которой по меньшей мере равна
1,05 наружного диаметра резьбы шпильки, а каждая шпилька в зоне разъема коренного подшипника снабжена цилиндрическим пояском, диаметр которого равен нарулшо5 му диаметру резьбы шпильки.
На фиг. 1 изображена конструкция опоры коренного подшипника; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.
10 Блок-картер содержит опоры коренных подшипников, из которых образована межцилиндровой перегородкой 1 и крышкой 2. Крышка 2 установлена в гнездо межцилиндровой перегородки 1 с натягом по боковым плоскостям 3 и прикреплена двумя шпильками 4 и гайками 5. Шпильки 4 проходят через отверстия 6 в крышке 2. Стяжные болты 7 соединяют крышки 2 с боковыми стенками блок-кар20 тера (на чертежах не показаны). Шпилька 4 снабжена цилиндрическим пояском 8, диаметр D которого равен наружному диаметру резьбы шпильки 4. Поясок 8 расположен в зоне разъема опоры коренного
25 подшипника. Отверстия 6 в крышке 2 выполнены овального поперечного сечения с малой осью В овала, равной 1,007 D и расположенной параллельно общей оси опор коренных подшипников, и большой осью С
30 овала, равной 1,07 D.
При сборке опоры коренного подшипника крышку 2 надевают на шпильки 4. При этом крышка 2 получает предварительную ориентацию относительно гнезда в межцилиндровой перегородке 1, скользя по резьбовой части шпилек 4 до появления натяга между ней и гнездом, после чего крышку 2 запрессовывают в гнездо. При этом крышка 2 доходит до цилиндрических поясков 8 шпилек 4 и получает окончательную ориентацию, которую и сохраняет до полной установки в гнездо. После затяжки гаек 5 на шпильках 4 ввинчивают и закрепляют стяжные болты 7.
Сохранение соосности и цилиндричности опор коренных подшипников при их сборке обеспечивается установкой крышек 2 в строго фиксированное положение, которое они занимали в процессе механической обработки блок-картера. Указанная установка крышек 2 осуш,ествляется в направлении, перпендикулярном к общей оси опор коренных подшипников, за счет натяга по боковым плоскостям 3 и в направлении, параллельном обш,ей оси опор коренных подшипников, за счет уменьшенного зазора м-ежду-шпиль ками 4 и отверстиями 6 овального, наплечного сечения. Этот зазор о.беспеЧнвается величиной малой оси В в-- пределах 1,005-1,01 наружного диаметра D резьбы шпильки. Паличие пояска 8, диаметр которого равен наружному диаметру резьбы шпильки 4, предохраняет крышку 2 от перекоса при запрессовывании ее в гнездо перегородки 1.
Пределы для величины малой оси В овала определены из анализа конструктивных азмеров шпилек крепления крышек и доусков на точность их изготовления и перпендикулярность установки в гнездах межилиндроБЫх перегородок. Минимальное начение величины большой оси С овалього отверстия принято равным 1,05 D на снове расчета плоских размерных цепей с араллельными звеньями методом максимума-минимума.
Принятые значения величин осей овала в сочетании с поясками, выполненными на шпильках в зоне разъема и имеюшими диаметр, равный наружному диаметру резьбы этих шпилек, гарантируют собираемость опор коренных подшипников и обеснечивают сохранение их соосности и цилиндричности опор при сборке. В результате улучшаются условия работы
сопряжения коленчатого вала с коренными подшипниками, повышается надежность и долговечность деталей этого сопряжения, а следовательно надежность и долговечность поршневого двигателя внутреннего сгорания.
Формула изобретения
Блок-картер поршневого двигателя внутреннего сгорания, содержаш,ий разъемные
опоры коренных нодшипннков, каждая из которых образована межцилиндровой перегородкой и установленной в ее гнезде с натягом по боковым плоскостям крышкой, закрепленной в межцилиндровой нерегородке при помощи шпилек, проходящих через отверстия в крышке, отличающийс я тем, что, с целью сохранения соосности и цилиндричности опор коренных подшипников при их сборке, отверстия под шпильки в крышке выполнены овального поперечного сечения с малой осью овала, расположенной параллельно общей оси онор коренных подшипников и равной 1,005-1,01 наружного диаметра резьбы шпильки, и
большой осью овала, величина которой по меньшей мере равна 1,05 наружного диаметра резьбы шпильки, при этом каждая шпилька в зоне разъема коренного подшипника снабжена цилиндрическим пояском, диаметр которого равен наружному диаметру резьбы шпильки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. «Дизели справочник под ред. В. А.
Ваншейдта, «Машиностроение, Л., 1977, с. 185, рис. 6.
-
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Картер двигателя внутреннего сгорания | 1989 |
|
SU1698472A1 |
КАРТЕР ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1999 |
|
RU2194183C2 |
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2005 |
|
RU2291312C1 |
Картер поршневого двигателя внутреннего сгорания | 1990 |
|
SU1694965A1 |
Картер двигателя внутреннего сгорания | 1986 |
|
SU1315636A1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2011 |
|
RU2479736C1 |
УЗЕЛ РАДИАЛЬНОГО РОЛИКОВОГО ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ | 1991 |
|
RU2011901C1 |
Шатун | 1990 |
|
SU1793120A1 |
Устройство для соосной установки валов | 1988 |
|
SU1590733A1 |
ИЗОЛИРУЮЩЕЕ ФЛАНЦЕВОЕ СОЕДИНЕНИЕ | 2015 |
|
RU2611130C1 |
Авторы
Даты
1981-08-07—Публикация
1979-05-24—Подача